Apr 07, 2014 23:36
Краткое описание хорошо известных событий, без которого, однако, в разговоре о Ньютоне обойтись нельзя.
НЬЮТОН-МЕНЕДЖЕР
После «Принципов» Ньютон отходит от интенсивной научной работы в области физики и математики. Начинается его политическая карьера. В 1688 году его избирают представителем университета Кембриджа в английском парламенте. В парламентских прениях он себя никак не проявил. Есть известная шутка, что за многие годы заседаний его голос прозвучал лишь однажды, и это была просьба закрыть форточку. Вообще публичным человеком Ньютон никогда не был, но организатором оказался весьма талантливым. В 1695 году его назначают смотрителем Монетного двора Англии, где он получает возможность проявить свои способности с совершенно неожиданной стороны. История эта исключительно интересна и подробно излагается во всех биографических книгах, посвящённых Ньютону: в классической книге президента АН СССР академика С.И. Вавилова «Исаак Ньютон», в новой книге академика Аносова «От Ньютона к Кеплеру» и т.д. Изложим эту историю в версии С.И. Вавилова.
Англия в конце XVII в. наводнена была неполновесной и фальшивой монетой; причина этого до известной степени заключалась в примитивной технике чеканки монеты. Металл резали ножницами, куски округляли от руки молотком и так же от руки выбивали штемпель. … При таком положении дела обрезывание монет по ободкам стало распространенным и легким видом наживы и мошенничества. Несмотря на то, что обрезыватели монеты, так же как и фальшивомонетчики, по закону с давних пор подвергались повешению, в стране всюду имели хождение неполновесные, обрезанные по краям серебряные кроны и шиллинги. Наконец, в Тоуэре поставили новую штамповальную машину, приводившуюся в движение лошадью. Монеты, чеканившиеся этой машиной, имели в отличие от старых правильную форму, по ободку шла надпись, и обрезывание становилось невозможным. Маколей в своей "Истории Англии" такими словами описывает положение дела, создавшееся после пуска машины:
"Тогдашние финансисты, кажется, ожидали, что монета нового чекана, очень хорошая, скоро вытеснит из обращения монету старого чекана, сильно попорченную. Но каждый неглупый человек должен был бы сообразить, что если казна принимает равноценными полновесную монету и легкую, то полновесная не вытеснит легкую из обращения, а сама будет вытеснена ею... Но тогдашние политические люди не додумались до этих простых вещей. Они изумлялись тому, что публика по странной нелепости предпочитает употреблять легковесную монету, а не употребляет хорошей... Лошади в Тауэре продолжали ходить по своему кругу. Телега за телегой с хорошей монетой продолжала выезжать с Монетного двора, а хорошая монета по-прежнему исчезала тотчас же, как выходила в обращение. Она массами шла в переливку, массами шла за границу, массами пряталась в сундуки; но почти невозможно было отыскать хоть одну новую монету в конторке лавочника или в кожаном кошельке фермера, возвращающегося с рынка"
Выход из этой истории был возможен только один: полностью изъять из обращения всю легковесную монету и напечатать достаточное количество новой. Такую задачу и поставил перед Ньютоном тогдашний министр финансов лорд Монтегю. Эта задача состояла из двух частей: нужно было переплавить всю старую монету и напечатать достаточное количество новой. Первая задача была решена путем установки 10 новых плавильных печей в Тауэре, а для решения второй задачи никаких технических усилий не потребовалось. Только за счёт улучшения организации труда Ньютону удалось увеличить выпуск новых монет в 8 раз. За 4 года реформа была произведена полностью. Самый интересный вопрос заключается в следующем: откуда вообще взялась такая странная идея - назначить учёного на крупную административную должность? По-видимому, инициатива исходила от самого Ньютона. Известно, что он разработал собственный проект денежной реформы, который направил лорду Монтегю, после чего и получил приглашение.
Деятельность Ньютона на этом поприще была необычайна высоко оценена. Он получает одну из центральных в государстве должностей - должность директора монетного двора, которую занимает до конца жизни. При этом не забываются и его научные заслуги. В 1703 году Ньютон становится президентом королевского научного общества (Академии наук) и возводится в дворянское звание. В профессорах Кембриджа он числится до конца жизни, однако там почти не появляется, проживая в Лондоне. Как и Лейбниц, Ньютон встречается с Петром Первым во время путешествия того по Европе. Но, в отличие от Лейбница, Ньютон делает это не в качестве великого учёного, а качестве крупного чиновника и финансиста. Возможно, Пётр и не знал, что встречается с величайшим учёным Европы.
История с монетным двором показывает, что по типу сознания самым близким Ньютону из творцов математического взрыва был, безусловно, Паскаль. Ни Декарт, ни Лейбниц не взялись бы за подобную задачу, а вот Паскаль с его интересом к социальным и экономическим проблемам, возможно, взялся бы и успешно её решил. Хотя оценить Паскаля не как изобретателя, а именно как организатора, трудно. В таковом качестве он себя никогда не проявлял.
Ньютон умер глубоким стариком в возрасте 84 лет. В эпитафии на его памятнике в самом центре Вестминстерского аббатства есть такая фраза
пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого