Цикл статей ко дню Победы 9 мая (7 часть)

May 08, 2016 23:08


Деятельность Православной Церкви на неоккупированной территории СССР. Положение Православной Церкви на освобождённой территории БССР




Серьёзные изменения в жизни Русской Православной Церкви начались сразу после встречи в Кремле. 8 сентября 1943 года был проведён архиерейский Собор, где 19 епископов избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия (Страгородского). Собор также обратился к христианам всего мира с призывом объединиться для окончательной победы над нацизмом. 12 сентября произошла интронизация Патриарха, и через неделю в здании Патриархии прибыла делегация Англиканской Церкви во главе с архиепископом. С сентября 1943 года стал выпускаться “Журнал Московской Патриархии” [17, с. 206].
  Советская власть, в отличие от немецкой администрации на оккупированных территориях, охотнее шла на встречу Церкви по вопросу открытия семинарий и различных курсов для подготовки духовенства. 28 ноября 1943 года Совнарком разрешил открыть в Москве Богословский институт и пастырские курсы в 1944 [17, с. 206-207]. Однако все попытки возрождения духовного образования оказались неосуществлёнными, в связи с неподготовленностью студентов и преподавателей.
  8 октября 1943 года был создан Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР под председательством Г.Г. Карпова, который был призван осуществлять связь между Правительством СССР и Патриархом, контролировать деятельность местных епархий, информировать Правительство о нуждах Церкви, готовить проекты государственных законодательных актов по церковным делам. Одним из главных вопросов в деятельности Совета стала проблема открытия храмов. Например, от верующих Верхнего Поволжья поступали наиболее активные ходатайства о начале строительства новых приходов, но из них за 1944-1945 гг. удовлетворили не более 5% . В 1944 г. В Ивановской и Ярославской областях возобновились службы в 9 храмах, что составляло чуть более 4% от общего числа храмов, открытых в тот год Советом по делам РПЦ [22, с. 32].
 
Важные изменения произошли в последний военный год. 15 мая 1944 года скончался Патриарх Сергий (Страгородский). В этот же день на экстренном заседании Священного Синода было принято постановление о вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). 21-23 сентября состоялся Собор епископов в Москве, на котором был обсуждён проект положения об управлении в Церкви и определён порядок  избрания Патриарха. Следуя постановлению Поместного Собора 1917-1918 гг., было решено провести тайное голосование и жеребьёвку из нескольких кандидатов - был выдвинут единственный кандидат в лице митрополита Алексия (Симанского) [17, с. 212-213].
23 июня 1944 года началась крупномасштабная наступательная операция советских войск на оккупированную территорию Белоруссии, восточной Польши и Прибалтики. Гродненская епархия стала тем местом, куда бежали от наступающей Советской Армии, боясь репрессий, священнослужители и иерархи Белорусской Православной Церкви. И не только белорусской. В город Гродно прибыло 23 человека - 16 священников и 7 псаломщиков из различных областей оккупированной территории. Архиепископ Венедикт (Бобковский) назначил их на приходы [5, с. 26-27]. Оттуда 7 июля 1944 г. они были эвакуированы немцами в Германию. Среди них был и глава Белорусской Церкви митрополит Пантелеимон (Рожновский). В эмиграции он и другие клирики вошли в юрисдикцию Карловацкого Синода. Большинство же священнослужителей не захотели, а некоторые и не смогли покинуть Родину. Участь их оказалась нелегкой: многие были арестованы и осуждены на длительные сроки тюремного заключения по обвинению в коллаборационизме, который чаще всего выражался в том, что священники открывали приходы и возобновляли богослужение в храмах по разрешению немецких властей. Однако приходы, открытые во время оккупации, советские власти, как правило, не закрывали.
  Для нормального устроения церковной жизни в освобожденной Белоруссии Патриархия должна была поставить новых епископов на вакантные кафедры. Так, в 1944 г. архиепископ Калининский и Смоленский Василий (Ратмиров) был перемещен на Минскую кафедру, на Брестскую был назначен новохиротонисанный епископ Паисий (Образцов). Несколько позже, в феврале 1945 г., в епископа Пинского был хиротонисан архимандрит Онисифор (Пономарев).
  С восстановлением советской власти в БССР начались аресты тех священнослужителей, которые были замечены в связях с оккупационными властями. В сентябре 1944 года в соответствии с Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) в управление белорусскими епархиями вступил архиепископ Василий (Ратмиров). После освобождения Белоруссии от оккупантов в специально созданную государственную Комиссию БССР по оценке ущерба, причиненного немецко-фашистским режимом, поступило 62 акта, где было засвидетельствовано о причинении ущерба православным храмам на сумму 86 091 230 рублей. Советская власть вовсе не стремилась создать благоприятные условия для деятельности православной церкви. В начале октября 1944 года в Минске состоялось республиканское совещание по агитации и пропаганде. Выступая перед партийным активом, П.К. Пономаренко говорил: “На освобожденных территориях расширили свою деятельность церковники. Священники пытаются восстановить в народе религиозные признаки. Имеются по пытки расширить свое влияние. Товарищи, отправление всяких культов и нашу веротерпимость нельзя смешивать. Пусть они существуют, попы, но ведь мы должны заботиться, чтобы не поп стал фигурой, от которой будут зависеть поставки или весенний сев” [5, с. 31-32].

Литература:
5. Силова С. В. Крестный путь / Силова С.В. - Минск: “Белорусский Экзархат”, 2004г. - 78 с.
17. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве / М.В. Шкаровский. - Москва: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999 г. - 400 с.
22. Федотов А, свщ. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом / свщ. А. Федотов. -  Иваново, 2005 г. - 136 с.

Previous post Next post
Up