Любопытная зарисовка из подростковой жизни, с элементами фантастики в духе Сорокина и голливудских блокбастеров. Наверное, самый правильный подход к этому тексту - попытаться понять его с позиций психоанализа. Очевидно, что главный смысл и напряженность здесь сосредоточены вокруг темы отцов и детей. Вернее, обиды детей на вечно отсутствующих отцов.
В пьесе два плана, почти никак между собой не связанных. В некоем краю вечной мерзлоты, где даже спирт замерзает в градуснике, суровые мужчины со странными именами (Палех, Рожь, Ферапонт) разгоняют облака йода. Цель этих действий никак не объясняется, быт вахтенных описан так же условно, как жизнь полярников в советских пропагандистских фильмах. Из-за этой странной работы отец главного героя много лет назад бросил семью. Очевидно, что он не поддерживает связи с сыном и бывшей женой, и даже не помогает им деньгами. Его жизненное кредо вполне оправдывает такой неблаговидный поступок: «Так что Саша ты запомни. В жизни всё это… Деньги там, девчонки… Вот, главное - это друга иметь, понял? Главное чтобы друг твой был. Даже вот не друзья, да? А друг. И тогда ничего не страшно. Вот». То есть, для этого человека, внешне сильного и мужественного, жизнь без поддержки такого же мужественного друга представляется несовершенной и зыбкой. Он покинул жену, ребенка, престарелых родителей - всех тех, о ком должен заботиться - для того, чтобы отдать свою заботу суровым товарищам, и ощутить их заботу как некий защитный панцирь. Даже собственным сыном он начинает интересоваться только тогда, когда парень становится старшеклассником - то есть, почти что взрослым мужчиной, который больше не нуждается в заботе.
Второй план - взросление главного героя, подростка Саши. Он переживает все те тревоги и маленькие драмы, которые и положено переживать подростку - завидует более состоятельным одноклассникам, хочет отметить свой День рождения не хуже, чем самые обеспеченные из них. При этом Саша вполне социально адаптирован - у него есть лучший друг и девушка, которая отвечает на его чувства взаимностью. Тема наркотиков, заявленная в самом начале, как-то скисает в конце. Не очень ясно, зачем вообще упоминается процесс употребления неких веществ - с целью обличения нравов, или просто для молодежного антуража.
Вообще, текст мне понравился - в нем есть свежесть и легкость, разговорная речь. Но это пока не совсем пьеса, скорее эскиз, который очень нуждается в структурной проработке. Хочется больше узнать о герое, понять природу его внутреннего конфликта. Вероятно, услышать его диалог с отцом. Обозначить отношения с другом, которые пока только намечены. В общем, я бы на месте авторов еще поработала над этим произведением, у которого, безусловно, есть потенциал стать чем-то большим.
И еще по теме. Не знаю, обращают ли на это внимание другие, но меня всегда коробят ошибки и небрежность в оформлении текста. Логика простая: если ты пишешь для себя, чтобы почитать друзьям - делай как хочешь. Но если ты предъявляешь текст широкому кругу читателей, надо для начала самому перечитать. И не доверяйте Ворду, а то он вам наставит запятых примерно так: «-Мама. Нет, ну что мне делать, то с ним? -Отец. Рожь подай, пожалуйста, коробочку со стола».
Ольга Погодина-Кузмина, эксперт Дрмафона-2011