Читальня: о.Рафаил Карелин "На пути из времени в вечность" (современный патерик) part1

Jan 21, 2013 23:49



Отца Рафаила Карелина нет особой нужды представлять, как пишут на wiki -  священнослужитель Грузинской православной церкви, архимандрит, богослов, миссионер, духовный писатель, публицист, антимодернист, антиэкуменист.

После смерти о.Даниила, он, наверное, остался единственный такой мощный флагман, который открыто и прямо борется с осиповщиной. Но, помимо борьбы с разными ересями и духовными поучениями, о.Рафаил пишет и интересные книги, в которых собраны многочисленные рассказы из жизни праведников и простых священников - такой своеобразный патерик. И так как, в основном идет повествование о  грузинских подвижниках, то рассказы пропитаны особым неповторимым грузинским колоритом - грузинский юмор всегда стоял  особняком, и особо забавно видеть, как он проявляется в духовных грузинских наставниках.
Вот надергал рассказов из книги о.Рафаила "На пути из времени в вечность" (из главы "Зарубки в пути").
P.S. Кстати, все книги он выставляет у себя на сайте в электронном виде для свободного скачивания, а здесь можно скачать почти все одним архивом:

Список трудов[просмотреть список трудов...]

1994 - Икона «Слава Грузинской Православной Церкви»

1995 - О теософии

1997 - Великие Христианские Праздники

1997 - О языке православной иконы

1997 - Мистика земного времени

1998 - Казнь над нерожденными

1999 - Путь христианина

1999 - Церковь и мир на пороге Апокалипсиса

1999 - Христианство и модернизм

1999 - Вызов новомодернизма

2000 - Падение гордых

2001 - В аду на земле

2001 - Узаконенное беззаконие

2002 - Тайна спасения. Беседы о духовной жизни

2002 - Какое согласие между Христом и... профессором А.И. Осиповым?

2003 - Умение умирать, или искусство жить

2003 - Наш календарь

2003 - Еще раз о еретических заблуждениях профессора МДА А.И. Осипова

2003 - Православие одного дня

2004 - О духовном делании

2004 - Культ и культура в истории человеческого сознания

2004 - Как вернуть в семью потерянную радость

2004 - В поисках истины

2005 - Вся жизнь в нашем мире - хождение по водам

2007 - Дыхание жизни

2008 - Море житейское. Ответы на вопросы читателей

2008 - На пути из времени в вечность

2009 - Церковь и интеллигенция

2010 - Тайна сия велика есть. Вопросы и ответы о семейной жизни

Келейник Католикоса-Патриарха Калистрата протоиерей П., овдовев, женился вторично. Патриарх запретил его к богослужению. Друг запрещенного священника протоиерей Мелхиседек Хелидзе стал ходатайствовать о нем перед Патриархом Калистратом, оправдывая П. тем, что у него дети, которых надо воспитывать. Тот ответил «Если я допущу его, то должен буду допустить к священнодействию и других второженцев, и этим самым я разрешу моим священникам вступать во второй брак. Неужели он не мог найти родственников, которые бы смотрели за детьми, или взять старую женщину в прислуги?». Протоиерей Хелидзе продолжал: «Вы правы, ваше Святейшество, но грешных надо любить и жалеть больше, чем праведников». На это Патриарх Калистрат ответил: «Если грешников надо больше любить, как ты говоришь, то пусть он женится в третий раз, тогда я прощу его». После этого протоиерей Хелидзе замолчал и отошел от Патриарха



Патриарх Ефрем

Патриарх Ефрем рассказывал, что когда ночью его привели в тюрьму, то все места на нарах были заняты, и он лег на полу. Увидев это, татарин-магометанин уступил ему свои нары. Патриарх (тогда еще епископ) сказал: «Тут хватит места на двоих», но татарин ответил: «Я недостоин лежать рядом с Божиим человеком».  
***   
Прихожане одной церкви жаловались Патриарху Ефрему на священника. Он приехал к вечерней службе, стал у дверей, а когда служба кончилась, то взошел на амвон и сказал: «Я хочу носить шелковую рубаху, но денег нет, приходится носить простую из ситца. Вы хотите безгрешного священника, а у меня такого нет. У вас в храме поют “Господи, помилуй”, а этого вполне достаточно для вашего спасения» - и вышел из храма.    
***
Послушав проповедь одного иеромонаха, Патриарх Ефрем сказал ему: «Говоришь ты складно, но на твоем месте я не говорил бы так много при архиерее».

Говорил он также этому иеромонаху: «Несколько слов игумении, сказанные от ее многолетнего опыта, имеют больше силы, чем твои проповеди».

