Покров Божией Матери [part8]: Превыше херувимов и серафимов. Молитвы всем ангельским чинам

Feb 04, 2017 19:44



или
"Достойно есть"

"...Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим..."
из молитвы "Достойно есть";

"Достойно есть" - это синергия Земной и Небесной Церкви, первая часть молитвы родилась на Небесах, где Ангелы воспевают Богородицу, вторая на Земле, где христиане прославляют свою Матерь Небесную. Это есть Церковь Христа.

          С утра звонок. Александр, говорит мне, т.е. Александру, что он подвез по дороге монаха Александра, который дал ему иконку Владимирскую, и она ему очень понравилась, а тут как раз я разместил заметку " Се, Дева во чреве приимет и родит Сына". Дело об "альме", и спрашивает почему к ней приложил именно иконку Владимирскую. И только после обеда, когда стал благодарить Богородицу за трапезу, вдруг осознал, что я же совсем забыл, что собирался продолжить заметку, и по случаю, наконец-то рассказать про вторую часть "Достойно есть" - молитва, которая также промыслительно была вынесена в эпиграф. А Владимирская иконка, просто была по ссылке к толкованию молитвы - т.е. оказалась под рукой, и подумал, что вполне наглядно дополняет поднятую тему о приснодевстве Девы Марии. Звонок.Вот парадокс получается - как так получается, что простая земная Жена, имеет такую колоссальную власть, как ограждать огромное количество людей от самого дьявола, вражеских полков, помогать во всех насущных проблемах, излечивать, духовно одаривать, творить чудеса и т.д. и т.п. К примеру, из истории Почаева - пришли татары и осадили монастырь, вдруг явилась Богородица и все стрелы обратила вспять и татары бежали, собрался Тамерлан со своей армадой прогуляться по Руси - явилась ему Богородица и погрозила ему, Тамерлан тут же ретировался от греха подальше [wiki: см.историю Владимирской иконы Богоматери].

Все просто выражается в 2х словах -  Матерь Божья - но осознаем ли мы до конца всю сакральную глубину и значимость этого имени?  Как Матерь Бога, обладая всей полнотой власти по праву и домостроительсту спасения наших душ, она становится и нашей матерью, всех верующих во Иисуса Христа, ставших членами Его Тела, т.е. вошедших в Церковь Христа, которой является Православная Церковь. Много есть таких, кто называет себя христианином, но не все отдают должное почитание Деве Марии, как Богородице, а если не имеешь должного почитание, как Божьей Матери, то, как тебя примет ее Сын? Бедные протестанты, которые именуют себя христианами.

Моя мать, которая только совсем недавно пришла в веру, и воцерковилась, как-то мне говорит:
- Знаешь, я тут подумала, что когда Христос на Распятии говорит Богородице: "Жено! се, сын Твой", а потом а.Иоанну: "се, Матерь твоя!"(Иоан.19:26,27), то на самом деле это относится ко всем нам, т.е. мы усыновляемся Богородице.

Вот я был поражен... этому нас учит Церковь - этому, совершенно нетривиальному осмыслению евангельских стихов, я был научен, постиг из учения Церкви, сам такого человек не может измыслить - это богооткровение,  а мать об этом нигде не читала - просто вот такой, говорит, пришел помысел. Сколько раз я с удивлением обращал внимание, как Господь просвещает мою мать - действие благодати Св.Духа, несмотря на то, что остаются еще много пристрастий и страстей, и хвостов от прежнего уклада жизни - разворот к Богу проходит с большим скрипом, но Богу важно уже это устремление, и на особом счету каждый "работник 11го часа". Мать моя молится Богородице, и как мать очень переживает все, через что пришлось пройти Богородице. Матери хорошо понимают других матерей.  Мужчинам это не дано. Но не нужно какого-то особого божественного вмешательства, какого-то особого богооткровения, и женской/материнской солидарности, чтобы понять одну простую истину - не могла та, которая родила Бога, помышлять о земных плотских наслаждениях, как кощунственно говорят протестанты, что Богородица после Рождества Господа Иисуса Христа, имела еще других детей от Иосифа Обручника. Еще на первых своих шагах своего воцерковления, когда ничего не знал о вере, как-то попал на глаза пространный расклад и доказательства (сродни тех, что, представил в заметке "Дело об альме") от протестантов. Все было очень складно, но как раз с точки логики, весьма глупо. Теперь, я бы сказал - мерзко. Но называют себя тоже христианинами. Потому что не познали Господа Иисуса духом, лишь по букве.

