Многие помнят, как кинематограф обыграл могущество веры и религиозных символов. Когда-то это называлось борьбой с религиозными предрассудками. Один из запоминающихся моментов - явно стёбный и породивший мемы «Замуровли демоны»
Click to view
Не отрицаю важности духовного состояния для решения весьма животрепещущих задач. Но чтобы духовное состояние поддерживать на должном уровне, веру должно очищать от ересей.
И в связи с этим хочу обсудить выхолащивание духовной силы путём утопления в розовых соплях.
Вот такой вот пример преподносится как сплошное блаалепие и умиление.
Сначала про меметичное. Конечно же, кони стоят пьяные, хлопцы - запряжённые! Непонятно, для чего пришлось сие упомянуть: то ли для того, чтобы подчеркнуть контраст с цесаревичем и его окружением, не пившим ничего крепче святой воды, то ли просто для того, чтобы повторить, пока не вобьётся в речь, подсознание и на подкорку аудитории. Если для контраста, то таки придётся признать, что пока матросы спивались (отчасти оттого что самые продвинутые на тот момент обезболивающие в Российской Империи отсутствовали, будучи зело востребованными) при попустительстве их командиров, командиры более высокого ранга употребляли гораздо более
«элитные» и мощные антидепрессанты, навроде кокаина или морфия. А папа цесаревича, будучи самодержцем, по идее, самый первый, кто в ответе за облико морале своих подданных, ибо большому кораблю - высокие мачты. Чай не демократия какая и не свобода выбора для каждой личности.
Если всё же допустить, что сказано сие для мема, то стоит задуматься, а не изобразить ли манипуляторам национальную народную индейскую избу. А изобразить, видимо, всё же следует, потому что тут тебе и злорадный оскал упомянут и даже чужое желание унизить доблестный стражник разгадал и повесил на уши как истину.
Click to view
Кстати, подать сюда этого стражника. Тут вот сказано, что этот рассказ - из воспоминаний солдат охраны. Вот к этим солдатам и вопрос: а как такое случилось, что в царский сад к особо охраняемой персоне проникла пьяная ватага? Не вы ли, негодяи, в ответе за безопасность вверенной вам персоны? А, может, вы, мерзавцы, сами напились и сами языки распустили? А, может, сами унизить мальчика желали, зубоскалы проницательные? С такими преторианцами августейшую семью хранили, не иначе, небесные силы, да и то, предсказуемо, до поры до времени. При таком положении дел, когда высшие аристократы не могли усидеть даже на штыках, царь был сам по себе, а жизнь сама по себе. Уже неважно, как визитёры представляли себе жизнь без царей, важно, что отсутствие царя было свершившимся фактом. Радоваться этому или печалиться - отдельный вопрос, но, стало быть, повод для радости был.
Впрочем, есть и другой вариант, гораздо более щадящий для охраны: царевич сам приказал впустить пред свои светлые очи пьяную ватагу. Про мотивы поступка чуть позже, а сперва про пафос. Визитёры узрели Царя! (с заглавной буквы и с восклицательным знаком) Вот царское ли это дело - давать аудиенцию нетрезвым нижним чинам?
Но всё же допустим, что был в этом монаршем поступке некий смысл; юноша преследовал некую цель. С какой целью была дана аудиенция? А кто их знает, молчит охрана, и правильно делает, что молчит.
Пришла пора сказать пару слов о том, что собой представляло аристократическое воспитание. Нацелено оно было на то, чтобы получивший оное мог решить две задачи: пролить кровь за Родину и управлять Родиной по возможности без пролития крови. То есть защитить страну от иноземного супостата и при этом вести себя не как злобный агрессор по отношению к собственному народу. А как вести? Как власть.
