Читальня: о.Рафаил Карелин "На пути из времени в вечность" (современный патерик) part2

Jan 21, 2013 23:53



см.:( part1)

Отец Савва, Серафим и другиеЕпископ Леонид (Жвания) о священнике,  впавшем  в блуд: <...> епископ Леонид тотчас отстранил священника от служения и запретил даже входить в алтарь. Он сказал священникам собор «С этим человеком нельзя причащаться из одной Чаши; если я допущу его до священнодействия, то сделаюсь перед Богом соучастником его греха. Епископ - страж Церкви и не должен допустить осквернения алтаря». Вскоре этот человек выехал из Сухуми не то на Урал, не то в Сибирь, затем стало известно, что он снял сан, отрекся от Христа и занялся составлением атеистических статей для газет. Но, возможно, этот отступник совершил бы не меньший грех, если бы, оставшись в сане, совершал Литургию и продолжал блудить. Это был наглядный пример того, как нераскаянный грех убивает веру.     

***  
Схиархимандрит Андроник (Лука завещал своим чадам никогда не снимать с себя нательного креста, даже если человек моется в бане. рассказывал случай из своей молодости. Однажды юноши пошли на речку, и его сосед, лучший пловец среди них, перед тем как зайти в воду, снял с себя крест и положил на берег Отец Андроник почувствовал что-то неладное и спросил у него, зачем он это сделал. Тот ответил: «Дух мне сказал». Отец Андроник предупредил его: «Ты знаешь, какой дух боится креста?». Но тот уже по-другому стал оправдывать свой поступок: «Как я нагим буду носить крест? Когда поплаваю, тогда надену снова». Он, как будто влекомый какой-то силой, бросился в реку, нырнул и больше не выплыл. Домой принесли только его одежду и оставленный на камне крестик.

***  
Однажды меня позвали отслужить молебен о болящем. Это был калека с ампутированными из-за гангрены ступнями ног. После молитвы он спросил: «Почему я так мучаюсь, неужели я грешнее всех людей на свете, какое преступление я сделал?». И затем сам ответил: «Я думаю, что я не был верен ни Богу, ни диаволу, а служил то одному, то другому, и они ударили меня с двух сторон». Как ни странно, но это наивное рассуждение калеки помогло мне понять, почему часто в истории самые худшие силы берут верх над своими соперниками, в том числе откровенные бандиты - над теплохладными христианами.

***  
Этот иеромонах рассказывал: «Однажды, молясь в алтаре, я не мог сосредоточиться и преодолеть сухость сердца: оно как будто окаменело. Каждое слово я произносил с трудом, и мне хотелось поскорее закончить молитву и уйти из храма, как сбрасывают с плеч непосильную тяжесть. Я повторял Иисусову молитву то вслух, то про себя, но до моего сознания не доходили ее слова, как если бы я кричал, уткнувшись лицом в подушку, и мне казалось, что такая молитва может только прогневать Бога. Но все-таки я удерживал себя и сидел в алтаре, продолжая тянуть четки. В этот же день ко мне подошла старая монахиня, которая жила при храме, продавала свечи и убирала церковь. Она сказала: “Я легла отдохнуть и увидела в тонком сне, что у вас в руке драгоценные блестящие камни и вы перебираете их один за другим”. онял, что этот сон должен был укрепить меня в надежде, что Господь принимает молитву, творимую одним усилием воли, когда, по попущению Божию, сатана сковывает ум и сердце»

***  
Однажды отец Савва, сделав вид, что рассердился на духовного сына, сказал ему: «Паршивая овца все стадо портит». Тот опустился на колени и просил прощения. Авва слегка ударил его по лицу. Тот попросил: «Ударьте еще, чтобы бес убежал». Отец сказал: «Что, я должен исполнять твою волю?». После этого удара на душе у духовного чада стало необычайно легко.   bsp;


***  
Однажды отец Савва, находясь в своей келии, повесил на плечо холщовую суму, взял посох и, пройдя несколько раз по келии, сказал, обращаясь ко мне: «Я был странником, и ты не принял меня,- потом  добавил: - Я был болен - и ты не посетил меня. Я был голоден, и ты не накормил меня, а зачем ты теперь пришел ко мне?».

***
Один иеромонах рассказывал подробности личной жизни своего собрата, которые он наблюдал, живя у него в гостях, и осуждал его. Тогда монахиня Аркадия, с которой он беседовал, встала с места, поклонилась ему и сказала: "Теперь я вижу, что вы прозорливец и обличили меня во всех моих грехах, словно в воду смотрели". Иеромонах опешил и огорчился, но потом часто с благодарностью вспоминал мать Аркадию.

***  
<...>"Для того, чтобы научиться держать ум в словах молитвы,- говорил отец Серафим,- надо сердце свое держать в послушании. Старец советовал тем, кто приступает к Иисусовой молитве, вначале читать ее медленно и неторопливо, не обращая особого внимания на количество прочитанных молитв. Однако он предупреждал, что здесь есть своя опасность, а именно: замена молитвы как беседы с Богом размышлением о молитве, то есть при слишком медленном и раздельном произношении слов может потеряться предстояние перед Богом, и человек начинает разбирать каждое слово молитвы: какой смысл заключается в нем. Это тоже по-своему полезное дело, но лишь как приготовление к молитве: здесь нет обращенности к Богу, предстояния перед Ним. Молитва, исполняемая правильно и внимательно,- это действие духа, а рассуждение о молитве - действие души. Когда ум навыкнет заключаться в словах молитвы, уходить в них, сливаться с ними, тогда молитву следует читать в темпе неспешной речи. е кажется, что старец Серафим говорил здесь о различии между молитвой и медитацией, когда избирают какое-нибудь библейское изречение и начинают размышлять о нем, стараясь выявить семантическое значение и смысл  каждого слова. Молитва исчезает, и слова превращаются в анализируемый объект, вместо того чтобы быть звеньями между душой и Богом.<...>

***  
Тому же иеромонаху говорил отец Серафи "Ты то гневаешься на своих чад, то просишь у них прощения, не понимая, что этим духовно вредишь им. Они не знают, что им делать: кто прав и кто виноват - они или ты,- и постепенно перестают слушаться тебя. Если ты даже был несправедлив к ним, то попроси прощения у Бога за себя и за них, а им не показывай своего раскаяния. Духовный отец имеет право наказать или подвергнуть испытанию свое чадо, а своими извинениями ты только портишь их. Я видел духовника, который на коленях просил прощения у своих чад, и строго запретил ему делать это".

