Настали те времена, по словам одного сербского святого, когда будет править молодежь и женщины. Это уже касается даже православного миссионерства, когда юношам, которые только-только пришли в Церковь, уже срывает по полной крышу (вполне очевидно, что они скоро провалятся через свою крышу, главное, чтобы шею себе не свернули) и они уже считают, что могут учить всю Церковь и не порываются чуть ли не сжечь всех еретиков.
То и дело, в православных группах стали вспоминать Св.Иосифа Волоцкого и его методы по отношению к еретикам, кстати, излюбленная тема антиклерикалов (но я думаю, что тема еще не изучена хорошо и требует тщательного исследования - не все там так просто).
Но вот, что пишет д.Георгий Максимов (как всегда с целым багажом святоотеческих трудов и серьезной аргументацией):
Оригинал взят у
yurij_maximov в
О святоотеческом отношении к еретикам Месяца три назад один мой хороший знакомый спрашивал мое мнение о том, может ли православный христианин убивать еретика или требовать его смерти, избивать еретика и т.д. Я сказал что нет, поскольку это противоречит Евангелию и святым отцам. Мой сбеседник сослался на позицию прп. Иосифа Волоцкого, на что я сказал, что она выбивается из святоотеческого русла. Сегодня наконец руки дошли собрать тексты.
Итак, первое. Позицию прп. Иосифа критикуют старцы Кирилло-Белозерского монастыря (
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5094). Их послание большинство ученых датирует 1504/1505 гг. Из живших в то время кирилловских старцев Церковью прославлены преподобные Герман (+1508) и Галактион (+1506) Белозерские.
Второе. Задолго до этого события на ту же тему исчерпывающе высказался такой выдающийся борец с ересями как прп. Феодор Студит:
http://pagez.ru/lsn/studit_p/0214.php Он же ссылается на других святых отцов и объясняет, как правильно разуметь Писание.
Его аргументы можно прочитать по ссылке, а я здесь процитирую заключение письма. Напомню обстоятельства его написания - после долого преследования православных еретиками, когда прп. Феодор терпел невзгоды и мужественно боролся слово против ереси, наконец, пришел император, поддерживающий православных. И пошли разговоры о том, что еретиков государство должно предавать казни. Преподобный пишет:
"Начальствующие над телами имеют право наказывать виновных в преступлениях, касающихся тела, а не виновных в делах душевных; ибо право наказывать последних принадлежит управляющим душами, и наказания здесь суть отлучения и прочие епитимии.
Так, Владыка, думаем мы, уничиженные; и, скажем по неразумию, даже Блаженнейшему Патриарху нашему мы дерзновенно сказали, что Церковь не мстит мечом, и он согласился с этим. Императорам же, совершавшим убийство, мы сказали, первому: "Не угодно Богу такое убийство", а второму, требовавшему одобрения на убийство: "Прежде пусть снимут мою голову, нежели я соглашусь на это". Таков ответ от нас, грешных. Вы же, святейшие, если читали другое Евангелие, которого мы не знаем, то хорошо; а если нет, то вдумайтесь в то, что объявил апостол".