Об аниме

May 25, 2011 19:04

Я отношу себя к тем людям, кого аниме не столько захватило, сколько «сильно задело». Я посмотрел несколько сериалов, не то чтоб мало, но и не то чтоб много, и так вышло, что сейчас смотрю только «Наруто» *уклоняется от тапка* и богомерзкий «Bleach».

Итак, «Наруто» - это у нас сантабарбара о мальчике-ниндзя, который нифига не похож не то, что на ниндзя, но даже на азиата, который постоянно воюет ради своего «скрытого селения» (а по сути - здорового кишлака, где живут и работают наемные убийцы и вообще наемники), регулярно избавляя мир от эпического масштаба угроз и при этом все равно имеющего репутацию простачка, дурачка и верного товарища.

А «Bleach» - это сантабарбара про шинигами, богов смерти (у синтоистов «богов» настолько много, что ими можно печку топить), которые по идее должны провожать души умерших в мир иной, вместо этого почему-то воюющих с неведомой фигней, попутно нанося разрушения одному конкретному городу Angel Grove Karakura.

Смотрю по причине той же, что и смотрят сантабарбару - из сопереживания, желания увидеть финал и просто по привычке.
Манга и аниме, это, конечно, штука довольно своеобразная. Врядли я смогу рассказать много с искусствоведческой точки зрения, но уверен - сей класс произведений в целом не хуже других. Он не блещет словом. Потому что там, где писатель блеснет красноречием, мангака нарисует. Не блещет притязаниями к интеллекту - сюжетные приемы используются, как правило, незамысловатые. В общем, либо приятно смотреть, либо приятно сопереживать. За счет этого и нехитрый, в общем-то, юмор, тоже становится полезной частью контента.

Вот, к примеру, Bleach приятно смотреть. Кроме того, у авторов неплохое чувство юмора. Логики там больше, чем в «Алисе в стране чудес», но меньше, чем «Гарри Потере». Они понимают, что делают пустой пафос, но стараются делать его хорошо.

В «Наруто», я привык, что мне приятно сопереживать. Знаю я, что ниндзя фаерболы не кастуют, что студия, снимающая этот сериал, через раз халтурит, но вот впечатлило. Наруто - это мальчиш-кибальчиш, которого не убили буржуи, но который сам оказался военной тайной и, ну совершенно прям случайно, избрал в качестве метода самоутверждения быть героем среди своих людей. Получившийся в итоге страстный и тупой патриот стал примером того, как может себя вести регулярно воодушевляемый камикадзе, которого по сюжету практически невозможно убить. Несмотря на суперменскую крепость, персонаж так усиленно прикидывается человеком, что, даже будучи взрослым, начинаешь сопереживать этому чудо-подростку. К сожалению, с началом так называемой второй половины, где герои вдруг стали старше года на четыре, автор явно начал халтурить, превратив полного обаятельных слабостей бессмертного мальчишку в долговязого детину-праведника, который только и делает, что прет на врага и читает нотации в духе «А знаешь, я вот тоже когда-то вел себя неправильно. И вот так вот на эдак. И я верю, что ты сможешь тоже…», ну и так далее...

Что авторы манги и аниме действительно хорошо делают, так это доносят основную мысль. Даже скучная нотация может быть развернута в интересный и закрученный сюжет. Даже вроде как неприглядная вещь может стать предметом остросюжетного произведения. Взгляните, к примеру, на Hikaru no Go, Prince of Tennis или OverDrive и поймете, как крутые профи пропагандируют спорт. В своей культуре, конечно. Посмотрите на Axis Power Hetalia или Mudazumo и увидите, как надо прививать пустоголовым детям интерес к истории и, возможно, даже политике. Исходя из этого, можно быть уверенным, что если в Японии потребуется, ну например, срочно повысить поголовье девченок для керлинга, по их телевизору (и по нашим интернетам :) ) годами будет переть откровеннейшая пропаганда, но выглядеть это будет, как вполне интересный сериал, где боевые подруги серий 80 трут ледышку, пока по ней дьявол в ад не соскользнет.

Можно сделать вывод, что аниме - если не действенный, то, по меньшей мере, изящный инструмент пропаганды. Но пропаганда, чтобы быть воспринятой, должна быть, кроме прочего, интересной. В чем наш народ, пожалуй, убедился более, чем достаточно. Неся свои послания, японские произведения облачены в форму захватывающего и притягивающего, что потребно для любой литературы. Как говорил Максим Горький, нет такой книги в мире, которая человека ничему бы не учила. Если он, конечно, сможет ее читать. Наши восточные соседи это отлично понимают и используют «литературу» по прямому назначению, независимо от того, насколько сложные или простые вопросы подводятся к решению.

культурка, О себе, Аниме

Previous post Next post
Up