4 марта 1929 года в Феодосии родился Витя Коробков - крымский пионер-партизан. Отец его работал наборщиком в типографии, и мальчик задолго до школы знал азбуку и выучился читать. А еще Витя любил рисовать, был наблюдательным и очень артистичным ребенком.
Витя хорошо учился, и его дважды премировали путевкой в «Артек». Второй раз в 1941-м срочно пришлось возвращаться в Феодосию, домой. Город вовсю бомбили, а однажды осколком снаряда ранило Витину мать - мысли об эвакуации пришлось оставить.
Фашисты оккупировали город, установили везде свои порядки, и типография тоже перешла в их подчинение. Вите ужасно не нравилось, что его отец, который всегда рассказывал ему про героев Гражданской войны, теперь работает на немцев. Для Вити - это был позор, бесчестье. Но заговорить с отцом по душам, как это было раньше, мальчик не мог - тот всегда усталый приходил с работы, которая не доставляла ему никакой радости.
Однажды Виктор подобрал листовку, в которой было написано: «Смерть немецким оккупантам!» Мальчик прочитал, что армия не бездействует, а в оккупированных городах живут и действуют партизаны, наносят удары по врагу. Только за месяц партизанские отряды Крыма уничтожили 130 гитлеровских солдат и офицеров, подорвали 20 автомашин с грузами. В городе уже говорили об этом, рассказывали о нападении на колонну гитлеровцев на шоссе Судак-Салы. Текст заканчивался словами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» А внизу приписано: «Прочти и передай товарищу!»
Мысль о том, что в городе действует партизанский отряд, укоренило решение мальчика поговорить с отцом открыто и помогать чем возможно этим людям. При бурной беседе оказалось, что Михаил Коробков и является членом городской подпольной организации, но держал свои взгляды втайне от сына, считая его несмышленым ребенком. И вот теперь он видел своего сына честным, прямым, отзывчивым - таким, каким учил его на боевых примерах прошлых героических лет. Листовку, которую принес Витя домой, он сам же и решил передать - но как? кому? О том, что в городе рыщут провокаторы, он не имел и малейшего понятия, а с отцом посоветоваться не успел. В эти минуты и встретился ему человек с усиками, как оказалось потом - предатель, посоветовавший спрятать листовку под половицами. Но мальчик поступил по-другому, приклеив ее в развалинах. А к Коробковым нагрянули полицаи, перевернули все вверх дном, но остались ни с чем.
Все трудоспособное население фашисты отправляли в Германию, а детей и женщин - очищать порт от каменных обломков после бомбежек. Витя тоже помогал взрослым, иногда он находил патроны, оружие и складировал свои трофеи в укромное место. 12-летний мальчик стал связным между партизанами и городской подпольной организацией.
Он вел наблюдение за расположением немецкого штаба, за передвижением машин, учитывал, сколько боевых орудий прибывает в Феодосию через порт. Партизанам требовались пропуска в город в массовом количестве - Коробков-старший согласился отпечатать их на свой страх и риск, но нужен был образец. Несколько дней подряд Витя около часовых, шутил, выспрашивая немецкие слова, сверяясь с правильностью перевода. Как вдруг, о чудо, поднявшийся ветер вырвал из рук часового вожделенный документ и Витя незаметно наступил на него ногой, поднял, и, когда все утихомирилось, ушел себе восвояси. Так Витя Коробков помогал партизанам.
Успехи подпольной деятельности способствовали ужесточению гестаповцев в городе - больше стало облав, арестов. Совхоз «Красный» за городом превратился в лагерь смерти. За отцом Вити начали следить. Его вызывали на допрос, требовали, чтоб сказал, кто печатает листовки. Коробковы решили уходить из города к партизанам, а мать Викторию Карловну отправить в деревню Субаш. Витя достал свой пионерский галстук, спрятал его под рубашкой. Перед уходом ещё раз прошёл по городу. И вдруг дерзкая мысль зародилась в его голове: взбежав по развалинам стены, добрался до дерева, по ветвям залез на самую вершину и привязал там пионерский галстук, который развевался и сиял в лучах солнца.
Через два дня Витя с отцом были у партизан, их зачислили разведчиками штаба третьей бригады Восточного соединения партизан Крыма. В задачи юного партизана входило изучение местности, важных магистралей и проселочных дорог, любых тропинок, фиксация всех объектов (как бы сейчас сказали пересеченной местности): гор, ущелий, долин, оврагов, скалистых обрывов.
Первым заданием юного разведчика было вооружение деревни Бараколь. Прогулка удалась на славу. На ходу сочиняя песенку про странное название, Витя зафиксировал в памяти, сколько боевой техники на службе у фашистов этой деревни. На следующий день партизаны уничтожили орудия, танки, разгромив фашистов Бараколи.
Такое же задание Витя получил для деревни Эйсерес. На этот раз Коробковы на разведку вышли вместе, а зафиксировав все объекты, намеревались уйти. В тот день на улицах много было солдат, а отец чувствовал себя неважно и мог обратить на себя внимание. Тогда Витя придумал такой ход: подойдя к группе военных, на губной гармошке стал наигрывать немецкую мелодию, мужчины стали подпевать, стали подтягиваться и другие фрицы. Витя тянул время, чтоб его отец мог уйти - и это ему удалось. А Витя с гармошкой шел дальше, от хаты к хате, напевая любимые мелодии: «Катюшу», русскую плясовую, но потом сделал вид, что ему надоело играть, и побрел вперед. В сумерках он легко вышел из деревни и догнал отца.
На Эйсерес вывел партизан Витя Коробков (отец даже не смог подняться - так ему было плохо). Все фашисты в этом местечке были уничтожены.
16 февраля 1944-го отец с сыном были в Феодосии на очередном задании. Город был пустынным, людей почти не осталось, да и те показались Вите подозрительными. Чутье мальчика не подвело, но было уже поздно - на следующий день Коробковых арестовали.
Витю бросили в камеру к Вале Ковтуну, городскому подпольщику, попавшемуся во время облавы. И хотя вещественных доказательств его вины не было, молодого человека все равно схватили.
Во время пыток Витю избивали ремнями, конским кнутом рассекая кожу на шее и плечах, но подросток держался достойно, не выдав своих боевых товарищей.
4-го марта 1944 года Вите исполнилось 15, он мечтал, что, когда прогонят фашистов, он станет художником и напишет картину: море, горы, и небо… А сейчас «пусть не думают фашисты, что нас так легко покорить». 9 марта 1944-го Витю расстреляли, последними его словами сокамернику были: «Когда выйдешь, найди маму, передай: я умер за Родину!» И Отечество не забыло имени отважного пионера. Указом Президиума Верховного Совета СССР Витя Коробков посмертно был награжден медалью «За отвагу».
Его именем названа школа, в которой он учился, прилегающая к ней улица, детский лагерь отдыха в Большой Ялте. В Феодосийском краеведческом музее есть стенд, посвященный пионеру-герою. А в 1959-м в городском сквере по улице Горького был установлен памятник Вите Коробкову. Монумент изображает пионера-партизана, крадущегося со свернутой листовкой в руках. На постаменте высечена надпись: «Славному пионеру-партизану Вите Коробкову, который погиб в борьбе с фашистскими захватчиками 9 марта 1944 года. От пионеров Украины».
Пионеры, дети войны, юные партизаны, вместе со взрослыми приближавшие нашу Победу над фашизмом - все они в Бессмертном полку тысячелетней русской истории.
Группа ВК "Зеркало истории"