Жорж Блон /Великий князь и истребление бизонов/ (из книги "Великие кочевья")

Mar 27, 2010 21:10

        В те времена, однако, нашлось немало здравомыслящих американцев, которые считали недопустимым, чтобы люди хотя бы разных рас убивали друг друга из-за животного. Самый простой способ положить конец этому безумию был, конечно, запретистреблять бизонов. И вот учреждаются лиги, штаты голосуют за особый закон об охране бизонов. Но один генерал возвысил голос:
"Это заблуждение!"  Мартин С. Гарретсон, знаток и защитник бизонов Америки,  видный зоолог, основатель общества "Американский бизон", благодаря которому были спасены кое-какие остатки последних стад, приводит буквальные слова генерала Фила Шеридана, спешно прибывшего в Остин, когда он узнал, что Техас вслед за Канзасом и Колорадо собирается стать на путь защиты:
"Это сентиментальное заблуждение - издавать закон в защиту бизонов! Наоборот, вы должны поздравлять охотников за бизоньими шкурами и даже награждать каждого из них бронзовой медалью с изображением убитого бизона на одной стороне и отчаявшегося индейца на другой. Для решения индейской проблемы охотники за шкурами сделали больше, чем вся американская армия за тридцать лет. Уничтожение бизонов - единственный способ установить прочный мир и содействовать развитию цивилизации". 
        Но прежде чем исчезнуть окончательно, знаменитые дикие бизоны должны были ещё послужить игрушкой для публики, словно жертвы античных арен. По всему Западу, около каждой железнодороржной станции, были выстроены большие деревянные сараи для хранения шкур. Все они в те времена были забиты до самого верха, и часто такие груды более или менее очищенных шкур гнили на солнце. Надо сказать, что крепкий запах не особенно смущал удалых молодцов с Дальнего Запада, он не мешал им толпиться у вокзалов, где висели объявления об "экскурсиях охоты на бизонов" и о специальных поездах, привозивших издалека "учеников святого Хьюберта" или попросту любителей сильных ощущений, желавших принять участие в охоте. 
        Это был новый промысел, выгодная приманка для туристов. местные охотники из многочисленных городков, отличные специалисты, сопросвождали приезжих к стадам бизонов на пастбищах. Обычно потревоженные или загнанные животные желали только как можно скорее удалиться и получали пулю вслед. Но иногда какой-нибудь менее покладистый или раненый бизон вдруг поворачивал назад и кидался на охотников. Тут сразу вмешивались профессионалы, потому что несчастный случай мог произвести невыгодное впечатление.
        Организация таих развлечений всё время совершенствовалась. Одним из наиболее сведущих и расторопных организаторов, добившихся самых блестящих результатов, был, несомненно, упомянутый уже генерал Фил Шеридан. Однажды во время приёма в Белом доме он был представлен великому князю Алексею, сыну русского императора Александра Второго.
- Ваше высочество!  - воскликнул он. - Почему бы вам не совершить прогулку на Дальний Запад? Охота на бизонов там бесподобна!
       Великому князю сопутствовала слава "страстного спортсмена", он не скрывал, что только два звука по-настоящему ласкают его слух: ружейные выстрелы и хлопанье пробок шампанского. О поездке договорились между тостами. Шеридан послал телеграфное распоряжение разбить охотничий лагерь у Норт-Платт в штате Небраска, мобилизовав для этого кавалерийсий полк, пехотную и интендантскую части, а также множество служивших в армии скаутов.
      - Что это там за шалашики я вижу? - Спросил великий князь, выходя из вагона специального поезда.
      -  Это индейцы, ваше высочество, - объяснил ответственный за лагерь генерал. - Шеридан подумал, что вам интересно будет их увидеть, и распорядился перенести сюда целую деревню. Пятьдесят воинов с женами и детьми. 
       Но Шеридан уже вышел из другого вагона и предложил ознаменовать открытие лагеря шампанским. Все оживились. Первую "атаку" на стадо, начатую в положенный срок в пятнадцати милях от лагеря, возглавлял великий князь, скакавший на лошади в сопровождении маленькой свиты. Обеспечение безопасности было возложено на капитана Коди, по кличке Буффало Билл (Буйвол Билл). все шло как нельзя лучше, и после первого убитого князем бизона стрелять разрешили всем. Русский гость всё никак не хотел верить, что краснокожие могут убивать бизонов из лука. Тогда Шеридан распорядился подогнать лжного быка к лагерю.
       - Сейчас Двойное Копьё окажет вашему величеству, на что способен!
       Двойное Копье был вождем из племени сиу, один из тех смирившихся индейцев, которые понимали, что между краснокожими и белыми никогда не будет равенства и что искусная игра в забавах бледнолицых станет, увы, последним видом деятельности, дозволенной людям его расы. Тоска и алкоголизм ещё не погубили природных способностей краснокожих воинов. Двойное Копьё спустил стрелу, предназначенный для него бизон упал замертво. Стрела попала прямо в сердце и прошла с такой силой, что кончик её выступал из бока животного. 
       - Потрясающе! - воскликнул великий князь и тут же распорядился выдать вождю двадцать долларов. 
      За два дня охоты было убито полторы тысячи бизонов. На исходе второго дня из армии пришла депеша, извещавшая, что в ста тридцати милях от Денвера, в штате Колорадо, обнаружено ещё стадо. Шеридан сразу же развернул кипучую деятельность. Отправил два специальных поезда, бросил на встречу с "врагом" кавалерийский отряд из Форт-Валласа в штате Канзас, умело сосредоточил все необходимые средства для молниеносного сооружения другого охотничьего лагеря и таким образом сумел продлить удовольствие именитому гостю, почти не затягивая программы его путешествия. Великий князь покидал Америку с чувством сердечной благодарности Шеридану и увозил с собой двадцать пять чучел бизоньих голов вместе с луком и колчаном Двойного Копья - в качестве экзотических сувениров. Убитые бизоны не были совсем бесплатной жертвой. Шеридан, в блаженном упоении от успеха, велел раздать участвовавшим в спектакле индейцам тысячу фунтов табаку. Великий князь лично вознаградил Буффало Билла.

Блон Ж. Великие кочевья. Пер. с франц. (с сокращ). М.:Мысль,1975. с.101-104.

цитата

Previous post Next post
Up