Некоторые книги интересны сами по себе, будучи выдающимися литературными произведениями, достижениями пера и мысли. Другие интересны как социальный феномен - по тому резонансу, который они вызывают. "Властелин колец" Толкина относится к первым, "Гарри Поттер" (далее ГП) - ко вторым. Я не хочу сказать, что ГП неинтересен по содержанию, что это пустышка. Скорее, его содержание должно быть нам интересно постольку, поскольку оно находит отклик в читателях и весьма специфически оценивается и интерпретируется разными рецензентами. Это не плохая книга (точнее, книги), и не хорошая книга. Однако, если мы вынуждены согласиться, что успех ГП вызван не рекламой, отсюда не следует, что достоинство, привлекающее людей - в увлекательности и яркости созданного волшебного мира. Так что же именно вызвало поттероманию и почему ГП так популярен?
Роулинг писала свой сериал не на пустом месте. Мне встречались ссылки на книгу об исторических и литературных источниках ГП, но пока я не ознакомился с этим изданием. А в том, что мне встречалось о Роулинг и ГП, подозрительно мало сказано об источниках. Да, в ГП использованы многие известные произведения, можно сказать "сплавлены". Заимствования достаточно обширные, и всё же в плагиате автора упрекнуть нельзя. Это даже не механическая компиляция. Однако и цельного текста не получилось, пестрота бросается в глаза. О заимствованиях я хочу поговорить не столько чтобы подчеркнуть неоригинальность "находок" Роулинг, но чтобы показать обреченность ГП на успех. Перед нами не "волшебная сказка", а фэнтези. И все почти основные моменты заимствованы из двух знаменитых книг - "Властелина Колец" и ещё "Волшебника Земноморья" Урсулы ле Гуин. Сразу скажу, что из "Волшебника" взято очень много, не только сама идея "школы магии", которая после ГП стала попросту штампом. Эти две книги - самые популярные фэнтези для подростков последнего полувека. Взяв их за основу, нельзя промахнуться. При этом должна быть и новая "изюминка", чтобы ГП не стал примером банального эпигонства. Это условие было Роулинг соблюдено - и книга получила тот успех, который должна была получить.
Что заимствовано из романа Толкина? Перечислю то, что могло быть взято и прямо, и косвенно. Ведь та же Ле Гуин явно испытала влияние Толкина, то есть влияние как минимум двойное. Имеем: главные герои ассоциируются с детьми ("хоббиты" Толкина не просто "полурослики", они ещё и очень молоды, по хоббитским меркам). Побеждает "добро" не благодаря силе, а благодаря мужеству, самоотверженности, дружбе. Возглавляет светлые силы седовласый мог Гэндальф, после Мории получивший титул Белый и белые одежды. То же самое мы находим в ГП - старика-мага Дамблдора, в белых одеждах и с белоснежными волосами. Причем этот маг, как и Гэндальф, не заносчив, добродушен, дружит с детьми (как Гэндальф - с хоббитами). Дамблдор, как и Гендальф, немногословен, склонен к скрытности. Параллель Фродо - Гарри Поттер тоже очевидна. Фродо и Гарри - сироты. Тот, кто был совсем обычным ребенком и не мечтал о подвигах - вдруг становится надеждой всего мира, избранником судьбы. В ГП мы находим и второстепенные заимствования, например, горного тролля-гиганта - точь в точь как у Толкина (в мифологии тролли вовсе не великаны). Однако я не исчерпал ещё списка основных заимствований. Вольдеморт - это, очевидно, Саурон. Он побежден, но не исчез из мира, а развоплотился и старается вновь воплотиться. Его существование поддерживается могущественным магическим артефактом - Кольцом Всевластья, которое попадает в руки хоббитов. Потом Саурон вновь воплощается, но ему нужно получить кольцо, чтобы обрести былую силу. Чтобы уничтожить Саурона, нужно уничтожить кольцо. Сразу вспоминаются кристражи в ГП. Причем, как и сауроново кольцо, кристражи не только хранители силы и сущности главного негодяя (Черного властелина), но ещё и проводники его влияния, средство подчинения людей. Как раз в этом качестве и выступает дневник Тома Редли (он же Вольдеморт). Уже приведенные совпадения показывают, что от "Властелина" в ГП много как в сюжетном, так и в идейном отношении. А ведь я только начал проводить сопоставление.
