Сигеле о воспитании и школе

Oct 17, 2009 17:57

      Мы должны более заботиться о нравственном, нежели об умственном развитии детей, должны стараться дать им, прежде всего, нравственные основы, совесть, а потом образование. Человек, как растение, чтобы вырасти прочным и здоровым, должен известный период времени оставаться на той же почве, на которой он родился. Преждевременная пересадка часто мешает развитию. И новая школьная среда, если она слишком рано заменяет семейную, иной раз может быть причиной задержки развития ребенка. А как матери тяжела одна мысль, что она должна оставить своего ребенка, предоставив заботу о нем другим, часто чужим и неизвестным ей людям!
      Хотя не мало даже богатых матерей, которые добровольно торопятся отделаться от своих детей преждевременной посылкой их в школу,а  здесь, прежде чем это нужно для детей, они сталкиваются с неизвестной им средой и в ней обезличиваются. Матери в глубине души чувствуют неестественность такой системы и незаметно для самих себя обнаруживают* /*=проявляют - д.д./ это чувство, хотя бы повторением фразы "школа - неизбежный путь в жизни", - хотя бы мечтами о будущих успехах своих детей, но мечты не уничтожают того скорбного чувства, которое приходится переживать в первый день разлуки, в первый школьный день. Скорбное чувство проходит, маленький школьник привыкает к новой обстановке; но скорбь - верный признак торжества доброго материнского чувства, безотчетно указывающий на долг, силу и значение семьи.
      Давайте детям пожить в семье, позаботьтесь об их физическом и нравственном укреплении, а потом заставляйте их набивать свои головы знаниями. Эти первые годы жизни в семье, проведенные в согревающей среде добрых материнских чувств, будут иметь значение не только для ребенка, но и для матери.
       Ни один учитель не имеет такого ясного представления о способах воспитания ребенка, каким обладает мать, потому что она своим внутренним материнским чутьём понимает темперамент ребенка и знает, по мере надобности, необходимость похвалы или порицания. Если бы учитель даже обладал такой тонкой чисто-женской проницательностью, чисто-женской способностью читать в глубине души ребенка, по каждому взгляду, движению, ответу судить о внутренних его побуждениях, то как он мог бы должным образом применить эту свою способность в школе, в которой его руководству поручено 20-40 детей, воспитанных до школы совершенно различно? И мы наблюдаем в школе разных детей, - трудно поддающихся воспитанию, неуспевающих, застенчивых, замкнутых, невеселых, безжизненных; они обыкновенно держатся в стороне, их ненавидят и с ними дурно обращаются. Не то в семье: здесь нет унижающего сравнения с другими, нет холодной строгости нелюбящего их учителя, наоборот - их, как равных с другими, окружает материнская забота и ласка, они могут окрепнуть, расцвести, как крепнет слабое растение, когда заботливая рука поставит его на воздух и солнце, дающие жизнь!
       Первоначальное материнское воспитание принесет пользу не только ребенку, но и матери. Для матери - воспитывать своего ребенка, - значит работать на пользу своего собственного усовершенствования. Мы учим не многому своих детей, а сколько они могли бы почерпнуть от нас, если бы мы умели учить и понимать их! И совершенно верно, что пока мы заботимся об образовании детей, они незаметно для нас способствуют нашему поднятию и совершенству, если только наши заботы проникнуты истинным чувством!
      В среде состоятельных и образованных людей у женщин так много праздных часов, они ведут такую придуманную жизнь, которая утомляет им и надоедает им; но ни одна из них не чувствует и не замечает, что тут же, у неё под боком, находится доброе и большое дело, которое спасло бы её... не только от скуки! Видят же вокруг себя, что все преобразовывается и изменяется, но не понимают, что также следовало бы изменить кое-что и в собственных привычках, продолжают придерживаться рутинных обычаев, не имеют мужества освободиться от устарелых навыков, от праздной светской жизни и остановиться на мысли, которая воплотилась бы в великое дело - дело воспитания детей.  И ещё находят для себя оправдание, чувствуя в глубине души угрызения совести, в том, что они слишком заняты своими светскими обязанностями и не имеют даже часа свободного времени. Как много иронической правды в этих словах! Только люди занятые и достойно занятые находят время для других дел. Те же, которые ничего достойного не делают, никогда не имеют свободного времени для своего ничегонеделания.

Сигеле С. Модная Ева. Пер. с итальянского. 2-е изд. СПб.,1913. с.273-279.

цитата

Previous post Next post
Up