Продолжается в Москве фестиваль "В поисках Розова".
Сегодня я хочу написать о традиционных постановках. прошедших в рамках фестиваля. Это "Её друзья" и "Вечно живые"
24 ноября 2013
МХАТ им. Горького
«Её друзья»
Эта пьеса Виктора Розова поставлена впервые в 1949 году. По этой ссылке можно посмотреть скан программки того времени:
http://ramt.ru/projects/130/132/Статьи и история спектакля МХАТа по ссылке :
http://www.mxat-teatr.ru/docs/tpl/spect.asp?id=108& Был аншлаг. В основном зрители - школьники 8-14 лет. Но были и взрослые без детей.
На сцене стоял портрет Розова. В ложе сидел режиссёр Усков. Перед спектаклем вышла на сцену дама, я думаю это завлит, и актёры. Дама рассказала о розовских мероприятиях, о фестивале, о самом драматурге и зачитала приветствие фестивалю « В поисках Розова» от художественного руководителя Татьяны
Дорониной, и дальше рассказала об истории спектакля:
-- В середине 90-х, когда зрители-подростки сидели в зале с банками пива, кричали и гоготали во время спектаклей, и вообще был всеобщий жуткий упадок, Татьяна Васильевна Доронина обратилась к Виктору Сергеевичу с просьбой написать для театра пьесу для подростков. Но Виктор Сергеевич ответил, что пьес сейчас не пишет, и предложил поставить «Её друзья» .
Ирина Фадина, актриса, которая первая играла роль Люси Шаровой, рассказала, как в 90-х на каждом спектакле в ложе сидел Виктор Сергеевич, она вспоминала, как мягко, доходчиво и спокойно, он объяснял актёрам их героев, вспоминала, каким хорошим человеком он был, как много ей дало общение с Розовым.
Потом начался спектакль. Надо сказать, что пролог Розов всё-таки дописал именно для этого спектакля.
А после спектакля режиссёр Усков вышел на сцену. Он тоже вспоминал, как сначала пьеса ему не приглянулась, но Доронина попросила перечитать ещё раз повнимательнее. Так и получился в МХАТе им Горького спектакль, который идёт уже 15 лет. Обновляется конечно же его состав.
Дальше на сцену вышла дочь Виктора Сергеевича, она обратилась к молодым драматургам, которые, как она надеялась, присутствовали в зале. Она сказала, что Виктор Сергеевич сравнивал драматургию с кружевом, а точнее с дырками в этом кружеве.
Директор фестиваля Ольга Бигильдинская поблагодарила театр за спектакль, а зрителей за такой тёплый приём спектакля, она отметила, что это настоящий подарок театру - такой хороший зритель.
О зрителях я тоже хочу написать. Дело в том, что я много ходила в театры в 90-е. И если спектакль был по школьной программе, то я уже знала, что от просмотра могу ничего хорошего не ждать. Что только не вытворяли подростки на спектаклях! И даже если они не гоготали и не орали, то в зале стоял какой-то пчелино-осиный гул, и, начиная с амфитеатра ничего не было слышно. И когда я шла на спектакль сейчас и увидела на бульваре толпы подростков за учительницами, я подумала: «Ну всё. Попала».
Но дети сидели на спектакле на удивление тихо. Вообще дети, если им нравится, -- очень благодарный зритель. Может на них подействовало вступительное слово, может то, что режиссёр был в зале. Дети смотрели с интересом, сопереживали героям, устраивали овации - вообще зрительный зал вёл себя очень дружно, как единый организм. И от этого лично у меня настроение улучшилось. Я не знаю в чём причина. Может такой светлый чистый настрой пьесы как-то влияет на зрителя-подростка, может дети подобрались из каких-нибудь хороших школ. Но зрительный зал ,можно сказать, устроил отдельный спектакль. Спектакль в спектакле. Значит, советская драматургия и ретро-эстетика может быть близка и понятна молодому зрителю. Из пьесы не было выкинуто ни одно слово.
