заправлены ракеты, конечно, не водою

Apr 12, 2018 06:50

День космонавтики - прежде всего про освоение космоса человеком. 12 апреля 1961 года космический корабль с человеком на борту впервые преодолел предел, известный как первая космическая скорость. Космическая гонка между СССР и США продолжалась; в итоге Америка взяла реванш и закрыла расходную статью бюджета. Американским астронавтам принадлежит честь преодоления другого предела - второй космической скорости. Если высадка человека на поверхность спутника Земли до сих пор является предметом дискуссий и споров, то выход на окололунную орбиту и возврат на Землю не опровергается.

Для того, чтобы сообщить вторую космическую скорость такому тяжёлому объекту, как пилотируемый корабль, обе сверхдержавы строили ракеты сверхтяжёлого класса. Американское изделие - Сатурн-5, выполнило свою задачу. Прямым советским конкурентом американского гиганта была королёвская Н1, так и оставшаяся недоведённой до стадии успешного пуска.



Стоит присмотреться к обоим вариантам подробнее.

Сатурн не был единственным конкурентом Н1: Владимир Челомей предлагал свой проект УР-700, прорабатывал тему и Михаил Янгель - Р-56. Как бы то ни было, советское руководство решило поддержать Королёва. Поддержка оказалась неполной: двигателями для Н1 занялся не, как обычно, Валентин Глушко, а Николай Кузнецов, открыв для своего КБ новое направление. В общем, выросло то, что могло вырасти.

Не секрет, что использование жидкого водорода в качестве топлива представлялось весьма привлекательным и перспективным для ракетостроителей. Это самое лёгкое горючее, и, следовательно, при прочих равных он даст максимальный удельный импульс. Оно позволило американцам убедительно вырваться вперёд в космической гонке: вторая и третья ступени Сатурна имели водородные двигатели. Сама ракета имела рекордные характеристики для своего времени: ни одна ракета не поднимала 130 тонн на орбиту. Н1 была рассчитана на 95 тонн; доработки под влиянием американцев не в счёт.

Как и всякое рекордное изделие, Сатурн требовал очень культурного обращения с собой, не отставал и выводимый корабль. Атмосфера из чистого кислорода - не просто так, а, опять же, уменьшение веса ценой специальных противопожарных мероприятий. Весь комплекс был чудом инженерной мысли.

Н1 тоже не содержала только проверенные решения, но пара топливо-окислитель были не в числе новинок. Как показала последующая история, керосиново-кислородные ракеты стали рабочими лошадками космонавтики на несколько десятилетий. При доведении надёжности носителя до требуемого уровня, Н1 имела все шансы органично вписаться в линейку ракет и сделать «дальнюю» тематику не столь экзотической. История создания этого носителя несёт отпечаток известной самонадеянности и смелости Королёва. В отличие от Сатурна, хотя и там имел место тот авантюризм, за который не прощающая ошибок история иногда не наказывает смелых. Но, тем не менее, именно то, что Н1 не обладала рекордными характеристиками, давало ей конкурентное преимущество: она имела шанс стать массовой в своём классе, особенно, если учесть возможности по её модернизации.

Что мы имеем сегодня? Сегодня мы (всё прогрессивное человечество) имеем одно изделие, которое как-то можно отнести к классу сверхтяжёлых - американский Falcon Heavy, летающий на старом добром керосине. В России пока что есть техзадание, в котором прописаны примерно те же требования к выводимому грузу, что когда-то защищал Королёв.

А ещё мы имеем урок, который нам в семидесятые годы преподал космос. Есть у альпинистов такое выражение - «горы не пускают». Оно означает, что есть приметы, согласно которым следует отказаться от восхождения. Так же не пустила людей и Луна, которая стала ареной состязания людей, которые забыли, что космос вообще и спутник Земли в частности представляют интерес сами по себе.

космонавтика, космос, ракета

Previous post Next post
Up