Это как в школе, когда вообще далек был от веры, и нам уроке биологии складно рассказывали, что человек произошел от обезьяны. Это было в 9м классе - и сказал тогда - "не знаю откуда произошел человек, но я не обезьяна - это точно". Мы с приятелями посмеялись над этим, но тогда первый раз серьезно задумался откуда же все-таки произошел человек, и Господь услышал мой вопрос, и через несколько дней, я уже листал Новый Завет... первый раз в своей жизни. Прочел лишь "Евангелие от Матфея" - оно у меня до сих пор все в толстых восклицательных знаках почти на каждой странице. И сказал тогда - "это все просто потрясающе, но увы нереально" и отложил в сторону - за окном была пора диких 90х, и казалось, что выжить в этих джунглях по заповедям Христа невозможно. Да - если Христос просто человек, тогда невозможно... поражаюсь тем людям, которые прочитали первый раз Новый Завет и сразу поняли всем сердцем, что Христос есть Бог - думаю, это чистые душой люди, увы я не такой, потом меня Господь терпеливо ждал еще лет 20. Богородица привела в Церковь, Церковь научила, что Христос есть Бог, в Церкви  осознал это, ощутил реально опытом жизни во Христе - поэтому, большой привет протестантам и иеговистам, которые лгут на Православную Церковь [см.заметку: " Если к вам пришли иеговисты: трюк "Я тоже была православной". nr.3"], т.е. Церковь Христа [см.заметку: " [простыми словами]: Ковчег Церкви - протестанты и иеговисты. О тех, кто за бортом"], и понял, что можно и нужно жить, но нужно начинать с себя, а не менять других и подгибать мир под себя, и тогда может быть, протиснишься в узкие врата Царствия Небесного в жизнь вечную.

Но это было лирическое отступление. Вернемся к нашей Матери Небесной.

Превыше херувимов и серафимовВот мы часто повторяем эти слова вообще не вникая в их смысл: "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим". Давайте вникнем вначале в смысл, что означают херувимы и серафимы.

Херувимы
Херувимы: "великое знание" -  "наивысшие из всех и ближайшие к Богу" (Св.Феодор Студит), имеют полноту знания и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа.

Св.Дионисий Ареопагит: "Наименование же Херувимов означает их силу - знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство - преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость".

СерафимыСерафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовью к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим - значит пламенный.

Вот теперь исходя из всего этого постараемся более полно понять тайну Богородицы: "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим" - т.е. " Ты достойна почитания больше Херувимов и по славе Своей несравненно выше Серафимов" - Богородица обладает премудростью, полнотой знания о Боге больше, чем херувимы, и она может делиться этой премудростью с каждым желающим, научать своих детей тайнам о Творце Создателе, ведь премудрость "ищет достойных ее"(Прем.Сол.6:16,17) и премудрость есть "неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения" (Прем.Сол.7:14)".

Когда был последний раз в Почаеве, в разговоре один паломник мне, ни с того, ни с сего, вдруг сказал, что по Преданию, когда у а.Петра возник какой-то вопрос, который он не мог решить, он пошел к Богородице, и она вразумила его и разрешила все неясности. Я не знаю про этот случай, но он вполне логичен, и тогда понял, что Господь дает понять, что нужно просить всегда Богородицу о вразумлении. И поэтому, перед чтением Евангелия, вначале всегда молюсь о вразумлении в слове Божьем Богородице, т.к. кто, как не она лучше знает слово своего Сына, которая самая первая и с самого начала 
"сохраняла все слова сии в сердце Своем" (Лук.2:51).

Это может показаться невероятным, но Богородица любит Бога больше, чем все ангельские силы, больше, чем сами серафимы - т.е. у нее сердце больше, чем у кого-любого, а тому, кто больше любит, тому и дается больше. Как поясняет Св.Паисий Святогорец, апостол Иоанн был самым любимым учеником из всех апостолов, потому что он больше всех и любил Христа. А кто может любить свое дите больше, чем сама Мать? [см.заметку: " Сердце Матери. Ода Богородице. Богородица главная заступница перед Сыном"] Поэтому Богородица особо заботится о тех, кто любит ее Сына, и всячески старается исправить пути к Нему тех, кто еще слеп сердцем и душой.

И это мы рассматривали, как бы "качественную сторону" вопроса. Но нужно отметить, что в иерархии ангелов, серафимы находятся выше всех и ближе всех к Богу, за ними, на втором месте - херувимы. А Богородица... превыше всех серафимов и всех херувимов... превыше всех ангельских сил, непосредственно возле Самого Бога, возле Пресвятой Троицы, т.е. ближе, чем Богородица к Богу - НЕТ НИКОГО. Это тайна нашего спасения [см.заметку: "[икона]: Символика иконы "Неувядаемый цвет". Тайна нашего спасения"]. И, если она выше херувимов и серафимов, то естественно Богородица превыше и престолов, которые "служат правосудию Божию"; господств, которые  "учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения"; превыше сил, которые "творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим, помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество";  превыше властей, имеющих "власть укрощать силу диавола, отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами"; превыше начал, которым "поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена"; а также архангелов, которые "благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия", ну и конечно превыше всех ангелов, которые "возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни, хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших" и т.д.