Теперь обратимся к "Волшебнику Земноморья" (1968г.). Здесь мы, наверно впервые в англоязычной фантастике, находим школу магов. Причем она расположена на острове (вспомните, как до Хогвартса добираются на лодках). Глава школы (он же "хранитель школы) - седой старый маг Неммерле. Причем он сам ничего не преподает, как и Дамблдор. Погибает он от истощения после борьбы с Тенью, вызванной Гедом. Дамблдор погибает после борьбы с порождениями Волан-де-морта, так как теряет силы, что позволяет его убить Снейпу (в обычном состоянии с ним бы не справились). У магов есть свои животные-вестники (сокол - у Геда). Главный герой, юноша, потерявший мать, происходит из бедного селения (из "народа"). В школе он сразу сталкивается с высокородным Джаспером. Джасперу в ГП соответствует Драко Малфой. Главное сходство этих персонажей - в заносчивости, насмешках над главным героем, высокомерии. Как и Джаспер, Малфой оказывается неудачником, несмотря на свою незаурядность, и вопреки богатству и происхождению. У Геда появляется друг - простоватый парень из простой семьи, любитель покушать. Рон весьма его напоминает. Верный, надежный. У Ветча есть младшая сестра, в которую Гед почти влюблен. В ГП почти то же самое. Идейное содержание также во многом заимствовано у Ле-Гуин. Гед борется со своим антагонистом - Тенью (геббетом). Это как бы его тёмное начало, альтер-эго. Насколько я понял, в ГП внутренней связи между Гарри и Вольдеморт придается особое значение. Различие лишь в том, что там Гед передал часть своей силы, а здесь Вольдеморт передал часть себя. В целом воспринята идейная схема Ле Гуин - борьба со злом есть борьба с тьмой внутри себя. Опять же, я перечислил далеко не все сходства и заимствования. Что касается "магической школы", то кроме Ле Гуин она встречается, к примеру, в романе американского автора Майкла Суэнвика "Дочь железного дракона", который вышел в 1994г., как раз в пору работы Роулинг над ГП. Может она и не читала Суэнвика (да, категорически не советую читать эту мерзкую книгу и вам), но сама идея магического "университета" уже не была чем-то новым.
Что принципиально нового в ГП по сравнению с книгами Толкина и Ле Гуин? То, что мир волшебников находится не на другой планете или вообще незнамо где, он существует здесь и сейчас, рядом с нами. Идея тоже не нова. Вспомните "Волшебника страны Оз". Да и вообще - классический сказочный прием. Но я думаю, что тут тоже есть непосредственный прототип - "Бесконечная история" Михаэля Энэ (1979), которая вышла на английском в 1983 г. и является одной из самых популярных современных сказок. В ней мир фантазии соседствует с миром обыденным. Обратите внимание, что главный герой - одиннадцатилетний мальчик, спасающий волшебную страну! Гарри тоже было 11 лет, когда его взяли в Хогвартс после вполне обычного детства. Видимо, "Бесконечная история" послужила второстепенным источником. Но одно примечательно. Волшебная страна "Бесконечной истории" исчезает, потому что люди перестают в неё верить. Маги и их жизнь не зависят в ГП от обычных людей. Но те изображены глупыми или глуповатыми, ограниченными, без фантазии. "Магглы" нарисованы Роулинг пренебрежительно и даже уничижительно.
