Бить по морде или нет. (Читальня: старец Порфирий Кавсакаливит "Цветослов советов")

Sep 05, 2012 12:19

У меня на очереди давно сделать заметку с выборкой цитат из книги афонского старца Порфирия Кавсакаливита "Цветослов советов" и немного о самом старце, но все руки не доходят, а тема серьезная и актуальная. Поэтому приведу один очень интересный, большой отрывок из книги.

Нужно сказать, что вопрос о том, "как бороться со злом и самому не согрешить" меня мучил изначально на самом же первом этапе своего воцерковления.  Этот самый главный вопрос который мне не давал покоя и на который я хотел найти ответ - с одной стороны я хотел кардинально изменить свою жизнь и стать истинным христианином, с другой стороны, я знал, что Православная Церковь активно борется со злом и не стоит в стороне, в отличии от тех же протестантов, буддистов и прозомбированных нью-эйджем.

Ответы я нашел на базе Св.Серафима Саровского, старца Паисия Святогорца, русском философе Иване Ильине - все тянет на основательную статью, но первым был о.Игнатий из Почаевской Лавры с которым меня свел Бог: 
- Как бороться со злом и не согрешить? 
- ? 
- Ну, если вижу, что кого-то к примеру обижают. 
- Я понимаю о чем ты. К примеру, ты идешь вечером и видишь, что кто-то обижает девушку. Ты подходишь и говоришь им с любовью: "Ребята, вы делаете не хорошо - не хорошо бить девушку. Оставьте девушку и разойдемся". Они тебя не слушают и огрызаются. Ты опять их с любовью увещеваешь. Если опять не вразумляются бей в челюсть. 
- ?! Батюшка а разве можно бить? Не согрешаю ли?! Это разве не грех? 
- Какой это грех, если они слабого обижают? И не бойся, помни, что ни один волос с твоей головы не упадет, ибо "все волосы на голове все сочтены".

Надо сказать, что о.Игнатий весьма здоровый иеромонах, глаза, чуть подслеповатые, но добрые-добрые, но когда он говорит, каким должен быть мужчина, он говорит это всегда просто и внушительно, и глядя на его монументальное телосложение и его здоровые кулаки, у тебя не возникает никаких сомнений.

Но опять же - это всего-лишь присказка, и как всегда избыточно долгая. Пост об старце Порфирии. Нужно отметить, что старец Порфирий, если верить некоторым источникам, в Греции был самый известный и уважаемый старец, его знала вся Греция, известность его была даже больше, чем у старца Паисия, так горячо любимого на просторах бывшего СНГ, благодаря его книгам, изданным на русском языке. Итак:



Закон. Притча первая.

Меня всегда занимала острая проблема взаимоотношения любви и силы. С одной стороны, любовь, как ей учил и как ею жил Христос и каждый святой человек Божий, а с другой стороны - разнообразные отношения, как между людьми, так и между государствами, строящиеся на основе силы.

Я спросил Старца, что он об этом думает. Он ответил: «Все очень непросто» - и рассказал мне следующую притчу: «В давние времена в горах был монастырь. Монахи в этой обители жили мирно и спокойно. Но однажды в монастырскую ограду ворвалась шайка разбойников. Их лица были свирепы, они вошли в храм, и атаман потребовал к себе игумена. Один монах передал старцу, который в это время находился в алтаре, требование главы шайки. Но игумен не торопился. Он попросил атамана немного подождать, а сам, опустившись на колени перед святым престолом, начал горячо молиться ко Господу о том, чтобы Он избавил их от грозящей опасности. В это время атаман с любопытством рассматривал храмовые фрески. Он был дикарем, и его внимание привлекло изображение Страшного Суда, и особенно ужасного змея, который извергал пламя из открытой пасти и поглощал осужденных на мучения. В этот момент из алтаря вышел отец игумен. Увидев его, атаман сказал: 
- Немедленно отдай мне все монастырские сокро¬вища, иначе мы всех вас перережем. Однако сначала я хочу, чтобы ты рассказал мне о том, что здесь изображено.

Игумен, который про себя не переставал молиться, объяснил разбойнику, что на одной половине фрес¬ки изображен Христос, который берет с Собой в Рай праведных, а на другой - диавол-змей, поглощающий среди адского пламени грешников. 
- А кто эти грешники? - снова задал вопрос атаман. 
Игумен ему ответил: 
- Это те люди, которые крадут, убивают, бранятся, бесчестят жен... Это люди, которые делают всякое зло... 
- Это значит, - с беспокойством перебил старца разбойник, - что и я пойду в ад? 
- Как мне представляется, - ответил ему игумен, - ты сам туда стремишься. 
- А можно ли избежать мучения? 
- Можно. 
- Как? 
- Покайся во всех своих грехах, исповедуйся, причастись, начни подвизаться, чтобы уклоняться от зла и творить добро. 
- Где же я могу все это сделать? 
- Здесь, в монастыре. 
Услышав это, атаман резко обернулся к пришедшей с ним шайке и сказал им: 
- Я остаюсь здесь. 
Разбойники покинули монастырь, а их атаман исповедался старцу, и тот постриг его в монахи. Игумен дал ему и правило - ничего не делать без благословения старца-монаха, у которого он будет находиться в послушании.

Однажды старец послал его вместе с другим монахом в горы заготавливать топливо на зиму. Они должны были нарубить дров и привезти их в монастырь. Братья, взяв с собой осла, отправились в путь. Поднявшись на гору, они нарубили дров и взвалили их на спину животному. Однако, когда они уже собрались в обратный путь, внезапно на них напали разбойники. Они избили монахов и забрали их осла вместе с дровами. Атаман-монах разгневался, но, прежде чем что- то сделать, спросил своего спутника:

- Что пишется в книгах, что мы теперь должны делать?

