Jan 29, 2014 20:54
Вот мнение о стиле математических сочинений Паскаля автора, более чем авторитетного
«не записывая ни единой формулы, он даёт формулировки, которые можно немедленно, как только будет понят их механизм, записать в формулах интегрального исчисления. Язык Паскаля ясен и точен; и если не всегда понятно, почему он отказался от применения алгебраических обозначений…, всё же нельзя не восхищаться его мастерством, которое могло проявиться лишь на основе совершенного владения языком»
Н. Бурбаки "Очерки по истории математики"
Кстати, в этой же книге написано, что Паскаль первым нашёл связь между "биномиальными коэффициентами" и возведением в степень суммы двух слагаемых. Так что, бином Ньютона есть, на самом деле бином Паскаля. Ньютон же придумал, как возводить в степень с дробным показателем, тем самым добравшись до понятия ряда.
А вот другие образцы "совершенного владения языком". Цитировать продолжаю нахально и антинаучно.
«Что такое «Я»?
Человек стоит у окна и смотрит на прохожих; если я пройду мимо, то смогу ли сказать, что он стоял у окна, чтобы меня увидеть? Нет, потому что он не думает именно обо мне. Но тот, кто любит кого-то за красоту, любит ли он его? Нет, потому, что из-за ветряной оспы, которая убьёт красоту, не убив человека, он его разлюбит.
И если меня любят за мою рассудительность, за мою память, - любят ли меня? Меня? Нет, потому что я могу утратить эти качества, не утратив самого себя... И как любить тело или душу иначе как за эти качества, которые не создают меня, ибо они преходящи. ...
Так не будем же смеяться над теми, кто ищет уважения к себе за чины и должности; ведь и мы любим в людях только их заёмные качества»
И ещё.
«Мы любим безопасность. Мы любим, чтобы папа был непогрешим в вере, чтобы важные учёные были непогрешимы в нравах. Мы хотим иметь уверенность»
Паскаль не любил уверенность и не хотел её иметь. Поэтому он не стал использовать координатный метод. Поэтому же он оказался, наверное, первым экзистенциалистом в европейской культуре.
«Мы никогда не задерживаемся в настоящем. Мы предвкушаем будущее, словно хотим поторопить его слишком медленный шаг, или вспоминаем прошлое, чтобы остановить его мимолётность. Это потому, что настоящее обычно нас ранит. Мы прячем его с глаз долой, потому что оно нас удручает, а если оно нам приятно, то жалеем, что оно ускользает… И, таким образом, мы вообще не живём, но лишь собираемся жить, и постоянно надеемся на счастье, но никогда его не достигаем, и это неизбежно»
«Представьте себе цепочку людей в кандалах. Все они приговорены к смерти, и каждый день кого-то из них казнят на глазах у других; оставшиеся в живых видят свою судьбу в судьбе себе подобных и, глядя друг на друга с мукой и без надежды, ожидают, когда настанет их черёд. Вот образ удела человеческого»
Невозможно представить Паскаля, сетующего на то, что его не понимают. Не только потому, что это вообще есть дело недостойное. Он умел говорить с такой чёткостью и ясностью, которую не понять невозможно, хотя говорил о вещах не менее сложных для формулировки, чем теоремы матанализа. Это стиль Паскаля.
семнадцатый век,
история математики,
Паскаль