***
Рассказывал архимандрит Парфений (Апциаури): «Когда я был отроком, то мать (мачеха) сама привела меня в Шио-Мгвимский монастырь. Там мне дали послушание пасти коров. Когда я громко молился, то коровы не уходили далеко, не разбегались в стороны, они паслись вблизи меня, как будто слушали молитву. В 20-е годы настоятелем Шио-Мгвимской обители назначили молодого иеромонаха Ефрема (Сидамонидзе), будущего Патриарха Грузии. Однажды он спросил у меня: “Ты знаешь, что значит открывать и закрывать монастырские ворота?”. Я ответил, что делаю это уже несколько лет. Он сказал: “Ложась спать, повторяй в уме какой-нибудь стих Псалтири и засыпай с ним, этим ты закроешь от диавола свое сердце. Утром, просыпаясь, прежде всего произнеси Иисусову молитву, а затем наизусть какие-нибудь стихи из псалма, этим ты посвятишь начаток своего дня Богу. С Его именем начинай день: открывай ворота монастыря”. Эти слова я принял как благословение игумена и, каким бы я ни был уставшим, перед сном читал Псалтирь, затем повторял один из прочитанных стихов и так погружался в сон. Я чувствовал, что и во сне читаю молитву».

(прим dralexmd: на это есть пространное поучение в трудах Св.Иоанна Кассиана Римлянина, см. в самом конце заметки)  
***    
Один иеромонах попал в искушение и женился. Патриарх Ефрем, узнав об этом, написал ему письмо со следующими словами: «Если ты раскаешься и вернешься, то твой грех я беру на себя перед Богом, как будто сделал его не ты, а я». Люди, знавшие строгость Патриарха Ефрема, были удивлены, но Патриарх сказал: «Я могу наказать человека, когда тот стоит на ногах, а если он упал, то стараюсь поднять его».    
***     
Когда, будучи в Санкт-Петербурге (в ту пору - Ленинграде), Патриарх Ефрем совершал Литургию, то на Великом входе один из епископов помянул его как «Патриарха всех грузин и армян». Патриарх, как  бы для ответного поминовения обернувшись в сторону этого епископа, тихо сказал: «Сам ты еретик» - и продолжал службу.    
***     
На одной из конференций Совета Мира Патриарха Ефрема попросили сказать речь. Он поднялся на трибуну и, обращаясь к американцу, сидящему в первом ряду, спросил: «Ты, американец, хочешь войны?». Тот ответил: «Конечно, не хочу». Патриарх сказал: «Я тоже не хочу» - и сошел с трибуны. Это было самое краткое из всех выступлений, но оно вызвало самые продолжительные аплодисменты.    
***   
(Иностранная делегация искушает Патриарха, о том, как Церкви живется при советах): <...> У гостя опять получилась осечка, он задает третий вопрос: «Свободны ли вы в своих действиях? Например, можете ли вы поехать на какой-нибудь завод и прочитать лекцию или произнести проповедь?». Патриарх ответил «Если пригласят, то поеду. У нас традиция, в отличие от протестантов, не ходить в гости без приглашения».   На этом беседа закончилась.

Архимандрит Гавриил

Архимандрит Гавриил вспоминал: "Когда я стоял на молитве, то вдруг услышал голос: "Скорей иди в Бетания". Этот голос повторился трижды. Я оставил молитвенное правило, оделся, взял посох и сумку и отправился в Бетания. По дороге купил несколько хлебов. Попутной машины не было, и я пошел пешком. Я шел по лесу, и какая-то сила торопила меня: "Не останавливайся, иди скорее".

Уже к вечеру я пришел в монастырь. Меня встретил схиархимандрит Иоанн[11] - последний оставшийся в живых монах. Он сказал: "Я молился, чадо, чтобы ты пришел ко мне и прочел надо мной отходную молитву". <...>    
***
В 60-х годах отец Гавриил построил у себя во дворе церковь. Об этом узнал уполномоченный по делам религии и, вызвав одного высокопоставленного иерарха, сказал, чтобы тот принял меры и велел отцу Гавриилу тихо, без шума разобрать эту церковь. Видимо, уполномоченный не хотел скандала и слухов о себе как о поджигателе церквей. Иерарх предложил ему вместе поехать к отцу Гавриилу и поговорить с ним.

Они приехали в дом отца Гавриила, который находился недалеко от Варваринской церкви; уполномоченный остался во дворе, а иерарх зашел в храм, где молился отец Гавриил. Он сказал: "Сын мой, Гавриил, какой хороший храм ты построил своими руками! Но знаешь, какое теперь время: иногда более мудро отступить, чем идти вперед. Послушай меня, разбери его; положение переменится, и тогда ты снова построишь эту церковь, и я приду помолиться с тобой. Скажи об этом уполномоченному". Отец Гавриил вышел во двор и сказал: "Я разрушу".

