Jan 01, 2011 23:38
Почему-то часто противопоставляют себя "быдлу", "стаду", "толпе". Есть якобы некая масса народа, болото, серые и глупые люди. Тот, кто говорит о быдле, никогда себя к нему не относит. При этом совершенно неясно, по каким критериям относить к быдлу. Небыдло - это некая элита, причем не имеющая четкой границы и знаков принадлежности. Когда-то это была аристократия, родовая знать. Потом - интеллигенция, образованные и творческие люди. Отчасти это то же презрение аристократа к не-аристократу. Ещё Конфуций делил людей на цзюнцзы (благородный муж) и сяожень (низкий человек, подобный траве). "Быдло" - некий новейший вариант "черни", возможно содержит отголосок определенного понимания "мещанства". Само по себе такое деление бесчеловечно и противоестественно. Но в любом случае должно же быть хоть малейшее обоснование разделения. Так нет, просто быдло это быдло. "Вульгарный" тоже несло смысл "низкий", "грубый", а ведь само-то слово значит всего лишь "народный".
Чем более немотивированным предстают разговоры о быдле, тем интереснее докопаться до сути явления. Видимо, всё дело в боязни человека раствориться в массе. Это не вдруг появившееся качество, просто когда людей немного, человек не чувствует подобного дискомфорта. Но когда человек в масштабах государства и даже города ничтожен, не играет никакой роли и никому не известен, он как будто неполноценно существует. Каждая девушка старается доказать, что она не такая, как другие, совершенно особенная. На самом деле в ней нет особенного, и это в порядке вещей. Чем больше она старается, тем меньше своего остается. Не может из миллиона каждый быть полностью уникальным и непохожим ни в чем на других. С другой стороны, каждый человек от природы неповторим. Страх быть таким же толкает человека на очернение народа, толпы, как будто он не часть этой толпы. Странно наблюдать, что каждый считает себя неповторимым, а других делит на типы и группы. Как будто какой-то бог, возвышающийся над людьми.
Имеют ли его насмешки над людьми основание? Чаще всего имеют. Не имеет основание противопоставление, потому человек как бы издевается над собой. Тысяча человек, стремясь быть непохожими на других, подражают одному и тому же кумиру, и становятся более похожими, чем были раньше. Культ звезд, восхваляя уникальность, ведет парадоксальным образом к утрате уникальности. Но бывают разные перегибы. В фильме "День сурка" главный герой, презрительно относившийся к людям, особенно жителям провинциального городка, потом как будто "прозревает", и меняет презрение на любовь. И всё же остается странное чувство, что он больше потерял, чем приобрел. Взгляд как бы со стороны сменился полным принятием "мещанства". Если мизантропия и вправду вредна, не значит, что следует переворачивать отношение к толпе и принимать все её ценности. Вполне достаточно осознать свою неповторимость, для подчеркивания которой не нужно усилий. Если её сразу не видно со стороны, не значит, что её нет.
человек,
психология