Маги - аристократы мира. Они не работают подобно обычным людям. Их занятия - управление, исследование, общественная деятельность. И всё это в связи с магией. Поинтересуйтесь, откуда берется еда в Хогвартсе. Её готовят в подвалах эльфы, находящиеся на полождении рабов. Не слишком-то по-доброму. Маги Роулинг совершенно не похожи на магов Толкина и Ле Гуин. У Толкина магов всего пять, это древние мудрецы, пекущиеся о мире. Гэндальф старается без необходимости магию не использовать. В Земноморье магов намного больше. Но чем они заняты? Они служат либо королям, либо населению. Помогают земледельцам и морякам с погодой, ветрами и т.д. Они приносят людям пользу и люди их уважают. Маги в ГП презирают людей и сторонятся их, сами ничего полезного не делают. Эдакий народ тунеядцев, "господ". "Магглы" платят магами ответной ненавистью. Но я думаю, дети это не очень замечают. А что они замечают и что их притягивает?
ГП - игровое произведение. В отличие от многих других фэнтези, ребенок (подросток) может отождествить себя с Гарри Поттером или Гермионой Гренджер. Детям импонирует противостояние Гарри семье (правда не родным родителям, но это не сильно меняет дело). Им нравится, что главные герои - "школьники", ученики элитного закрытого лицея. Чувствуется, что книга английская, а не американская - глубже, умнее, тольше юмор. Но при этом доступная для всех и всёже, на мой взгляд, глуповатая. Вот в этой половинчатости и скрыт, на мой взгляд, основной секрет успеха. Нет сложной магии имен, как в "Волшебнике Земноморья". Всё просто - взмахнул палочкой, произнес вслух заклинание на латыни, и порядок. Очень удобно для игры. Причем наиболее близки детям, как мне думается, первая и вторая книга (соответственно, первый и второй фильм). Именно они создали поттероманию. А затем успех уже шел по инерции - дети хотели читать и смотреть о полюбившихся героях ещё и ещё. Последующие книги (и фильмы) - более сложные, мрачные, закрученные.
Нельзя согласиться, что в ГП имеет место какой-то сатанизм и чернокнижие. Волшебство - да, чернокнижие - нет. Роулинг довольно четко делит положительных и отрицательных персонажей. И всё же магия - одна, нет черных и белых магов, и это примечательно. Все злые колдуны кончают Хогвартс - факультет Слизерин. Это делает магов чем-то единым, а противостояние - временным, вызванным действиями Вольдеморта. ГП - не чисто постмодернистское произведение, но постмодернизм присутствует, это дань эпохе. Об этом говорят и многочисленные "отсылки" в тексте, например к "Алисе" Кэрролла. Это делает ГП книгой для всех. Христиане находят в ней христианское, неоязычники - языческое. Хотя чаще христиане, особенно православные, выступают с критикой ГП. И этот момент очень интересен. ГП опасаются не столько потому, что ослабляется христианское влияние, сколько потому что тут всплывает "конкурент", который тоже говорит о магии и чудесах. Рассмотрение религиозных переделок, пародий и других поделок против ГП - весьма увлекательное занятие. Гарри Поттер, который принял православие, разуверившись в магии - это и смешно и грустно. Православные показывают себя далеко не с лучшей стороны. Особенно нелепа книга некоего якобы грека, изданная в Москве издательством "Лубянская площадь", где школа магов занимается антироссийской деятельностью и распространением ненависти к своей стране среди русских. Националистическая и откровенно антисемитская книга была издана большим тиражом и в хорошем качестве. Встречались упоминания, что где-то её рекомендуют к чтению приходские священники. Наверно, это самый одиозный "антигарипотер". Что же мировоззрением сериала на самом деле?
Мнимая прозрачность создает иллюзию четкости мировоззрения. Но "добро - это хорошо, зло - это плохо" - не мировоззрение. Христианского и правда в ГП много. Однако это христианство скрыто, замаскировано, растворено. Так же как в нашей культуре в целом. Если не задаваться целью, его можно и не увидеть. И вообще, под простотой и даже какой-то плосковатостью главных героев скрыто весьма причудливое мировоззрение. С одной стороны, отвергается старина, традиция, неизменность, с другой - отрицание революции, неуважение к предкам. Английская аристократия приспосабливается к веяниям времени. Нужно так раздвинуть границы, чтобы бунт не получил силы. Возможно, за этим скрыты и собственные амбиции автора, которые вполне оправдались. В Англии аристократы - далеко не всегда потомственная знать. Все эти идеологически-политические моменты в ГП есть, но не доминируют, позволяя детям увлекаться закрученным сюжетом. Тем самым ГП становится интересен и детям и взрослым. Не будучи выдающейся книгой, ГП затрагивает многие важные и острые моменты - важные для зрителей и читателей. Отсюда и вся поттеромания. Дети любят читать и любят зрелищное кино. Просто к ним нечасто обращаются и делают что-то специально ради них. Чаще взрослые дают детям что-то на свой вкус. Нравятся не только хорошие книги, но и актуальные книги, подходящие книги. По-настоящему хорошая книга массе людей нравится редко. Но, как я уже сказал в начале, ГП интересен не своими достоинствами.