Хочется отметить речь молодых актёров. У всех поставленные голоса, отличная дикция, произношение - это сейчас среди молодых актёров не так часто можно встретить. МХАТ им. Горького поддерживает традиции.
Фото со спектакля по ссылке:
http://fotki.yandex.ru/users/igografo/album/150489/ 26 ноября 2013 г.
ТЦ «На Страстном» Воронежский государственный академический театр драмы им. А. К. Кольцова
«Вечно живые»
«Вечно живые» -- самая первая (из написанных) пьеса Розова. Розов начал её писать в 1943 году. Это и самая известная пьеса благодаря фильму «Летят журавли».
В Воронежском театре пьеса была поставлена в 2000 году, а в 2010 восстановлена.
Конечно же этот спектакль, как и предыдущий «Её друзья» -- стилизация под ретро. Только так и можно попасть в текст драматурга. Спектакль шёл с антрактом. Во второй части последняя сцена была сильно сокращена. Достаточно традиционная постановка. Но постановка не старающаяся кого-то и что-то повторить. Режиссёр и актёры имеют свой взгляд на образы. Они играют свой спектакль, это очень радует.
Конечно же Магдалена Магдалинина в роли Белки очень хороша. И мне понравилось, что она в первой сцене ну действительно Белка, во второй уже какая-то грустная белка, а потом уже от белки нет и следа. Поэтому героиня в третьей сцене периодически берёт в руки игрушку, больше чем это прописано в пьесе.
Конечно же самая выигрышная роль - Марк. И это персонаж очень современный. Когда я шла на спектакль, именно Марк больше всего интересовал меня. И вдруг я вижу на сцене такого уже возрастного мужчину… Удивляюсь, честно говоря. Но актёр Роман Слатвинский убедил меня уже к концу второй сцены. И наверное Марк - лучшая работа спектакля. Исполнитель просто молодец. Он обаятелен. Он играет на полутонах, он так представляет своего персонажа, своего антигероя, что я верю в то, что Вероника вышла за него замуж. В поведении Марка есть два-три эпизода, которые его чётко характеризуют. Это сложно сыграть. Актёр блестяще справился с этими местами. Так же во второй сцене в уста Марка был вложен маленький монолог, которого нет в пьесе. И я, подумав, поняла зачем. Марк - очень современный, очень распространённый именно сейчас тип человека, даже типаж. И вот этот маленький монолог, когда все уходят провожать Бориса, Белка прибегает в квартиру Бороздиных, и возвращается Марк, вот этот монолог вскрывает все причины такого безбожного бесстыдного поведения современного человека. Этот маленький монолог-оправдание себе очень глубокий и важный, тема этого монолога разбросана по пьесе в репликах, Марк периодически оправдывается в пьесе, как-то себя выгораживает, объясняет, но это объяснения того времени, а во второй сцене звучит оправдание, которое было ключевым в 90-е годы, да и сейчас тоже. Оправдание, почему «моя хата с краю». Мне очень приятно, что режиссёр-постановщик (ныне покойный) Анатолий Иванов так интерпретировал образ Марка.
Хочется отметить работы Светланы Поваляевой (Ирина), Владимира (Михаил Агапов), Дины Мищенко (Варя), Ирины Сорокиной (Танечка). Наверное «девочкам» легче понять своих персонажей, которых драматург писал семьдесят лет назад. Нюра-хлеборезка - актриса Валентина Юрова, собрала просто овации, прерывающие спектакль.
Фото со спектакля по ссылке:
http://fotki.yandex.ru/users/igografo/album/150552/ Сегодня в Булгаковском доме - «В поисках радости». Много ещё мероприятий: и выставка в Бахрушинском музее, и презентация книги на нон-фикшн 1дек. в 14-00 в 1-ой зоне семинаров, и мероприятия в самом РАМТе.