“Shall we ride to the blue star, or the white star?” Carl Sandburg. Baby toes.
Каждый проект для меня подобен съёмной квартире. Рано или поздно срок аренды приходит к концу и надо собирать пожитки, тщательно проверяя все закоулки жилья, думать, куда отправляться теперь. Наверное, это самый важный момент - красиво раскланяться и уйти, ничего не забыв, пока хозяева сами не вытолкали взашей. Я вот однажды забыл в одном доме зонтик. Ладный такой, сделан был как раз по руке. Австрийский, между прочим. Вышел я на улицу с вещами и поплёлся к автобусной остановке. Вспомнил о зонтике по дороге. Ну, думаю, хорошо, что недалеко ушёл. Знамение мне, не иначе. Сел на скамейку, пригорюнился. Достал меж тем из штанов фляжку и глотнул прилично, для подкрепления духа. И понял, что если вернусь сейчас, то уж придётся насовсем оставаться. Ну и махнул рукою… А то б распинался я теперь перед вами. Как же, держи карман! Жил бы в каком-нибудь Монтевидео. А может и до самого Сеула добрался. Зонтика с тех пор у меня нет… Так и хожу, по сей день. Без шуток.
Хотя в процессе расставания есть некоторые нюансы. Уж скоро два года минуло, как завершён проект иконостаса Благовещенского Храма в Сокольниках. И другие стены давно вокруг. А вот сказать Храму: “Прости - прощай”, всё никак не было случая. Или момент я оттягивал, как фюрер в бункере. Попробую сейчас. Прямо на глазах у читателей. Граждане, будете свидетелями, если что! Покажу я вам стопочку картинок, не совпадавших с тематикой прошлых постов. А сейчас тема одна - вали всё в общую кучу, под расчёт.
Начну с такого вот общего вида. Просто, чтобы напомнить, о чём идёт речь.
А это 3-D модель. Фронт и в ракурсе. Мы модели всегда по - разному вертим. Чтобы не наколоться.
Здесь северное крыло фасада иконостаса.
В этой композиции был применён занятный ход: Праздничный ряд снабжён своеобразными предметными пояснениями. Между киотами с образами двунадесятых праздников вставлены стилизованные храмики, из которых, точно птички, глядят лики Отцов, Учителей и апологетов Церкви. Они точно свидетельствуют, комментируют события Нового Завета, составляющие канву богословия. Определяют смыслы. Как присяжные. Приём, скажем, не совсем традиционный. Но иконостас возводился нами для исторического храма в стиле модерн. А этот стиль оставил нам замечательные образцы новаторства в церковном искусстве. Вот и мы со своим коромыслом подсуетились тоже. Надо сказать, что вся задумка наша состоялась благодаря заказчику, настоятелю храма отцу Михаилу. Его образованность в этой сфере и открытость для нового поощряли нас на поиски “изюминок”, придавших иконостасу запоминающийся вид, соответствующий духу этого памятника московского модерна. Отец Михаил сам составил “программу” образов, населивших эти храмики. Вышло шесть домушек двух разновидностей. Вот они выложены на пол перед монтажом.
Два примера, навскидку. И габариты - то всего 77 на 74 см. А всё, что надо, внутрь поместилось. Иустин Философ - первый человек, связавший в своих апологиях христианское вероучение и классическую греческую философию. К Антонину Пию, между прочим, адресовано. Григорий Палама - выдающийся мистик и теоретик исихазма. Да простят меня знатоки и ревнители православия, но есть, хоть и отдалённое, но сродство между практикой исихазма и практикой дзен. Митрополит Киевский Иларион - автор сказанного ранее ”Повести временных лет” знаменитого ”Слова о законе и благодати”. И произнесено оно было во время проповеди вечером 25 марта 1038 года. Не к кому - нибудь, а к Ярославу Мудрому Святитель обращался. … А пуговицы-то на павлиньих хвостах - яшмовые.
Здесь - не менее выдающаяся компания. Иоанн Дамаскин - богослов и поэт. Помните? ”В путь узкий ходшии прискорбный, вси в житии крест, яко ярем вземшии…” Тут и добавить мне нечего. Богослов и гимнограф Андрей Критский, сочинивший потрясающий сердце и душу Великий покаянный канон. Ну и Блаженный Августин. Вот произнесу это имя, и сразу перед читателем выстроится долгий зрительный ряд из великих памятников живописи и архитектуры. Типографской краской и страницами пахнёт. Эйдетизм, типа.
И так во всех прочих храмиках. Поэтому, с высоты нашего второго яруса, душевный взор дотягивается до храмов Рима, пещер Каппадокии и колоколен Венеции. Да много ещё до чего - мы же всё хитро задумали.
Одна из тумб, обрамляющих арку Царских Врат.
Сама арка. Мне она мила, в первую очередь оттого, что декор на ней нарисовало моя драгоценная Анна Алексеевна. Поверите ли - я только почеркушечку маленькую с характером композиции сочинил. А она бац - и картон нарисовала. И орлов тоже.
Фрагмент гребня, бегущего поверх иконостаса. Резьба сквозная - весёленькая такая.
Здесь ещё веселее и духоподъёмнее. Полотенца с процветшими крестами и Древами Жизни. Да и сами кресты - цветочные.
Оне же в ракурсе.
Помещаю эти картинки для краткого отеческого наставления. Пластика, граждане дорогие, требует, чтобы судили о ней по пластическим законам. Банально, но тем не менее. Композиция, игра объёмов, света - всё это должно цеплять зрителя. Открывать ему мир с неожиданной стороны. Помогать увидеть невидимое. Заставлять почувствовать в талантливо вылепленной тараканьей ноге предвестиеие грядущих потрясений. Я утрирую, конечно. Но вы тоже не начинайте. Похож, не похож. Верю, не верю. Не в ментовку же пришли. Кого ловить собрались? И фоторобот бывает похож. А толку?
Хотел я было, наплевав на корпоративную этику, наговорить напоследок обидных слов авторам настенной живописи. Но махать ручонками после - дешёвое занятие. И мне урок тоже примерный. Со своими пудами достойно бы разобраться…
Дальше - то куда двинемся? К белой или голубой?