Снова Звёздный поход, для меня уже второй по счёту. На этот раз по Каширскому району. Примерно за неделю до выхода определились руководители; я снова в группе Олега, но на этот раз маршрут сильно короче: порядка 10 км. Препятствий, таких как овраги и реки, не предвидится, что компенсируется новыми обстоятельствами.
Самое новое - торжественная часть у музея боевой славы. Она даёт привязку по времени посадки в автобусы-электрички. В 8 утра начало, значит, часам к 9 можно успеть только на вокзал, а ведь год назад мы в 9 уже надевали лыжи.
Вторая новость - непонятно, как возвращаться с маршрута домой. И даже не в том дело, что нет поездов и рейсовых автобусов, а в том, что их, наоборот, слишком много. И уменьшить число пересадок не получается никак, если не рассматривать такие радикальные (но отнюдь не крайние) меры, как наём микроавтобуса. В майских ПВД взять Газель и забить её под завязку воспринимается как норма жизни, а ради одного дня есть определённые сомнения. Ну, да и шут с ним, в итоге Олег договаривается насчёт микроавтобуса.
Про торжественную часть здесь я писать не буду.
На маршруте
Собираемся в дизеле, которые ездит до Озёр, там берём перекус на привал и билеты на пригородный автобус. Первым (харчевня не в счёт) перекусывает кот, тусующийся возле автостанции. И вот долгожданный момент: автобус тронется, автобус тронется, автобус тронется, а кот - останется. И второй долгожданный момент - группа высаживается на конечной остановке.
Ветер, мелкий снег, скорее сухой, чем мокрый. Ориентируемся по космоснимку и навигатору, намечаем ориентиры и выходим на целину. Здесь поле ощутимо изъезжено снегоходами и колёсными машинами, местами проглядывает земля. Но бурые комья представляют собой скорее исключение, чем правило, едется легко. Въехав в лес с подветренной стороны, устраиваем привал, чтобы поправить снаряжение, переложить груз и доделать то, чего не доделали на старте. Через лес идёт заснеженная дорога, с которой нам вскоре предстоит сойти в поля, чтобы начать двигаться на запад, по направлению к стоянке. Уже на этом участке обращаю внимание на то, что карта на навигаторе не соответствует состоянию местности: учтём, а пока пускай хотя бы навигатор пишет трек.
Пересекаем поле и уходим в лес, дабы переложить пирожки из рюкзаков в желудки. Прикидываем по снимку, что пройдено порядка трети пути. На маршруте будет ещё одна контрольная точка: схрон с водой. Смотрим ориентиры и двигаемся в сторону дороги. Минуем овраг тот, что слева, справа ещё один, за которым Труфаново. Слева оставляем Ледово, пересекаем автодорогу и собираемся, чтобы распределить воду. Кто-то волочит пятилитровку за собой, я укладываю в рюкзак, как бы вопиюще это не противоречило теории размещения груза.
Последний участок по полю был довольно трудным: то ли психологически ощущалось окончание маршрута, то ли реально снег держал хуже, то ли вода сказывалась.
На стоянке
Пришли к лагерю засветло. На месте сбора уже стояли группы Пересвета, первая Ковчеговская и те, кого я не очень знал, группа Сергея ещё не подошла. Началась обычная работа по обустройству: вытаптывание поляны, установка палатки, заготовка дров. С палаткой была проблема: её мало кто умел ставить, чтобы руководить процессом, тем более, что имела место внештатная ситуация. Неприятность мелкая, но тем не менее: куда-то подевался штырёк, который удерживает шатёр на опоре.
В начинающихся сумерках подошла группа Сергея, подходили они долго. На этот раз был наш черёд угощать пришедших чаем с бутербродами и борщом. Выбранное нами место для палатки они решили не задействовать, а вытоптать своё. Тем не менее, наш труд не пропал даром, на утоптанном снегу зажгли костёр для обогрева, беседы и гитары.
