Фантазия и ложь, часть 3. Информированность

Nov 21, 2021 11:25



Время от времени в интернете пересказываются комичные истории про людей, не различающих художественный вымысел и реальность.То это истории про стрельбу по «злодеям» на экране кинотеатра в начале ХХ века, то про попытки убежать из зрительного зала при виде поезда от братьев Люмьер...

А вот я расскажу про то, как может видеть художественный вымысел человек, живущий в мегаполисе ХХI века. Не в самом даже начале века..

Случай раз. Диалог у телевизора.

- Ужас, как там в этой в Англии живут! Так же невозможно!
- Ммм? Локдаун опять?
- Всё время кого-нибудь убивают. И все друг от друга скрывают, особенно от родственников...
- Ты опять смотрела «Чисто английское убийство?»



- Всё из-за денег. И репутации.
- Но это же детектив. Художественное произведение, с выдуманными событиями.
- Ну, это не важно...
- Но ты же знаешь, что они же показывают тебе специально такие события, которые соответствуют жанру? И подбирают их, чтобы было подетективнее, а не как на самом деле?
- А всё-таки у них не так, как у нас.
- Не так. Но когда наши чернуху показывают по телевизору, ты же не думаешь, что вообще все у нас так живут? Ты же не так живёшь?
(Брезгливое выражение лица)
- Но ты при этом думаешь, что бритиши живут так, как в детективах показано?

Когда я встречаюсь с вот таким восприятием художественного вымысла, я на всякий случай, чисто по опыту, предполагаю, что человек этот не любит ни фантастику, ни фэнтези. И что у него есть направление новостной журналистики или иной публицистики, информации в которой он верит как реальной. При этом пытается человек заниматься тем, чем специально учат историков на источниковедении - по заведомому вымыслу автора источника восстанавливать, что же там на самом деле на свете происходило. Но делает это с принципиально иным подходом: исходит не из проверяемых реалий и доступного контекста, а из собственной этической оценки).

Случай 2. Диалог за игровым столом.
- Итак, у вас, скорее всего, два дня до прибытия драккара вашего недруга. Ближайших соседей вы уговорили помочь. Что вы дальше делаете?
- Иду на берег. Там... ставлю ловушки?
Мрачный норвежский берег, сумрачная осень, среди скал широкий песчаный пляж: одно из немногих мест в округе, куда можно пристать кораблю. Что, говорите, делаете в ожидании драккара?
- А.. . какие ловушки? Как они выглядят? Что конкретно ты делаешь?
- (Недоумённое выражение лица) Ямы копаю?

Когда я встречаюсь с вот таким восприятием художественного вымысла, я на всякий случай предполагаю, что мой собеседник научился играть в компьютерные игры раньше, чем читать. И никаких ям персонаж, конечно же, не пытался копать, пока его не спросили. Ловушка - это такая кнопка «поставить ловушку» в линейке с иконками умений персонажа. Если её нажать, на песке появится зелёный светящийся капкан, который на самом деле невидим для врагов. И который сам превращается в яму или взрывается - компьютер лучше знает, во что! - если враги подойдут близко. У нас же игра, разве нет? В любой игре(тм) есть способ поставить абстрактную «ловушку вообще», которая снимает хиты. А что, его может не быть?

...На первый взгляд, участники обоих диалогов отличаются не только разницей в возрасте и предпочитаемых жанрах, но и делают принципиально разное, столкнувшись с фантастическим вымыслом, про который не могут уверенно сказать «ну да, это очевидно что выдумка, совершеннейшая сказка».

Первый по умолчанию полагает соответствующим обыденной, бытовой реальности всё, что ему показывают про далёкий и невзаправдашний про него мир далёких чужих людей. За морем живут псоглавцы. Это не вопрос эмоциональной достоверности фантазии, это отношение к художественной реальности как к новостной публицистике, только замаскированной под занимательное кино.

Второй, оказавшись неспособным сориентироваться в текущем жанре, приносит тропы другого, знакомого и привычного ему жанра. Вдруг подойдут! Он прекрасно видит, что в параметрах его персонажа нет никаких ловушек. Но ведь это не может быть важно? Если у нас выдумка, то это выдумка известного, понятного типа. Поставим ловушки, все победим по хитам.

Когда я протираю глаза, я вижу, что оба этих человека в очень похожей ситуации. У них нет лёгкого способа разобраться, являются ли увиденные элементы вымышленных событий правдоподобными или чистым вымыслом (намеренно нереальным и имеющим какой-то эмоционально-эстетический смысл). Что в «реалистичном» фильме настоящее, а что - натяжка для движухи? Это обыденная ситуация. Человек, в доме которого есть хотя бы пара экранов, получает каждый день многие тысячи сообщений, словесных и визуальных, относительно реалистичности которых он не очень информирован - и которые не может быстро проверить. При этом ситуация редко настолько важна, чтобы начать разбираться в ней на самом деле, что-то проверять. Она изолирована от их обыденной жизни.

И... они берут для прояснения и развития ситуации некий штамп («какой ужас у них там творится!» или «жму кнопку!»), не слишком задаваясь вопросом о его уместности. Когда им его задают, он хренеют. Зачем? Я же уже гладко проскочил затык, всё стало понятно.

В некотором смысле, правильно делают. От лишних знаний им только печали будут.
Потому что.. . сейчас ещё одну баечку выложу, про себя.

Мимоходом видела кусок какого-то современного фильма, но «про давние советские времена». Там героиня стирала бельё - но, выжимая, не скручивала, как на картинке к этому посту, а как-то неуверенно жамкала. Первая мысль: ой, актриса же этого наверное в жизни никогда не делала. Вторая мысль: наверняка они там не совсем идиоты. Может быть, они так показывают, что у героини всю жизнь домработница была, а сама она впервые стиркой занялась. Ну, или она по сюжету избалованная младшая дочка. Бывшая аристократка по временному периоду уже не впишется... Короче, это МОЖЕТ быть художественным приёмом и ходом - если знать и использовать.

Как нетрудно догадаться, никаким художественным приёмом это не оказалось. Не было там никакой сюжетной и социальной значимости этого жеста. Просто ни режиссёр, ни актриса, ни кто другой не имели навыка «выжимать бельё» в своём репертуаре и не считали нужным где-то его для фильма брать. Это для меня эпизод «недостоверен» - я-то жду развития намёка и образа, раз мне подкинули такой эпизод. А для целевой аудитории - достоверно. Нехрен быть не целевой аудиторией.

This entry was originally posted at https://yutaku.dreamwidth.org/481373.html. Please comment there using OpenID.

фантазия и ложь

Previous post Next post
Up