Бенедетто Антелами. Архиепископский трон в Пармском Дуомо.

Jun 06, 2017 23:47

"Или это может значить, что праведник - это ты, я - пастырь, а мир вокруг нас злобен и эгоистичен. Да, вот так мне нравится. Но, на самом деле, это неправда. Правда в том, что ты слаб. А я - воплощение зла на земле. Но я стараюсь, Ринго. Я стараюсь изо всех сил..."  Джулс Уиннфилд

На этот текст я отважился, прочтя пост уважаемой mrs_mcwinkie о внутреннем убранстве Кафедрального собора Пармы. Самые трогательные строки и иллюстрации  поста были посвящены ею бесспорному шедевру итальянской романики - рельефу "Снятие с креста", изготовленному проницательным гением Средневековья - Бенедетто Антелами.  Когда-то в соборе стояла ныне умершая кафедра, и "Снятие..." служило частью её ограждающего парапета. Полагают, что. рельефов было несколько, но выжил сильнейший. Работа была завершена аккурат в конце великого поста 1178 г. Представляете, каково было Мастеру, не остывшему ещё от работы, стоять в праздничной толпе на Пасхальном богослужении и испытывать одновременно отупение и душевную маету. А всё из-за того, что законченное творение отлипает от автора не сразу, а болтается ещё на невидимых лоскутьях. Знаете, как это бывает? Мы - "старые работники культуры" видали это много раз.Короче, современникам понравилось. И вскорости Мастеру заказали архиепископское кресло, в комплект к кафедре. Поэтому, полезно разглядывать это кресло, памятуя о "Снятии с креста". Хотя само по себе кресло самоценно, очень пластично, и невероятно удачно скомпоновано. Но засада в том, что во время визита mrs_mcwinkie в Парму добрые parmigiani  перекрыли посетителям средокрестие и алтарь Дуомо, чтобы жизнь визитёрам  малиной не казалась. Раз так - мне не западло  извиниться за соборных оградителей перед читателями обоих журналов. Простите их, люди добрые! В порядке компенсации я предъявлю фотографии кресла, сделанные не помню сколько лет назад. Архиепископское кресло стоит прямо в алтарной апсиде, у подножия Ренессансного кивория, под сенью раззолоченного барочного балдахина 18 в. Седалище и тыл кресла изготовлен из розового пятнистого мрамора Россо Верона, столь любимого средневековьем и евроремонтами 90-х. Все прочие беломраморные части очень соблазнительно идентифицировать с какой-нибудь каррарской породой, Статуарио, например. Но воздержусь, поскольку итальянское Средневековье было неплохо. знакомо  с балканскими и левантийскими белыми мраморами.


Настала пора разобраться с идеологической частью. В северной боковине Георгий нанизывает змея. Удивительная слаженность между конём и всадником. Один ловко поддевает копытом Эскулапов змеиный завиток, подставляя зверушку под копьё, второй - разит ударом опытного билиардиста. Как экипаж Ил-2.


На южной боковине некто валится навзничь с лошади, смешно задрав ножку. Да так резко, что лошадь от неожиданности назад сдала и на месте затопталась. Неприятность эта случилась с Савлом по пути в Дамаск. Мы застали его втот момент, когда он ещё ничего не понял, но уже здорово испугался. Мастер ловко подчеркнул это начинающимся движением. С левой руки плащ безвольно свисает, а над правой - взметнулся на манер распахнутого птичьего крыла.


Теперь давайте разберёмся с подлокотниками. Львы опираются всей тяжестью своей на атлантов-теламонов. А те, в свою очередь, балансируют на головах лежащих собак. Цепочку можно выстроить такую: Лев , олицетворяющий всю силу Христову, попирает нечисть, которую символизирует собачка. Передаточным механизмом служит бедняга, у которого от невыносимой тяжести подбородок воткнулся в грудину, а коленки дрожат так, что он вот-вот с этой собачки сверзнется,


