Sep 16, 2011 23:38
Отказ от абсолютного понятия "зла" не должен вести к отказу от использования слова "злой". Одно с другим не связано. Вещь может быть горячей, хотя нет никакой "горячести". Как я уже отмечал, оценочное и даже мировоззренческо-метафизическое представление о зле возникло через представления о плохом. Плохой - вредный (вредоносный), опасный, неприятный. Также в понимание зла входит оценка как злого, прежде всего оценка человека. Но "злой" - в равной степени может быть не только оценкой, но и характеристикой. В чем разница? В оценке проявляется прежде всего наше отношение, характеристика описывает. Злой человек - человек враждебно настроенный, недоброжелательный, вспыльчивый. А главное - готовый нанести вред другому. Я говорю прежде всего о телесном вреде - ударе и т.п. "Злой" - прежде всего "злой сейчас" и редка "злой всегда". Люди не делятся на добрых и злых - каждый бывает в состоянии злости. Меня занимала мысль - можно ли вывести общую формулу злости? Иначе говоря, можно ли установить причины злости человека. Всё указывает на то, что сделать это возможно.
Так как каждый из нас злился, растолковывать это чувство не нужно. Но, чувствуя и видя, что злость охватывает другого- мы не видим, что вызывает это чувство. Часто злость кажется беспричинной, особенно злость перманентная. Что изначально вызывает злобу маньяка? Почему те, кто управляет другими, чаще испытывают злость? Отправной точкой следует взять тезис, что чувство, как и реакция, всегда чем-то спровоцировано. Но то, что вызывает злость, вовсе не всегда связано с тем, на чем злость срывается. Вымещение зла - своебразная разрядка, часто происходит перенос, делающий злостьь ассиметричной и неадекватной. Но злость не только может вымещаться не на том, кто её вызвал - её вообще может никто не вызывать! Человек бывает зол на самого себя, например, когда совершит досадный промах. Следующий шаг поиск источника злости - обобщение случаев известных нам (по личному опыту и из текстов и чужих рассказов). Прежде всего подумаем, является ли источник злости внутренним или внешним? Под внутренним подразумевается независимое от обстоятельств. Источник злости внутренний, повод или причина её проявления - как правила внешняя, но не следует смешивать причину злости и причину проявления злости.
Разумеется, всегда есть нечто, вызывающее злость. Однако сама злость - не реакция, а самостоятельное чувство. Если это и ответ, то ответ глобальный, обобщенный. Ответ чувством-состоянием на другое чувство-состояние. Ответ себе же, по сути. Значит вызывающая злость причина (причина здесь = фактор воздействия) вызывает не злость, а нечто, создающее предпосылки для возникновения злости. Причина злости - неудовлетворенность жизнью, дискомфорт. Либо постоянно-гнетущий, либо кратковременный, но сильный. Злость функциональна так же как и боль и весьма по своему действию напоминает боль. Злость ведет к действию, к насилию - именно поэтому опасен злой человек. Но злость в норме имеет и адекватную направленность. Злость собаки может быть легко описана и каталагизирована. Отсюда и простые советы - не вырывайте кость у своей собаки, даже если она послушная. Злость может вызываться нарушением условий жизни. Злость может вызываться ухудшением состояния здоровья. Видимо, есть особый сигнал подобный болевому сигналу. Как же мы реагируем на свою же злость? Ищем виноватого, а не настоящую причину. Ведь очень часто мы ничего с этой причиной не можем сделать или придется менять всю жизнь... Проще уж найти виноватого. Евреи, масоны, инопланетяне, бесы, да что угодно. Злость бывает понятна и оправдана, но злость никогда не была и не будет нормой. Её природная полезность именно в ненормальности состояния, которое ищет "выхода".
Формула злости: человек недоволен своей жизнью (вообще или здесь и сейчас). Примечание: речь не идет о сознании довольства, а об ощущениях. Сознательное недовольство может провоцировать или не провоцировать злость - в зависимости от возникновения чувства недовольства. Кстати, чувство недовольства способно копиться, и тогда злость может выплеснуться взрывообюразно.
чувства,
этология человека,
психология,
поведение