В отличие от крестьян и рабочих, из которых набирались пресловутые матросы, искусству власти элита училась с молодых ногтей. Называлось это - господство и передавалось по сути через некую модель поведения и некие навыки. В нынешних терминах это, наверное, соответствует управленческим компетенциям. Тут тебе и то, как разговаривать с равными и с подчинёнными, и как убеждать, и как защищаться от навязывания позиции или точки зрения…
Ровно эти навыки царевич и применил к матросам. Проявил себя молодцом, только подвига в этом нет никакого. Ничего нет выдающегося в том, что вооружённый одолевает беззащитного. Вооружённый в том смысле, что владеющий соответственными приёмами общения.
Матросам такое преподавалось? Культивировалось? В Российской Империи - нет и не могло.
Имеет ли описанное выше что-то общее с учением Христа, которого всуе упомянул царевич? Христос в числе прочего разоблачал манипуляции фарисеев и книжников. Была там манипуляция с боговым и кесаревым. Царский сын в том случае, если он, конечно, действительно имел место, выбрал даже не кесарево, а богово осталось за… нет, не за солдатами охраны и не за нижними чинами, по крайней мере, вот в такой вот скудной интерпертации.
Может быть, было бы сплошное благолепие и царебожие, если бы история имела другое продолжение.
Царский сын впитывал культуру господства, а его подданные в большинстве своём были лишены такой возможности. Был призрачный шанс что-то что впитывать, глядя со стороны и разгадывая некие правила - если рассматривать только «легальные» каналы, как-то: 3 класса школы, церковь, ну, и «в людях».
Небольшое лирическое отступление, касающееся школы. Мне довелось побывать на родине Сергея Есенина, в селе Константиново под Рязанью. Там то ли сохранилось здание школы, в которой обучался поэт, то ли его так ловко восстановили, но не суть. Сама по себе экспозиция этого уголка даёт представление о том, насколько далека была тогдашняя школьная программа от современной.
Но вернёмся к нашим университетам. Знания сверх школьной программы внедрялись в умы подданных Николая и его предков стараниями разного рода фрамазонов и социалистов. Успехи агитаторов и бомбистов сменялись реакцией властей, а то правительство осознавало в горячие моменты, что неплохо бы подучить мужика. В общем, но ни шатко, ни валко, взрастали поколения, каждое из которых было грамотнее предыдущего.
И вот, в очередной раз встал вопрос о том, как жить без царя. Этот вопрос возник не как риторический, а на уровне претворения в жизнь. То есть настолько, что и низы, и верхи, они же пьяные матросы и накуренные опиумом аристократы, оказались едины в своём желании что-то поменять. Верхи всегда были не прочь учинить какой-нибудь заговор или интригу, а тут ещё и недовольство войной. Про аристократов солдат царской охраны не упомянул, и, наверное, правильно сделал. Хотя бы потому что и Временное Правительство, хотя и не велось на «Христос воскресе», но и не поддавалось на подобную дешёвку. Господство же. Может, там были свои хохмы, достаточно утончённые, чтобы пройти мимо солдатских ушей. Но как бы то ни было, а Керенскому и компании как-то тоже не особо смогло наладить жизнь без царя.
И только когда лозунг «Вся власть советам» стал наполняться конкретным содержанием, когда претворение его в жизнь потребовало стрелять, колоть и идти под пули, тогда настал черёд «матросов» заявить о своём господстве и подтвердить это заявление конкретными поступками. Как можно без царя жить и умирать, отстаивая своё священное право.
Для начала отрезвляли пьяных матросов.
Click to view
А потом...
Так
уходили комсомольцы в годы
Гражданской войны.
Так
уходили пионеры, обороняя свою страну от фашистов, к которым присоединились
«их благородия». И это лишь немногие из
тех случаев, которые, стали примерами для школьников.
Они вступали на этот путь добровольно и осознанно. Они не ломались, попадая в лапы врагов. Они делали то, что считали единственно возможным.
Про них впоследствии тоже насочиняли преизрядно: и пафосно, и анекдотично, и просто паскудно: в зависимости от того, кто какие цели преследовал и что за душой имел. Но у них не отнять главного - высокой цели, ради которой они жили и погибали. Быть может, по этой причине к ним не липнут розовые сопли.