Достоинство и оценка

Feb 11, 2011 00:56

       Достоинство здесь будет рассматриваться не в смысле "чувства собственного достоинства", а как положительное свойство человека и вещи. Достоинства бывают самыми разными. Но есть ли достоинства бузусловные?  Будем ли мы говорить о достоинствах мужчины/женщины, достоинствах книги или ещё кого-нибудь и чего-нибудь, достоинство выступает как определение не качеств самих по себе, а то, как мы воспринимаем и оцениваем качества. К примеру, бандит может быть плохим по отношению к тем, кого он грабит - и хорошим по отношению к жене. Относительность оценки влияет на описание качеств. Можно ли такого человека назвать хорошим семьянином? И так с любой характеристикой. Полезно данное лекарство (антибиотик какой-нибудь) или вредно? Однозначного ответа нет. Что касается оценок - то их относительность и условность более понятна. Но вот описание достоинств предстает как описание видимого глазами, простой констатацией. Какая машина лучше - та, которая едет быстрее или медленнее? Сразу приходит в голову ответ "быстрее". Это один из рычагов, который используется в культе потребительства. Мнимые достоинства расхваливаются, и человек стремится купить вещь. И людей в наш век индивидуализма подбирают как вещи - друзей, любимых. С детьми только плохо - их не выберешь - не оттого ли сегодняшние родители с детьми так грубы? А ведь мнимые достоинства подчас заслоняют подлинные.  
      Мнимые достоинства - не иллюзорные, это достоинства с другой точки зрения, достоинства, связанные с чуждыми ценностями. Но соответствует ли такое достоинство вашим ценностям? А если нет, значит вместе с "хорошей вещью", "правильным поведением" вам навязывают и систему ценностей. Даже не заговаривая о мировоззрении, с помощью постоянного воздействия на сознание через расхваливание достоинств можно незаметно подменить все ценности так, что человек даже не замечает, как его мотивация стала иной. Особенно сильно диверсия через достоинства работает в мире, где казаться важнее, чем быть. Внушить, что нечто нужно для статуса/престижа/элитности и т.д. проще, чем внушить, что нечто нужно именно тебе для себя. Потребительский мир навязывается нам помимо нашего желания. И трудно разобраться, что на самом деле простое удобнее и надежнее сложного, что дешевый продукт может быть вкуснее и полезнее дорогого. И что невзрачный и небогатый человек может стать самым близким на свете. Погоня за "самым-самым" больше мода, чем собственное желание. Мы отказываемся играть в онлайн-игры, и при этом увлекаемся такой же игрой в реальности, когда мнимые достоинства заслоняют подлинные.  
      Настоящие достоинства определяются самостоятельно. Человек может ошибиться, но это будет лучше в любом случае, чем идти на поводу у всяческой рекламы и идеологии. Только мы сами компетентны решать этот вопрос,  проверять соответствие достоинств ценностям. Как вы заметили, я здесь - вопреки обыкновению - рассматриваю людей и вещи в одном ряду. И потому, что современный взгляд на мир приравнивает людей к вещам, и потому, что закономерности оценки и определения достоинств примерно те же в обоих случаях. Если идти от ценности, намного легче определить достоинства, выявить достоинства. Проблема подлинности достоинств сводится прежде всего к проблеме осмысления ценностей, которую мы редко поднимаем. Только определив ценности, можно приступить к выработке критериев различения достоинств. 

потребительство, ценности, мотивация

Previous post Next post
Up