Прошло несколько дней. Отец Гавриил разобрал переднюю стену, отодвинул на два метра и построил снова. Он сказал: "Я послушал и разрушил, а теперь настало хорошее время - и построил". Больше отца  Гавриила не трогали.  
***  
Однажды отец Гавриил молился в алтаре Сионского собора. К нему подошел один известный архимандрит, пользовавшийся среди монашествующих авторитетом, и приветствовал его. Отец Гавриил пристально посмотрел на него и неожиданно сказал: "Несчастный, сейчас же становись на колени и кайся в своих грехах!". Архимандрит, оскорбившись, ответил: "Какое тебе дело до моих грехов? Я сам знаю, когда каяться!". Тогда отец Гавриил подошел к престолу и закричал: "Тебе говорю, ты проклят Богом!". Такой поступок удивил и возмутил присутствовавших в алтаре. Через несколько лет этот архимандрит ушел в раскол.  
***  

Однажды отец Гавриил на праздник 1 Мая поджег огромный портрет Ленина, который висел на Доме правительства. Когда на допросе его спросили, почему он это сделал - ведь христиане должны уважать власть,- то отец Гавриил ответил: "Потому что на портрете было написано: "Слава великому Ленину!". Вся слава принадлежит Богу, а какая слава может быть у мертвой головы! Я сжег его портрет не как правителя, а как идола!".

Когда отца Гавриила посадили в тюрьму за то, что он сжег портрет Ленина, он начал рассказывать заключенным о Боге; когда же он читал вслух молитвы, то многие из них опускались на колени и молились вместе с ним. Даже бандиты просили, чтобы отец Гавриил рассказал им о христианской вере и помолился за них.

Оказавшись снова на воле, отец Гавриил решил: "Если преступники послушали меня, то я должен напомнить народу о Боге". Взял он иконы, пошел на главную площадь, называемую теперь площадью Свободы, поставил их там, достал книгу и стал громко читать молитвы. Он рассказывал нам: "Некоторые останавливались, чтобы посмотреть, что я делаю, но, назвав меня сумасшедшим, проходили дальше, другие не обращали никакого внимания. Затем приехала милиция. Мои иконы разбросали, а когда я хотел собрать их с земли, выкрутили руки за спину; меня потащили, как преступника, хотя я не сопротивлялся, посадили в машину и повезли в участок. Там меня побили и сорвали крест. Нигде никто не заступился за меня ни одним словом.   Раньше я думал: "Зачем Господь посылает скорби на землю?". А теперь я понял: камень разбивают молотом. Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу".  
***  
Однажды ночью на авву Гавриила напал грабитель и потребовал денег. Авва дал ему все, что имел, но тот схватился за иерейский крест на его груди и стал тянуть. "Зачем тебе мой крест?" - спросил авва. "Я продам его",- ответил бандит. Авва сказал: "Брат мой, я соберу денег и дам тебе, в каком месте ты назначишь, но этот крест не принесет тебе пользы". Тот в ответ ударил авву в лицо и сорвал крест, так что порвалась цепочка. Через три дня незнакомый человек принес крест с порванной цепочкой отцу Гавриилу, предлагая купить его. "Откуда ты взял этот крест?" - спросил архимандрит. "Мой товарищ попал в аварию и разбился насмерть,- ответил этот человек,- и мы решили продать крест, который был в его кармане, для похорон". Авва рассказал, что произошло, тогда тот человек сказал: "Возьми свой крест назад, нам не надо никаких денег". Они начали спорить. Наконец авва сказал: "Где лежит мертвый? Я приду и отслужу ему погребение за то, что он после смерти возвратил мне крест".  Но человек, словно боясь чего-то, не согласился и на это. Он положил крест на стол и быстро ушел.    
***  
Как-то ночью во дворе монастыря, где жил отец Гавриил, раздался страшный крик. Это кричал отец Гавриил голосом, похожим на львиный рев. Потом он взял палку и стал колотить о железный лист. Монахини выглянули из окон, чтобы посмотреть, в чем дело. Оказывается, он ругал старшую из них, которая без благословения спилила дерево. Монахини закрыли окно и потушили свет. Отец Гавриил продолжал ходить по двору и кричать, что это не монахини, а лесорубы. Когда наутро его спросили, зачем он это делал, то он ответил:  "Монахинь нужно смирять, это им полезно: тогда они лучше каются; кто хвалит их, тот их первый враг".    
***  
Отец Гавриил рассказывал, что к нему приходили исповедоваться архиереи; это смущало его. Тогда он начал давать им епитимии, и они перестали исповедоваться у него и нашли других духовников.    
***  
Рассказывала духовная дочь архимандрита Гавриила: "Однажды мне сильно захотелось увидеть своего духовного отца, хотя особых вопросов к нему не было. Я думаю: "Что бы понести ему?", а денег у меня только двадцать копеек: как раз на дорогу. Тогда я решила купить буханку хлеба и пойти пешком. Когда я пришла к нему, он сказал: "Я сварил суп, а хлеба у меня не было; садись, пообедаем вместе". Потом он сказал мне, что не хотел выходить из келии и молился, чтобы Господь послал ему хлеб".