***  
Игумения Ольгинского монастыря Ангелина (Кудимова) рассказывал "Когда я была послушницей, то задумывалась о том, что значит бесконечность, как может Божество быть в Трех Лицах, и пыталась представить себе это - и вдруг почувствовала сильную головную боль. Я стала просить у Бога прощения за свои дерзкие вопросы. Боль прошла, но у меня началась бессонница. Много недель я не могла спать и лежала с открытыми глазами. Игумения послала меня по святым местам. Через год моя болезнь постепенно прошла. С тех пор я не дерзаю ни говорить, ни думать о том, что выше моего разумения, а прошу у Господа даровать мне плач о моих грехах"

***  
Одна инокиня вышла замуж, но затем посещала Ольгинский монастырь, и матушка Ангелина принимала ее в своей келии. Эта женщина как-то сказала: "Матушка, я все время каюсь в том, что согрешила". Игумения ответил "Если бы ты каялась, то вернулась бы в монастырь, даже если бы тебе надо было бежать по дороге, усеянной осколками стекол, босыми ногами".     bsp

Обещанный бону

Как мы должны приносить наши начатки Господу?А что сказать о начатках, которые, как известно, все верно служащие Христу ежедневно приносят? Ибо когда пробудившиеся от сна и как бы воскресшие после усыпления, прежде возбуждения какого-либо чувства, или памяти, или заботы о домашних делах, сначала возникшие свои помыслы посвящают в жертву Богу, то не приносят ли истинно начатки своих плодов чрез Верховного Первосвященника Иисуса Христа, за пользование этою жизнию и за образ ежедневного воскресения? Также и те, которые, пробудившись от сна, принося Богу жертву прославления своего, первым движением своего языка призывают Его, те прославляют Его имя и совершенства; сначала отверзая свои уста для воспевания Ему песней, обязанности своих уст приносят Богу в жертву. Также приносят Ему первые жертвы своих рук и ног, когда, поднявшись с постели, становятся на молитву и, прежде нежели начнут исполнять обязанности своих членов для своих нужд, ничего прежде не восхищают себе из служения их, но направляют стопы для почитания Его, утверждают их в хвалении Его и таким образом приносят Ему начатки* всех своих движений воздеянием рук, преклонением колен и простертием всего тела. Что поется в псалмах: «предварих в безгодии и воззвах. Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим» (ср.: Пс.118,147-148); «утро молитва моя предварит Тя» (ср.: Пс.87,14),- этого иначе мы не можем исполнить, как если после покоя сна, пробудившись на этот свет, как бы из мрака и подобия смерти, из всех обязанностей духа и тела, совершенно ничего не будем наперед предпринимать для своих нужд. Ибо нет никого другого, кого бы Пророк предварял поутру или кого мы должны бы также предварять, кроме нас самих, то есть предварить наши занятия, расположения и житейские попечения, без которых не можем обойтись, или (предварить) тонкие внушения врага, которые он нам, еще покоящимся и погруженным в сон, старается всеять мечтаниями суетных сновидений, которыми бы нас тотчас по пробуждении занять, осетовать, чтобы, сорвав тук (лучшую часть) наших начатков, он сам первый похитил их. Посему со всею осторожностию нам надобно стараться (если, впрочем, силу вышесказанного стиха хотим исполнить делом), чтобы осмотрительная бдительность охраняла первые появления утренних помыслов, чтобы чего-нибудь из них поспешное предвосхищение завистливого врага (диавола) не осквернило и не сделало того, чтобы Бог отверг наши начатки, как маловажные и оскверненные. Если мы не будем предупреждать его бдительною осмотрительностию ума, то он, не оставляя обычая злого предубеждения, не перестанет ежедневно предварять нас своими обольщениями. Посему если желаем принести богоугодные и благоприятные начатки из плодов нашего духа, то должны прилагать большую заботу, чтобы все наши чувства телесные, особенно в утренние часы, сохранять как священную жертву Господу, неоскверненную и неприкосновенную. Этот род набожности соблюдают с большею осторожностию многие даже из мирян, которые, встав прежде рассвета или на рассвете, никак не принимаются за домашние, необходимые, житейские работы, прежде нежели, пришедши в церковь, не постараются посвятить Богу начатки всех своих действий и работ.

*Начатки, ежедневно приносимые Богу, суть начатки: 1) помыслов чувств и расположений; 2) уст и речей; 3) рук и дел; 4) ног и шествий; 5) всего тела и движений.

Св.ИОАНН  КАССИАН  РИМЛЯНИН    
"Семь  собеседований отцов, обитавших в пределах  Нижнего Египта"
(Глава:Собеседование аввы Феоны первое о льготах в Пятидесятницу).
( part1)

Рубрика:      
"Читальня"
"Патерик"
"Молитва"
21 янв.2013
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

священники, старец, патерик, страна/Грузия, духовная борьба, читальня, молитва, цитата, Св.Иоанн Кассиан Римлянин, грех, о.Рафаил Карелин

Previous post Next post
Up