Дописываю сейчас к своей магистерской работе о крещении, очень большой раздел о крещении младенцев (в основном, против модернистов), и в финале естественно встает вопрос об участи некрещеных младенцев, куда они идут, если они и не прославляются у Бога, и ни подвергаются мучениям - т.е. как бы получается "между адом и раем", чего, Православная Церковь, естественно не приемлет, точнее не знает и не учит такого.
Естественно встает вопрос об Авраамове лоне (ложе) (Лук.16:22)... и вот тут оказалось, что не все так просто... весьма не просто... Как мы привыкли? - что Авраамово лоно находится в аду, т.е. это, как бы одна из верхних ступенек ада, где нет мучений. Но... оказывается, не все отцы так считали. Тема требует весьма серьезного изучения (чему, навряд ли я смогу уделить время в этой работе), но так понимаю, некоторые отцы высказываются об Авраамове лоне так, словно оно находится никак иначе, а именно в Царствии Небесном. Еще не успел основательно изучить, но к примеру это встречаем у Св.Ефрема Сирина, Св.Григорий Паламы ("…лоно Авраамово есть страна живых, жилище вечно веселящихся, обилие вечных благ"). Св.Феофилакт вообще считал историю о Лазаре, который попал на Авраамово ложе, именно притчей и именно из-за того, что врата рая еще не открылись. Блаженный Августин, тот вообще ясно и прямо противился идее, что лоно находится именно в аду. Т.е. пока не могу ничего определенного сказать, но уже возникает много вопросов. Более того (!), не забываем, что ад будет брошен в геенну - а вот этот вопрос мне давно не дает покоя, тогда, как будет с теми, кто попадают на него и лишены блаженства, но избавлены от мучений?
Опять же - тема требует серьезного доп.исследования (желающие могут поделиться соображениями и главное цитатами, впрочем на
wiki есть хорошая статья). Но на этот раз вопрос несколько об ином - об авторстве одного интересного отрывка, касающегося данного вопроса:
Св.Исаак Сирин:
•«<…> разумею же одну степень горнюю, другую дольнюю, посреди же их разнообразие в разности воздаяний.
Если же это справедливо (как и действительно справедливо), что несмысленнее или неразумнее такой речи: "Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтоб войти в Царство, не забочусь"? Ибо избежать геенны и значит это самое - войти в Царство; равно как лишиться Царства - значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Егда приидет Сын человеческий в славе Своей... и поставит овцы одесную Себе, а козлища ощуюю (Мф.25:31,33.). Не три наименовал сонма, но два - один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: И идут сии, то есть грешники, в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф.25:46); просветятся яко солнце (Мф.13:43). И еще: ...от восток и запад приидут и возлягут на лоне Авраамовом в Царствии Небеснем: сынове же царствия изгнани будут во тму кромешную, где плач и скрежет зубом (Мф.8:11,12), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть самая мучительная геенна?» [1, Слово 58. О том, что Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям, и о подвижнических деланиях? C.374-375]
(см.целиком
Слово 58 на pagez.ru)
Св.Ефреми Сирин:
«Кроме сих двух чинов нет иного посредствующего чина, разумею же один чин горний, а другой дольний; средина же их - сие разнообразие в различии воздаяний.
А если сие справедливо, как и действительно справедливо; что безрассуднее или безумнее, как говорить: «Довольно для меня избежать геенны; а чтобы войти в Царство, о том не забочусь». Избежать геенны - уже значит войти в Царство, равно как лишиться Царствия - значит идти в геенну. Писание не говорит нам о трех странах. Но что же говорит? «Егда приидет Сын Человеческий во славе Своей... поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю» (Мф.25:31, 33). Не сказал о трех чинах, но один чин одесную, а другой ошуюю, и отделил пределы их, по селениям их, сказав: идут сии, то есть грешники, в муку вечную, «праведницы же в живот вечный» (Мф.25:46), «и просветятся яко солнце» (Мф.13:43); и еще: «от восток и запад приидут и возлягут» на лоне Авраамовом «во Царствии Небеснем. Сынове же царствия изгнаны будут во тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом» (Мф.8:11-12)». [2, С.20]
(см. целиком
"О блаженных обителях" на azbyka.ru)
Библиография
[1] Св.Исаак Сирин: Преподобного отца нашего Исаака Сирина слова подвижнические : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.
[2] Св.Ефрем Сирин: О блаженных обителях, Т.3. в собр.: Творения : Репринтное издание - Москва : Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 (1).
Как говорится - "найди 10 отличий". Я обрезал цитаты, главное, что мне нужно для моей работы, но вы можете проверить и выше - там целая глава Св.Ефрема Сирина "О блаженных обителях" входит в Слово 58 Св.Исаака Сирина... Это же выходит просто какой-то бардак в изданиях и переводах! (Впрочем, проблема довольно уже известна).
Вот попытался разобраться, но боюсь ошибиться, но очень мало людей на это обратили внимание -
вот единственная ссылка еще аж на 2006г у пользователя
pavellspb, кстати, посмотрите, там интересные комментарии и он ссылается на другие издания, где точно такой же текст, но четкого ответа все же нет. Вот так и живем. Кто что знает или думает по этому поводу?
P.S. Кстати, заметьте, я выделил "Авраамово ложе", которое из цитаты, опять же, выходит, что оно в Царствии Небесном. Св.Ефрем Сирин продолжает эту тему уже в следующей главе "О блаженных местах".
Заметка по теме:
"О том, что "Беседа сарацина с христианином" не относится к авторству Св.Иоанна Дамаскина". доп.теги:
цитата 17 сентября 2013г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com