Сапковский - известный польский фантаст, пишущий в жанре фэнтези, и прославился он своим циклом "Ведьмак". Должен признаться, что прочел я "Ведьмака" с большим трудом. Местами было скучновато, но отталкивало от книги совсем не это. Можно сказать, что в целом сюжет достаточно увлекательный. Но насыщенный деталями и яркими описаниями текст почему-то рождает чувство отвращения. Меня, как всегда, отталкивает постмодернистское влияние. Оно у Сапковского выражается и во внесении несоответствующих его миру вещах (если бы речь шла о средневековье, я бы сказал - анахронизмов), безвкусном скрещивании несопоставимого. Что ещё хуже - в романе много пошлости, грязи, отвратительных смакований. Дело не в том, что часто речь заходит о сексуальной, эротической сфере, да пусть бы хоть полкниги бы посвятил, только незачем писать в такой манере. Это само по себе может испортить даже хорошую книгу. Но в сочетании с обилием крови, хлещущей на каждой странице, это делает произведение попросту тошнотворным. Даже отрицая мораль, писатель не должен терять вкуса, чувства меры. Это одна сторона цикла, где Сапковский проявил себя не с лучшей стороны.
Мир Сапковского - это карикатура на мир Толкина. Очень много заимствовано напрямую и чуть переделано. Взяты люди и эльфы. Люди, которые постепенно вытесняют эльфов. Но в мире Сапковского симпатию не вызывают ни люди, ни эльфы. От эльфов Толкина осталась разве что красота и склонность использовать луки в качестве основного оружия. У Толкина много рас, вызывающих симпатию: хоббиты, эльфы, отчасти люди и отчасти гномы. Помимо этих рас вызывают симпатию отдельные существа, предстающие в виде людей, например Бомбадил, ну и конечно маг Гендальф. В 8 книгах ведьмака положительных персонажей практически нет, может 1-2 второстепенных персонажа, вставленных для обогащения сюжета (как вампир Регис). Читатель всегда сопереживает главным героям, но у меня лично это сопереживание выветривалось по мере чтения. Если вы читали и переживали за Геральда и Цири, то скорее всего по привычке. Ведь главный герой - это свой, "хороший". Даже если другие хуже (что не факт), ни ведьмак Геральт, ни Цири лучше от этого не выглядят. Если вдуматься, при всей удаленности от голливудского стиля, Сапковский восхваляет всё тот же идеал супергероя-киллера, убийцы волею судьбы.
Любопытно отношение Сапковского к философии. Он вполне открыто выражает своё пренебрежение. При этом сам - осознанно или нет, пытается философствовать, то есть рассуждать о мироздании, морали, закономерностях и так далее. Результат вполне предсказуем. Отказ от философии обычно оборачивается скрытой философией самого дурного свойства. Роман вполне мог обойтись и без глубокомысленных рассуждений и намеков (а порассуждать у Сапковского любят даже такие "простые" персонажи как Мильва, крестьянка по происхождению). Пожалуй, если бы Сапковский сделал бы упор на бои на мечах и магию, я бы отнесся к его "творению" более снисходительно. Но он захотел сделать современный интеллектуальный боевик, скрещенный с мелодраммой и ещё с чем только можно. Сейчас это модно - "Матрица" тому пример. "Ведьмака" я не оцениваю на троечку, как "Гарри Поттера", хотя литературно он даже получше сделан. Это книги, которые не стоит читать. Кто не читал - не начинайте, послушайте моего совета. Трафаретный фантастический боевичок и то безопаснее для психики. Детям и подросткам роман категорически противопоказан.
П.С. Поначалу я хотел дать более детальный анализ цикла "Ведьмак", но потом передумал. Не заслуживает он этого. Написал же свой пост скорее для того чтобы хоть отчасти уравновесить обилие хвалебных отзывов и предостеречь тех, кто не читал. Это хуже чем потерянное время.