Кидд Б. Социальная эволюция. (фрагмент книги)

Jan 30, 2010 17:37

     Какими намерениями не проникся бы эволюционист, он скоро должен открыть, если только он достаточно проницателен в своём анализе, - что общество не только не основано на логике и разуме, но что для большинства, всё равно, было ли то в прошлых стадиях истории или же в самом сердце высшей цивилизации настоящего, разум никогда не был и теперь не в состоянии снабдить нас каким-либо оправданием господствующего положения вещей. Это заключение постепенно овладевает им; при первом взгляде оно кажется поразительным, неожиданным, но, тем не менее, избежать его нельзя. /.../

 Теперь, наконец, перед нашими глазами ясно обрисовывается один основной принцип, лежащий в основании того общественного развития, которое совершалось во все исторические эпохи,  и которое теперь в нашей современной цивилизации идёт ускоренным шагом. Принцип этот  состоит в том, что в этом развитии интересы личности и интересы социального организма, к которому принадлежит эта личность, не тождественны. разум индивида должен всегда учить его, что настоящее и его собственные интересы для него всё. Те же силы, которые вырабатывают это развитие, имеют дело не с интересами личности, но с совершенно различными* /т.е. отличающимися - д.д./  интересами социального организма, подверженного совершенно другим условиям и обладающего гораздо более продолжительной жизнью. Интересы этого организма не только выше интересов какого-нибудь класса личностей; они выше даже интересов всех личностей любого поколения. Более того, они, как мы увидим дальше, по временам важнее интересов всех членов даже целого ряда поколений. Первый же принцип эволюционной науки учит нас, что в совершающемся развитии эти более широкие интересы должны играть главную роль. Итак, центральный факт, с которым мы встречаемся в прогрессивных обществах лицом к лицу, очевиден: интересы социального организма и интересы составляющих этот организм индивидов всегда противоположны друг другу; они не могут быть примирены,  они по сущности своей непримиримы.
      Обширные заключения, вытекающие из признания этого факта, ставшего ясным, лишь только мы начали прилагать к общественным вопросам учение эволюционной науки, станут теперь очевидными. Но революционное значение его ясно и теперь. Если интересы прогрессивного общества как целого, и интересы составляющих это общество личностей по природе непримиримы, то очевидно, что для членов этого общества никогда не может существовать универсальной санкции разума по отношению к существующему порядку вещей. Мы начинаем смотреть на весь вопрос об общественном развитии с совершенно новой точки зрения. Мы, так сказать, стоим в самом центре огромного водоворота истории и видим, почему разные системы моральной философии, которые старались найти раумную санкцию для поведения человека в обществе, по самой природе вещей должны были вертеться в одном и том же бесплодном кругу. Они предприняли работу, от природы невыполнимую. Первый великий социальный урок, данный нам теми эволюционными доктринами, которые преобразовали науку девятнадцатого века, состоит в том, что такая санкция невозможна. /.../
      Развитие науки в девятнадцатом столетии поставило нас лицом к лицу перед революционным по своему значению фактом, а именно: так как интересы социального организма и индивида взаимно антагонистичны и должны остаться такими, и так как интересы первого должны преобладать, то поэтому невозможно найти в разуме отдельной санкции для поведения в обществе, где существуют условия прогресса.

Кидд Б. Социальная эволюция. Пер. с англ. / Пред. Н.К. Михайловского, А. Вейсмана. СПб.: Изд. О.Н. Поповой,1897. с.69-70, 73-75.  (глава 3: Условия прогресса не имеют разумных оснований)

цитата

Previous post Next post
Up