Для меня нашли место в палатке незнакомых мне туристов, старшим там был единственный мужчина Николай, а кроме взрослых, в той палатке ночевали дети. Детям было тепло и даже жарко, а вот их мамам казалось, что холодно, поэтому я периодически просыпался от жары, даром что место моё было у стенки. Так были скорректированы наши планы спать без печки, ибо погода и снаряжение, в принципе, позволяли.
На следующий день ощутимо потеплело, и идти на лыжах до станции не рискнули. Вместо того лыжи погрузили на машину, а сами с одними рюкзаками (пересветовские, например, и рюкзаки погрузили) прошли по дорогам к платформе. Кассы на платформе не было, и вошедшие с целью выписать билеты кондукторы не знали, как поступить с такой ватагой, потому что выписать билеты всем за одну-две станции представлялось нереальной задачей. Так зайцами мы и доехали до Ожерелья, где побывали у памятника героям войны и разъехались.
Итоги
В целом
В целом получился довольно матрасный, но точно спланированный выход. Пройдено чуть более 10 км, уложились в график с учётом позднего выхода на маршрут.
Снаряжение
Новинки оправдали себя полностью.
Лыжи НЛФ 200x7 шли бойко, подлип небольшой был, но мешал не сильно. Наст под ними то проседал, то нет, но как у всех участников. Пятка на одной из лыж немного расщепилась, надо принимать меры.
Бахилы, что были дошиты за день до выхода - класс! Сидят плотно, аккуратно, изо всех явных регулировок только резинка сверху. Но галоша подобрана под конкретный ботинок, и для более дутых саломонов надо снова химичить с геометрией, швейной машинкой и прочими приколами. Цена вопроса порядка штуки плюс 500 за срочный пошив (галошу приделать к тряпочке) - уже ниже, чем то, что продаётся.
Лыжные палки я взял из конькового комплекта, потому что один альпеншток приказал долго жить. Может, удастся восстановить цангу. Сразу сказалась завышенная длина.
Чуни - для хождения по палатке просто сказка. Их бы ещё приспособить для топтания по стоянке.
Впечатления, общие ощущения и планы на будущее
Было больше понимания, что и зачем. Космоснимок, соотнесение его с картой, зимняя стоянка уже были не абстрактными вещами.
Я сильно призадумался о химических грелках или каталитических обогревателях вместо печки. В качестве преимуществ я вижу очевидно большую компактность, возможность использовать палатки без трубы, и, что, на мой взгляд, самое важное - снимается необходимость в дежурстве. Ещё не надо готовить (а то и искать) дрова каждый раз, особенно в случае задержек на маршруте. Естественно, есть и ограничения использования. Горячую грелку я бы поопасался класть прямо в спальник на самонадувающемся ковре во избежание чего. Открыт вопрос с протечками бензина из каталитической грелки при использовании того же ковра. Третья часть связана с общим комфортом в помещении; может так случиться, что в жаркой палатке будет лучше ситуация с просушкой вещей. Навреняка вылезать ночью из тёплой палатки должно быть сильно удобнее, чем из холодной.
Прикинем вот ещё так по весу. Печка весит
килограмм 7 с половиной, 12 тысяч рублей на момент написания. Пускай мы её
суём в Зиму на 10 душ, почти 6 кило, и 28 штук за изделие. Итого семьстот пятьдесят грамм на нос, если брать ту же палатку и по 700 рублей. Горелка
весит 90 грамм и кушает пускай 24 мл горючки (20 г) за ночь. При том же весе с грелкой можно спать месяц; если ходить 2 недели, то взять придётся грамм 300 горючки, итого 400 г. Явно не "Большая тройка", но всё равно приятно. Если брать маленькие палатки, то они добавят веса. Если Зима даст менее 600 грамм на нос, то
приличная трёшка потянет на кило триста на туриста, ну, может быть, ни килограмм. Чудес не бывает, Большая тройка на то и большая. Но это надо набрать 10 человек и разместить их в Зиме с печкой, так что при прочих равных выигрыш по весу если и будет, то незначительный.
Картинки
Фотографий нет, и вряд ли будут. Может быть, я позже сделаю анализ трека в сравнении с прошлым годом и другими группами.