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко)  
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) любил повторять слова аввы Дорофея: «Христос приходит к нам в образе человека; что сделаешь для человека - сделаешь для Христа»[5]. Он старался не пройти мимо нищего, не подав ему милостыню. Это было его правилом, которое он завещал исполнять своим чадам. Случалось, что когда у него не было денег, он давал нищим что-нибудь из своей одежды, и не только нищим. Однажды в разговоре он узнал, что у его собрата старые, порванные брюки. Он тут же, в метро, быстро снял брюки и отдал ему, а так как он был одет в подрясник и длинный плащ, то это обнаружилось не сразу.

*** 
Он говорил: «Если ты несешь деньги, чтобы отдать долг, а по дороге встретится нищий и в твоей душе будут бороться помыслы: вернуть долг или дать милостыню нищему,- то подай милостыню; лучше остаться должником у человека, чем у Бога».

***  
Схиархимандрит Виталий, будучи юным послушником у схиархимандрита Серафима, раздарил в отсутствие старца все его рясы и подрясники. Когда старец вернулся, то сказал: «Милостыня без послушания в монастыре считается воровством; пойди к тем, кому ты подарил, и скажи: “Отче, я украл, отдай назад, чтобы я вернул хозяину”».

***  
Когда у отца Виталия украли присланные ему деньги, то братья стали возмущаться поступком вора. Отец Виталий сказал: «Он взял не мое, а свое». Братья сказали: «Мы на эти деньги собирались купить провизию на зиму, гвозди и инструменты». Виталий ответил: «Считайте, что это я у вас украл, и, если хотите, наложите на меня епитимию за воровство». Услышав это, братья простили вора и больше не вспоминали о пропаже.

*** 
Отец Виталий беседовал с верующими в доме одной прихожанки. Был вечер - зимой темнело рано. Девушка по имени Нина торопилась идти домой, так как она жила на окраине города и нужно было проходить в пустынном месте через мост. Отец Виталий сказал: «Не бойся, тебя проводят». Она подумала: «Из мужчин никого нет, может, он сам проводит меня?» - и с радостью осталась. По окончании беседы отец Виталий сказал: «Теперь пойдем», довел ее до двери дома и прочел молитву, в которой призвал на помощь многих угодников Божиих, и сказал: «Иди без страха, ты не одна, святые проводят и сохранят тебя».

***  
Отец Виталий, как и другие монахи, был против экуменизма и считал его искушением для Церкви. Но иерархов, вступивших в экуменическое движение, старался не осуждать, и когда об этом заходил разговор, то замолкал и закрывал глаза, как будто погружался в сон. Он говорил, что осуждать архиерея - это брать огонь себе за пазуху.

***  
Отец Виталий, как и другие монахи, был против экуменизма и считал его искушением для Церкви. Но иерархов, вступивших в экуменическое движение, старался не осуждать, и когда об этом заходил разговор, то замолкал и закрывал глаза, как будто погружался в сон. Он говорил, что осуждать архиерея - это брать огонь себе за пазуху.

***  
Отец Виталий рассказывал притчу. Некий старец в монастыре посетил монаха, у которого келия была чисто вымыта и убрана, все вещи находились на своих местах. Старец сказал: "Наверное, брат не может терпеть грязи - ни духовной, ни телесной - и так же очищает свое сердце". Затем старец вошел в келию другого монаха, которая долго не прибиралась: вещи валялись разбросанными где попало. Увидев сор и беспорядок, он сказал: "Наверное, брат настолько занят молитвой и духовной жизнью, что уже совсем забыл о земном". Так старец мудро избежал греха осуждения.       
  =

( part2)

Рубрика:      
"Читальня"
"Патерик"
"Молитва"
21 янв.2013
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

священники, старец, патерик, страна/Грузия, духовная борьба, читальня, молитва, грех, о.Рафаил Карелин

Previous post Next post
Up