Монах ответил: 
- Ничего. Христов закон говорит, что если кто ударит тебя по одной щеке, обрати к нему и другую . 
Разбойники со своей добычей ушли, а монахи, израненные и с пустыми руками, отправились назад в монастырь. Увидев их, игумен сильно опечалился, но не сказал ни слова. Спустя несколько дней он снова, дав им другого осла, послал их в горы за дровами. Но... повторилось то же самое. Игумен был в недоумении и не знал, что предпринять. Однако, поскольку становилось все холоднее, он с трудом нашел еще одного осла и снова послал братьев в горы. В тот момент, когда они уже собрались, нагрузив осла вернуться назад, опять появились те же самые разбойники. Они забрали осла, начали бить монахов. Терпение атамана-монаха было на пределе, но он опять спросил спутника: 
- Скажи мне быстрее, что говорит Писание, чт- Скажи мне быстрее, что говорит Писание, что нам делать? 
- Ничего, закон Христов предписывает терпение и любовь к врагам. 
Однако его ответ не удовлетворил атамана-монаха. 
- Вспомни-ка хорошо, - сказал он, - разве нет других Писаний, которые говорят иначе? 
Спутник отвечает: 
- Есть. Это Ветхий Завет с законом Моисея. 
- А что говорит этот закон? 
- Он говорит: Око за око, зуб за зуб . 
- Это хороший закон! - воскликнул атаман-монах и ударил одного из разбойников. Тот как подкошенный повалился на землю. Его товарищи с удивлением посмотрели на монаха. Тогда он распахнул подрясник, и показалась его грудь, густо заросшая волосами.

- Знаете ли вы, кто я? - спросил он перепуганных разбойников. - Я - тот самый знаменитый атаман, который стал монахом. Если вы не хотите, чтобы я вас всех искалечил, оставьте этого ослика и приведите нам тех двух животных, которых вы украли. И не забудьте сначала нагрузить их дровами. 
Разбойники сделали так, как им было сказано. Монахи торжественно вернулись в монастырь с тремя нагруженными дровами ослами. Увидев их, игумен осенил себя крестным знамением и прославил Христа.

Тогда атаман-монах сказал ему: 
- Геронда, не прославляй Христа, но прославляй Моисея. По закону Моисея мы вернули назад все украденное. Потому что если бы мы все еще придерживались закона Христова, то снова вернулись бы назад избитыми и без осла».

==Любовь. Притча вторая.==

Эта история, с необычайным искусством рассказанная Старцем, произвела на меня сильное впечатление. 
Я пытался как-то ее осознать, но тут отец Порфирий начал рассказывать другую притчу:

«В одном монастыре не было молодых монахов. Братия мало-помалу старели и умирали. В конце концов остался только один монах. Он продолжал жить в монастыре как пустынник. Будучи совершенно неграмотен, этот брат обладал простой и крепкой верой. Совершая свое молитвенное правило или занимаясь различными работами по хозяйству, монах верил, что Христос и святые живы и находятся рядом с ним, поэтому он часто разговаривал с ними, как с живыми людьми.

Как-то раз, когда монах вышел по делам из монастыря, в обитель пришли разбойники. Они забрали все, что нашли, на-вьючили вещи на своих мулов и сразу же скрылись. Когда монах вернулся и увидел, что монастырь разорен, то испугался. Он тотчас же побежал в храм, пос¬вященный святителю Николаю, стал перед иконой небесного покровителя монастыря и с негодованием воскликнул:

- Святителю Николае, что же здесь произошло, пока меня не было? Пришли злые люди, обворовали монастырь, ты видел их и ничего им не сказал? Что ты сделал для того, чтобы предотвратить этот грабеж? Вижу, что ничего. Значит, раз ты не защитил монастырь, то ты недостоин находиться там, где сейчас находишься. Я уберу тебя отсюда.

С этими словами монах вынул икону святого из иконостаса, вынес ее из монастыря и прислонил к большому камню. Вернувшись назад, он запер монастырские ворота. Не прошло и часа, как он услышал громкий стук в ворота обители. Открыв их, он с изумлением увидел перед собой разбойников вместе с ослами, навьюченными краденым. Они сказали:

- Мы ограбили монастырь. Сначала наши живот¬ные шли за нами как обычно, но затем они вдруг встали как вкопанные. Мы их и били, и тянули, но все было напрасно. Однако, когда мы повернули назад в сторону монастыря, они сразу же побежали вперед быстрее нас. Тогда мы подумали, что Бог хочет вернуть назад украденное, и вот мы все привезли тебе назад.

Монах принял все вещи и, когда разбойники скрылись из вида, возблагодарил Господа. Тут он вспомнил об иконе святого, пошел к тому камню, где он ее оставил, поклонился и сказал:

- Теперь я тебя забираю, отче Николае. Ты действительно защитник монастыря. 
С этими словами он торжественно поднял образ святого и вернул его на прежнее место».

Размышляя над этими двумя историями, я пришел к выводу, что Старец хотел мне сказать, что проявление к врагам любви, а не насилия, предполагает святость - игумена в первой истории и простого монаха во второй. Тогда как для монаха-атамана, который еще не достиг святости, обращение к закону Моисея было естественной потребностью.  
http://vk.com/note4257773_11649029

старец, добро&зло, о.Игнатий (Почаево), Православие, Предание, борьба со злом, dralex, притчи, читальня, Почаево, цитата, Св.Порфирий Кавсакаливит

Previous post Next post
Up