Ведь среди многочисленных собачьих ролей, одна представляет из себя стражника нижнего мира, преисподней, говоря по-нашему. Недаром Мефистофель заявился к Фаусту," переодевшись" чёрным пуделем. А у этих - вон когтищи какие, гранёные. Ну точно - силы зла. Короче, имеем мы победу всего хорошего, над всем плохим. Не кресло, а Катехизис. Особенно учитывая, что изначально в пустой ныне филёнке Антелами разместил рельеф "Маэста". Царица Небесная со всеми присными. Картина такова - на седалище незримо присутствует сам Господь, на подлокотниках символическое разъяснение смысла Искупительной жертвы. Ярусом ниже, как на Страшном Суде: ошуюю закоренелый грешник (правда с перспективой), одесную - святой в процессе совершения христианского подвига. Всё ясно и логично. Талантливая объёмная листовка... Только сдаётся мне, что дело могло обстоять и по другому. И этому есть причины. Европа на рубеже 12-13 вв была довольно неуютным местом не только из-за отсутствия противозачаточных средств и Декларации прав человека и гражданина. Дело в том, что повсюду отчётливо запахло большой кровью. Сейчас трудно осознать в какой опасности находилось тогда священное право католической церкви единолично окучивать граждан. После впечатляющей антипапской схизмы и ряда эпичных провалов святой престол стал стремительно терять авторитет не только у простолюдинов. но в первую очередь у элиты. Особенно "здорово" дело обстояло на юге Франции и Северной Италии. Там широчайшую поддержку получила дуалистическая ересь катаров. Речь шла не о кучке прячущихся отщепенцев, а о хорошо структурированной организации, о единой катарской церкви. В северной и центральной Италии катары объединялись в 5 епархий. Проповедуемые ценности, и образ жизни завоевал для катаров широкую симпатии простых мирян и знати. Современник писал о том, что многие добрые католики простодушно записывались заодно в катарские общины, чтобы гарантировать будущее Спасение. Католические проповедники проигрывали катарским богословские дискуссии, Фальшивые чудеса и растиражированные мощи никого не убеждали. И главное, что светские власти, как правило, открыто саботировали борьбу с ересью. Вот в такой обстановке наш мастер осваивал азы ремесла. Начальные годы его деятельности прошли в самом сердце катарского вольнодумства - Провансе. В течении жизни он не раз ещё ездил туда, и в Иль де Франс, доезжая до самого Шартра. Работал в Генуе и по всей Эмилье. Конечно же посещал столицу Итальянского катарства - Милан. Наверняка общался  с проповедниками и паломниками, шедшими в Ломбардию за светом новой истины. Возможно что проблема была знакома ему не по наслышке. Поэтому очень полезно взглянуть на наше кресло с точки зрения катарской картины мироустройства. Итак, знакомый подлокотник. Сверху созданный Господом высший невидимый мир, царство духа и света. Внизу - материальный видимый мир с его несовершенством и пороками, созданный Демиургом - падшим ангелом. Между ними - несчастный человек, чья душа, тоскует в подвале тела. Он бродит между светом и тьмой. То падая  к телесному низу, то поднимаясь духом к свету. Пока не окочурится. На боковинах примеры взлёта и падения, как раз показаны. .. Да, такой поворот мне нравится больше. Конечно, никаким катаром Антелами, не был. Хотя бы потому, что последние  не признавали никаких католических фокусов, включая Искупительную жертву и почитание святых. Но искал же человек, моделировал свою вселенную. На то он и художник. Представьте себе: 1180-й год. Мастер заканчивает кресло. А у папского престола уже кончилось терпение, и заодно с ним парламентские методы борьбы с дуалистами. Уже состоялся 3-й Латеранский собор, ещё немного и будут опубликованы Веронские декреталии, объявляющие ересь "оскорблением величества". Необходимые инструменты дадены, деревья для костров уже достаточно вымахали. Остаётся дождаться подходящего стечения обстоятельств. В 1196 году Антелами вернётся из очередной поездки в Прованс и займётся Пармским баптистерием. А через два года в Ватикане усядется неугомонный Иннокентий III, и закипит работа. Подождать немного, и отправятся топтать весёлый Лангедок всадники на лошадках, вроде тех, что на боковинах топчутся. Загремят обозы с осадными орудиями, потянутся толпы солдат-грабителей. А Мастер жил долго, пережил Иннокентия, но многое из этой мерзости увидеть успел... Господи, нанимались мы что ли глядеть на всё на это веками?

Мебель, Декор, Италия, Архитектура

Previous post Next post
Up