UPD. В поте заменил первоначальное "Воланд-де-Морт" на Вольдеморт. Дело в том, что вольное "прочтение" имени внесено официальным переводом издательства Росмэн, которым я пользовался. По инерции стал писать о Волан-де-Морте, но потом всё же решил, что искажение имени главного отрицательного героя слишком существенное. У Роулинг нет намека на Булгакова.
--
Всё же осталось какое-то ощущение неполного выявления даже основных источников ГП. И я понял, что дело в том, что у литературного произведения ищут только литературные источники, прототипы и т.д. Забывая про кино. И меня "осенило", какой фильм сильно повлиял на напи сание ГП. Он хорошо стыковался с фэнтезийным антуражем. Самое забавное, что это американский фильм, а Роулинг не терпит ничего американского, в том числе американских актеров. Правило брать на съёмки ГП английских актеров соблюдалось некуоснительно. Итак, что же это за фильм? Это довольно известная лента 1995 года под названием "Хакеры". Известен фильм и потому, что это первая значительная роль Анджелины Джоли. Группа школьников-хакеров противостоит злодею, с которым не могут справиться взрослые. Главный герой - повидимому, один из прототипов Поттера. Роулинг он мог нравиться и внешне, и как актер. Дело в том, что Джонни Ли Миллер - британский, а не американский актер. Главный герой - по своему - "супермен" от компа. Причем он стал знаменитым с детства, совершив взлом, из-за которого его судили и запретили пользоваться компьютером. Примечательно сходство отлучение хакера от компа и такое же отлучение Поттера от волшебства до "выхода в свет", только возраст смещен. По фильму Дейд в 11 лет "отошел" от активности, а Поттер в 11 попадает в Хогвартс, то есть только выходит на свет. Интересна сама идея славы, которая завоевана раньше и идет впереди главного героя. Сходства и заимствования на этом не заканчиваются. Если у Толкина главные борцы со злом - Гэндальф и хоббиты (Фродо с Сэмом), у ле Гуин - Гед и его друг Ветч, то в "Хакерах" - команда детей, которые действуют вместе. Но примечательно, что в костяк входит "продвинутая" девушка. Очевидно, в ГП ей соответствует Гермиона. Почему американская актриса была "признана" Роулинг? Потому, что в 1996 году они с Миллером поженились (развод оформлен только в 1999). Анджелина Джоли точно произвела впечатление на Роулинг, так как она напрямую изображена в первой книге "ГП и философский камень" в качестве члена команды по квиддичу. Цитирую по переводу изд-ва Росмэн. "- ... И вот квоффл оказывается в руках Анджелины Джонсон из Гриффиндора. Эта девушка - великолепный охотник, и, кстати, она, помимо всего прочего, весьма привлекательна..." Нет никаких сомнений, что изображена именно Джоли. Таким образом, это упоминание косвенно подтверждает знакомство Роулинг с фильмом "Хакеры". Нельзя сказать, чтобы "Хакеры" послужили каркасом сюжета или образов, но использование образов из этого фильма достаточно очевидно. Кстати, ГП вообще отличается некоторой кинематографичностью. И это не столько фэнтези, сколько детектив в магическом антураже. Детективность и наглядность могли быть как раз привнесены ориентацией Роулинг не только на книги, но и на кино, прежде всего на "Хакеров".