Театральный фестиваль "В поисках Розова". Часть 1-ая.

Nov 20, 2013 10:56

Виктор Сергеевич Розов - выдающийся советский драматург. 21 августа 2013 года ему исполнилось бы 100 лет. И сейчас, в ноябре-декабре, театральная Москва отмечает столетие драматурга фестивалем «В поисках Розова».

Одна из тем самых известных пьес Розова- критика мещанства, шкурничества, обывательщины, приспособленчества. Мало того, что обыватель загоняет в ловушку себя, он ещё хочет подвести под свой «недуг» философию и навязать её другим. « Я как все. Я не хуже и не лучше» или «Я - это не все, пусть все воют, служат в армии, вкалывают у станка, а я - особенный - высокоорганизованный, талантливый, необыкновенный и т.д.»-- приблизительно так рассуждают персонажи многих пьес Розова, олицетворяя собой пороки, подменяя жизнь высокую духовную суррогатом сытого бессовестного растительно-животного существования. Герой многих пьес Розова -- молодой человек -- часто рубит с плеча, часто и ошибается, но в конце концов интуитивно выбирает единственно правильный путь. Молодые люди чувствуют вернее, правильнее - говорит один из персонажей Розова. Тема обыкновенного героизма, жертвенности, тема долга и подвига раскрывается среди других в самой известной пьесе Розова «Вечно живые». Сам драматург, получив в 41-м белый билет, освобождение от армии, пошёл в дивизию народного ополчения, был тяжело ранен, выжил, больше года после ранения скитался по госпиталям, ему чудом спасли ногу от ампутации. В тяжёлые 90-е годы, 80-летний драматург не остался в стороне от жизни страны, выступал как публицист. Виктор Розов писал и инсценировки классики.
Конечно же пьесы Розова - о любви. О любви глубокой настоящей.

Хочется написать о мероприятиях, проходящих в рамках празднования юбилея, на которых мне удалось побывать.

19 ноября. ТЦ на Страстном. «В добрый час!» (16+) Русский Театр Эстонии

Режиссёр спектакля пишет в программке: «У меня не было задачи вскрыть текст и рассказать историю с позиции драматурга. Сегодня это невозможно сделать, мы мало, что понимаем в том времени и его проблематике. Поэтому пьеса и среда повествования - это только оболочка, до максимума театрализованная реальность, почти театр абсурда, и в ней я хочу зашифровать свои сегодняшние современные мысли».

На обложке программки напечатано растение за окном на фоне облезлой штукатурки, а по окну ползёт муха…

Сцена занавешена полиэтиленом. Перед зрителем - полиэтиленовая стена. Актёры играют как бы в изоляции. Тикает метроном. Звучит радио: по радио объявляют о полёте Гагарина, все персонажи счастливы... Пока счастливы...

Дальше, под звуки утренней гимнастики начинает разворачиваться действие. Периодически гаснет свет и мы читаем на полиэтилене, как на экране, советские лозунги, которые раньше писали на стенах разных помещений - в столовых, актовых и спортивных залах, в школах, в кабинетах.

После центрального конфликта пьесы молодые персонажи рвут стену из полиэтилена -- зал, зрители как бы допущены теперь к прямому диалогу, эстетика спектакля резко меняется. Текст пьесы звучит и дальше, но очень фрагментарно и вставлены новые реплики (и даже монолог), которых в пьесе нет. Вторая половина пьесы символизирует по-моему 90-е, на это указывает и музыка «Агаты Кристи» . Актёры играют более раскрепощённо, свободно, современно.

Получается, что конфликт розовского мальчика в пьесе, бунт против блата при поступлении в институт, бунт против социальных предрассудков и неравных возможностей, в спектакле Русского театра Эстонии превращается в катастрофический в своём гротеске разрыв поколений. Разброд и безделье, попрание нравственных законов, крушение нравственных ценностей 90-х накладывают на бунт розовского мальчика новые черты. Показано, что розовский мальчик превращается в отвязного отпрыска, которому всё по фиг. Он уходит в конце и произносит «В добрый час» абсолютно без восклицательного знака, он произносит «в добрый час» так же как бросает шапочному знакомому «пока» при прощании. Родители раздавлены навсегда, они остаются у разбитого корыта со своими воспоминаниями. Вот такой современный тип пофигиста - неформата: «Как же меня всё достало!», «Задолбали!» (Вот это уже с восклицательным знаком. )Не случайно, что центральным персонажем в бунте становится Вадим, благополучный карьерист, остающийся на плаву в любое время. Именно он, понимая, что теперь можно всё, первый пишет на стене «Директор - бАлбес».
Кстати, Аркадий и Маша не остаются жить у Авериных, как в пьесе, а Алексей не врёт, что поступил в институт.
А Андрей уходит не с Алексеем, а просто уходит. Во всяком случае их диалоги очень сокращены (может предполагается, что все об этом и так знают?).

Это конечно же не пьеса Розова, то есть ну совсем не в духе его пьесы. Да и многие важные лично для меня реплики отсутствуют, что очень обедняет, на мой взгляд, образ Алексея (хотя актёр Вячеслав Леонтьев играет неплохо и очень фактурен). Отсутствует мой любимый персонаж этой пьесы - Афанасий. Вообще нет линии Алексей-Катя-Афанасий. Потому что Кати тоже нет в списке ДЛ. Зато материализуется всемогущий Развалов, отец Вадима, который в пьесе только упоминается.

Но то, что показана трансформация в сегодняшнее время, это очень интересно. И спектакль то получился цельным - вот что удивительно. И публика как-то живо реагировала на современную «отвязную» вторую часть пьесы.
Хочется отметить работу Дмитрия Косякова (Аркадий). На Аркадии в спектакле сделан акцент, Аркадий, а не Алексей скрепляет, нанизывает на себя спектакль - тема искусства, театра, тема места актёра в театре всегда во все времена близка и зрителю и исполнителю. Не случайно в одной из сцен Аркадий хочет вскрыть себе вены - это уж точно из современной театральной ситуации.
Осовремененный «розовский мальчик» в исполнении Германа Клаада очень неплох. На Гале костюмы в стиле 50-х-60-х годов. Она переодевается четыре раза за спектакль. Есть на сцене и фортепьяно - играют на нём турецкий марш. Вместо периодически бьющих часов с маятником в спектакле тикающий метроном.

Все фото со спектакля здесь: http://fotki.yandex.ru/users/igografo/album/150409/

По ссылке список мероприятий: http://ramt.ru/projects/130/ Там же адрес, по которому можно записаться на некоторые спектакли.
В следующий вторник В ТЦ "На Страстном" "Вечно живые" Воронежского Государственного Театра драмы.

о фестивалях драматургии, о пьесах, событие, фото, о режиссёрах, о драматургах

Previous post Next post
Up