В Богородице, простой земной Деве, собирается вся полнота духовных дарований, всей ангельской иерархии. В отличии от ангельских сил, у которых, можно сказать так, узкая специализация в зависимости от  ранга, человек может быть одарен Богом всевозможными духовными дарами. Поэтому дикая зависть изначально снедает дьявола по отношению к человеку, что "этой глиняной сошке" дано больше, чем ангелам, лишь бы человек захотел уподобиться Богу, и взобраться по духовной лестнице в Небо. Богородица есть та самая лестница в небо, по которой спустился Сам Бог, чтобы сделать человека богом, как учат Св.Отцы.

Поэтому слеп и наг, тот, кто не обращается к Богородице за помощью, как просто в бытовом плане, так и в духовном плане, а также в защите от дьявола и его инфернальной армаде. Кем был павший Люцифер? Херувимом. А теперь земная Жена превыше на порядок по ангельскому рангу. Поэтому что может сделать этот рогатый пес человеку, если перед ним станет сама Богородица, возьмет под свою защиту, покроет своим омофором? Ничего - обломает зубы. Поэтому наша Пресвятая Богородица и есть Нерушимая Стена, Неприступная Гора. Слеп и наг, тот, кто, как малое дитя не прибегает к ее помощи и ее защите. Отдаст ли мать свое дитя в обиду? Посмотрите, как даже простая наседка кидается на орлов, защищая за своих птенцов. Поэтому молюсь постоянно Богородице простой короткой молитвой: "Пресвятая Богородица, огради меня твоей материнской заботой".

"Достойно есть"P.S. А о том, как вообще появилась молитва "Достойно есть" - как совместное творение Земной и Небесной Церкви, смотрите в заметке: "[читальня]: Необычные явления Архангелов Михаила и Гавриила подвижникам современности и древности": "Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим" - так молилась Земная Церковь, а "Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего" - так воспевают ангелы Богородицу на Небесах, и вот так обе части молитвы соединились, ведь Земная и Небесная Церковь - едины, т.е. одна Церковь Христа. Аминь!
"Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем".

...молитесь Богородице непрестанно и Архангелу Михаилу, ибо время уже близко...

Молитвы Ангельским силамИ в контексте всего повествования, хочется пополнить "молитвослов последних времен", и, в частности, молитвы Ангельским силам, которые упоминал в во второй части серии "Покров Божией Матери": "" Правило 22:00". Молитвослов последних времен" (см. п.13 "Молитвы Ангелам на каждый день недели" и п.15 "Афонский акафистник: Молитвы Святым Небесным Силам").

Как учит преподобный Никодим Святогорец в "Невидимой брани", к обычному молитвословию  и при стяжании добродетелей,  хорошо бы "присовокуплять и свои краткие молитвенные воззвания". Он называет их "молитовки", и даже посвятил целую главу "Глава пятидесятая: О КРАТКИХ МОЛИТОВКАХ, ИЛИ
КРАТКИХ МОЛИТВЕННЫХ К БОГУ ВОЗДЫХАНИЯХ". В другой главе пишет:

"...Такие молитвы надлежит употреблять, чтобы преуспеть в
добродетелях, всякий раз применяясь к той, в которой
особенно упражняешься, как внушит нам дух веры и
благочестия. Такие краткие молитвы справедливо
наименовать с пророком восхождениями, в сердце
полагаемыми (см.: Пс. 83, 6), которые, исторгаясь из
сердца, полного веры и упования, восходят на небеса и
входят в уши Божии. Это воздыхания, никогда не
утаивающиеся (см.: Пс. 37, 10) от очей Бога милосердного.
Это воззвания, всегда внемлемые и разумеваемые (см.: Пс.
5, 2) многоблагоутробным Господом. Не надо только
забывать прилагать к ним следующие две уверенности, как
бы два крыла: первая, что Бог радуется, видя нас
трудящимися в стяжании добродетелей, и что, пламенно
желая совершенства в них, мы ничего другого не ищем,
как того, чтоб угодить Богу".

