ФИЗИЧЕСКИЙ УПАДОК ТЕРРИТОРИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ДРУГИХ ЧАСТЕЙ СТАРОГО СВЕТА.
Если мы сравним теперешнее физическое состояние этих стран с описаниями, которые нам оставили древние историки и географы об их плодородии и вообще о приволье, каким здесь пользовались люди, то найдем, что более половины всего их пространства, - не исключая даже областей, наиболее славившихся некогда обилием и разнообразием своих естественных и промышленных произведений, богатством и общественным развитием своих жителей, - или совершенно оставлено цивилизованными людьми и находится в безнадежно-бедственном состоянии, или же представляет большое оскудение производительности и уменьшение населения.
Огромные леса исчезли с горных откосов и вершин; перегной листьев и пней, плодородная почва нагорных пастбищ, окаймлявших и пересекавших лес, чернозем нагорных полей, - всё это смыто водой; там где были роскошные поемные луга, теперь бесплодные равнины, потому что не существуют уже более водоемы и резервуары, снабжавшие водой древние каналы и, наконец, иссякли даже сами ключи; реки, знаменитые в истории, прославленные в песнях, обратились в ничтожные ручьи, исчезли ивы, служившие некогда охранением и украшением плотин водных вместилищ, и речки, никогда не пересыхавшие, стали пересыхать, потому что небольшое количество воды, продолжающее течь по старому руслу, или испаряется от летнего зноя, или поглощается пересохшей землей, пржде чем успеет достичь низменных мест; речные русла превратились в широкие полосы песка и кремня, - в летнее время через них переходят не замочив ног, а зимой тут бушуют неукротимые поток; песчаные мели заградили вход в судоходные реки; гавани, бывшие некогда рынком обширной торговли, обмелели от наносов рек, при устье которых лежат; возвышение дна лиманов и происшедшее вследствие этого уменьшение быстроты течения вод, в них вливающихся, были причиной того, что огромное пространство мелких вод и плодородных некогда земель превратилось в непроизводительные болота с зловредными испарениями.
Мы не только имеем непреложные свидетельства истории, что страны, о которых здесь говорится, а именно: Северная Африка, Аравийский полуостров, Сирия, Месопотамия, Армения и многие другие области в Малой Азии, Греция, Сицилия и также некоторые части Италии и Испании, - отличались в древнее время большим плодородием; кроме того, многочисленность и величие сохранившихся до сих пор архитектурных и других развалин удостоверяют нас, что многие, пустынные в настоящее время, пространства некогда имели густое население, необходимо предполагающее такое плодородие почвы, от которого теперь сохранились разве только одни слабые следы. Только чрезвычайным плодородием мы можем объяснить, каким образом огромные армии, как напр., персидские, а в последующие времена армии крестоносцев и татар, могли продовольствоваться без всяких комиссариатов во время длинных переходов через территории, которые в наше время едва в состоянии прокормить один полк.
Итак, самые цветущие и плодороднейшие области Римской империи, т.е. именно те части земной поверхности, которые, во времена, ближайшие к началу христианской эры, отличались самыми высокими качествами почвы и климата, были доведены относительно своих физических условий до высокой степени совершенства, одним словом, составляли сочетание и естественных и искусственных условий, столь благоприятное для человека, что здесь могло жить в довольстве густое, образованное население и наслаждаться самым утонченным образом жизни, - эти части земной поверхности в настоящее время совершенно бесплодны или представляют такое оскудениепроизводительности, что, за исключениемнемногих оазисов, избегших общей участи, не в состоянии удовлетворить нужды цивилизованного человека. Если к этим пустыням присоединить безлюдные страны Персии и отдаленного Востока, питавшие некогда млеком и медом миллионы людей, то увидим, что громадная территория, более обширная, чем вся Европа, и некогда столь плодородная, что содержала население, едва ли уступавшее числом теперешнему населению всего христианского мира, стала частию совершенно непригодна, а частию заселена племенами, столь малочисленными, бедными и ещё столь мало цивилизованными, что они совершенно безучастны в общих нравственных и материальных интересах человечества.
Марш Г. Человек и природа (или О влиянии человека на изменении физико-географических условий природы). Пер. с англ. СПб.: Издание Н. Полякова и К.,1866. с.3-5.