Что больше всего поражает в разговорах о религии и вокруг религии (например, об атеизме), так это неопределенность понятия религии. На первый взгляд все говорят об одном и том же, но очень быстро начинаешь замечать, что говорящий об Иване вовсе не того Ивана имеет в виду, которого имеют в виду другой. Вы знаете Ивана? А как же, на соседней улице живет. По телевизору ивана видели? Видел. С понятием "бог" тоже сложности, но там хотя бы доктринальные положения есть, от них можно отталкиваться. Что же такое религия? И можно ли дать простое и чёткое определение? Думаю, что можно. Сначала в тёмной комнате нужно свет включить, а потом кошку искать. Без определения религии разговор о религии теряет смысл.
Есть тенденция определять религию через через религиозное учение и религиозные представления. Действительно, идеологический компонент в религии очень силен, но религия вовсе не сводится к учению и тем более индивидуальным представлениям. Просто в секулярном обществе значимость "внешней" религиозности падает. Но исторически это "внешнее" было доминирующим и определяющим. Ещё хуже определять религию через переживания, религиозное чувство. Никто не доказал, что эти чувства есть только у верующих и составляют специфику религии, есть все основания предполагать иное. В любом случае, сначала человек принимает религию как организацию и как учение, а потом уже начинается "духовная жизнь". Религия не врождена человеку, именно потому с детства начинали религиозную обработку (не подымается рука напечатать "воспитание"). Плодотворным может быть только рассмотрение религии как социального явления. Это именно философский, не социологический подход.
Первоначально планировал написать большую статью, но всё же решил дать основное, более тезисно. Потом по необходимости буду раскрывать и обосновывать детально - в других постах.
1. Религия есть социальное явление, родственное государству (форма социального объединения) и идеологии (система оправдания социального порядка), в основе лежит вера согласно священным текстам и поклонение сакральному. Основное в религии - воздействие на поведение с помощью словесных манипуляций. Религия построена на словоцентризме, когда внешним искусственным сигналам отдается приоритет перед собственными чувствами и непосредственным восприятием мира. Нет и не может быть "личной религии", религия догматична и тоталитарна изначально, и другой быть не может. Каждая религия стремится к полному контролю над человеком и всеми остальными социальными объединениями (включая государство). Содержание религиозного учения определяет характер религиозной веры, с помощью книг и веручительных авторитетов. Религиозная вера - принятие системы необоснованных утверждений, зачастую вопреки опыту. Индивидуальное мировоззрение верующего диктуется религиозным учением и практикой.
2. Религии созданы несколькими людьми на основе древних разрозненных верований и культов. Религия никогда не возникает сама, стихийно, спонтанно. Всегда есть основатель и группа "апостолов" - ядро будущей секты. Вырастая в обществе, где господствуют верования, уходящие корнями далеко в историю, религия использует их, как питательный материал. Она поглощает и перерабатывает их. Важно видеть различия между верованиями и религиями. Религии не случайно космополитичны. Религия начинается как отрыв от корней, как разрушене веры предков.
3. Религии более "рациональны", они построены на единых священных книгах и общей доктрине. Вся власть в рамках структуры строго распределена, и напоминает воинскую структуру. Вообще в религии много воинской символики и аналогий (пост, к примеру). Экспансия религии подобна военной экспансии, а в исламе первое и второе полностью совпало. Но и христианство часто распространялось путем завоевания. Структура религии, её внешняя сторона - внешние только условно. Именно структура, культ, ритуалы, священные книги формируют определенное сознание и поведение верующих.
4. Религия враждебна всем без исключения традиционным институтам - общине (гражданскому обществу), роду и семье, традиционным обрядам и культам. Считать религию опорой семьи - опаснейшее заблуждение. Иисус ясно сказал "не мир пришел я принести на землю, но меч". В разных религиях эта тяга к разрушению проявлялась сильнее или слабее. О разрушении античных храмов, я думаю, помнят все. Но государству как таковому религия не враждебна, напротив, быстро стала основной государственной идеологией. В этом секрет успешного распространения религий по всему миру.
5. Религия - грандиозный эксперимент по модификации поведения. Эта наиболее существенная черта религии, так ярко проявившаяся в христианстве, почему-то ускользает от "религиоведов". Правила, мораль - существенная часть религии. Но это не весь "эксперимент", а его декларативная часть. Воздействию на поведение служит всё, зачастую даже в обход сознания. То есть одновременно используются разные методы влияния на человека. Когда сегодня РПЦ говорит о "зомбировании" в "тоталитарных сектах", при этом игнорируется то, что сама церковь веками занималась тем же самым. В идеале достигается полный контроль над человеком, и "раб божий" превращается в раба религиозной организации. Феномен исламского терроризма не уникален.
6. Вера, религиозные представления требуют высокой степени религиозности, подчиненности организации. Но если в обществе религия уже давно укоренилась, то даже с уменьшением роли организации круг верующих остается большим. Вне контроля вера начинает размываться, контроль над поведением слабеть. Именно это мы сейчас и наблюдаем - религиозных людей, соблюдающих обряды - несколько процентов, верящих в бога религии или просто отчасти разделяющих религиозные представления - больше половины населения любой страны. Вера начинает смешиваться с суеверием, то есть отчасти возвращается ситуация до распространения религии. Отсюда рецидив популярности колдунов, целителей и предсказателей.
Некоторые вопросы были раскрыты в трех более ранних постах о религии:
http://drevniy-daos.livejournal.com/55265.html http://drevniy-daos.livejournal.com/141834.html http://drevniy-daos.livejournal.com/237037.html