И вот в молитвах к ангельским силам, как раз не хватало таких кратких воззваний - а как не у них просить о духовных дарований, вот сколько у них по Божьему мироустройству, у каждого по своему чину - кто что имеет, тем и может поделиться. И вот в молитвах к каждому ангельскому чину добавлял своими словами краткие прошения, но сложно сразу так "на лету" сообразить, а что именно конкретно можно испросить, к примеру, у Престолов, или у Начал - в общем, вроде бы и понятно, но в молитве всегда важна конкретика - четко выраженная мысль.

И вот, совсем недавно, Богородица сподобила один молитвослов, где и нашел, как раз то, что нужно было:

Вси святии Небесные Безплотные Силы, удостойте меня силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
1. Святии Безплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
2. Святии Безплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.
3. Святии Безплотные Престолы, удостойте меня различать истину от неправды.
4. Святии Безплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
5. Святии Безплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
6. Святии Безплотные Власти, удостойте Меня иметь силу победы над злом.
7. Святии Безплотные Начала, удостойте Меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
8. Святии Безплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.
9. Святии Безплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться заповедями Божиими во все дни жизни моей.

Молитва с прошениями к каждому из Архангелов соответственно их служению.

10. Святый Архангеле Михаиле, победителю, победи страсти моя.
11. Святый Архангеле Гаврииле, вестниче Божий, возвести мне час смертный.
12. Святый Архангеле Рафаиле, целителю, исцели мя от болезни душевныя и телесныя.
13. Святый Архангеле Урииле, просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя.
14. Святый Архангеле Иегудииле, прославителю, прослави мя добрыми делами.
15. Святый Архангеле Селафииле, молитвенниче, моли Бога о мне, грешнем.
16. Святый Архангеле Варахииле, благословителю, благослови мя, грешнаго, всю жизнь провождать в душевном спасении.

***
[n] Ангелы пастырей стада Христова! Воодушевите их благочестивою ревностью; да будет путь их свят и да последуют за ними народы христианские!
[n] Ангелы душ благочестивых, Ангелы святых обителей! Примите мое славословие, благодарение и молитву.
18. Ангелы несчастных грешников! Удержите их на краю пропасти, избавьте их от рук адского мучителя; явите милосердие к сим заблудшим братьям. 19. Ангелы немощных и скорбных! Утешьте моих братии; утолите голод их хлебом Божественной благодати.
20. Ангелы умирающих! Спасите души верующие во Иисуса Христа; защитите их в последней борьбе со врагом и введите их с торжеством на небо.
21. Ангелы отцов и матерей наших! Влейте в сердца их обильные струи благословений Божиих, дабы они, вместе с детьми своими, сподобились Царствия Небесного.
22. Ангелы Хранители наших детей, братьев и сестер! Благословите их, пошлите им все блага, наставьте их на путь истинный.
23. Ангелы Хранители детей наших и друзей наших! Сохраните в сердцах наших нежные чувства любви;
подайте нам силу помогать друг другу для достижения святой жизни, дабы мы могли вечно любить друг друга.

***
Святые Архангелы и Ангелы и все Небесные Силы, помогите нам грешным. Аминь.

*.



--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру
(поминайте меня в своих молитвах)

Апостола Тимофея (ок. 96).
Преподобномученика Анастасия Персянина (628).
Преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623).
Мучеников Мануила, Георгия, Петра, Леонтия, епископов;
Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитеров и прочих 377-ми, Адрианопольских (ок. 817).
Преподобномученика Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Святых Анании и Агафона.
Преподобных Иосифа Освященного (1511).
Священномучеников Евфимия (Тихонравова), Иакова (Зяблицкого),
Иоанна (Успенского) (1922), Иоанна (Доброхотова), Иоанна (Коржавина),
Иоанна (Розанова), Николая (Бухарина), Петра (Зяблицкого) пресвитеров, Ивановских (1938).

4/02/2017г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com




Рубрика:
Молитвы

Заметки по теме:
Покров Божией Матери [part2]: "правило 22:00". Молитвослов последних времен
Се, Дева во чреве приимет и родит Сына". Дело об "альме
[икона]: Символика иконы "Неувядаемый цвет". Тайна нашего спасения
Сердце Матери. Ода Богородице. Богородица главная заступница перед Сыном
[читальня]: Необычные явления Архангелов Михаила и Гавриила подвижникам современности и древности

доп.теги:
Богородица, Церковь

["Записки мирянина" в черном списке [ подробности], если страница не открывается, воспользуйтесь сервисами: http://ru.downforeveryone.com/ и http://bloka-net.appspot.com/, или другими аналогичными]

иеговисты, ангелы, сектанты, dralex, молитвы, молитва, путь к вере, Богородица, Церковь, протестанты

Previous post Next post
Up