Без крещения нет спасения. Печать Божия на челах избранного народа. Ветхий Завет. (Гл.1.3 - 1.3.1)

Aug 06, 2013 07:30


прим.: см. Оглавление и ссылки на другие части

В этой заметке главы:

1.3.      Отмеченные знаком Христа, записанные в Книгу Жизни.
1.3.1.   Печать Божия на челах избранного народа. Ветхий Завет.

прим.:
* не путайте ссылки на библиографические ссылки и сноски (в самом конце главы)
        - при переносе из Worda в ЖЖ, они преобразовались в один стиль.
** к сожалению, ЖЖ ставит ограничение на размер главы, поэтому приходится  делить главы.
1.3.          Отмеченные знаком Христа, записанные в Книгу Жизни.

Теперь акцентируем внимание на второй части цитаты из Апокалипсиса, цитируемой в прошлом подразделе:
  • И не войдет в него (прим.: Небесный Иерусалим) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
  • (Откр.21:27)

Т.е. у Бога есть некая Книга Жизни, в которой записываются те, кто войдет в Царствие Небесное (Небесный Иерусалим). Встает вопрос: кто именно может попасть в Книгу Жизни? Ведь для того, чтобы записали в определенную книгу нужно соответствовать критериям, по которым в нее вносят.

Параллельно отметим, что есть люди, отмеченные некой печатью «рабов Бога» или именем Божьим, к которым Бог особо благоволит:
  • 2 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
  • 3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
  • (Откр.7:2,3)
  • 4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
  • (Откр.9:4)
  • 1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
  • (Откр.14:1)




1.3.1.   Печать Божия на челах избранного народа.
Ветхий Завет.

Что это за печать? Каждый мастер, отмечает созданный им шедевр, своим клеймом. В средневековье рабовладелец отмечал своих рабов, выжигая на их челе клеймо. Скотовод отмечает свое стадо клеймом, и даже простая хозяюшка отмечает своих кур или гусей,  дабы они не смешались с чужими соседскими и дабы их не смог кто-нибудь незаконно присвоить (украсть) себе. Так и Христос, как Творец, отмечает свое избранное творение, созданное из праха; как Горшечник, отмечает Своим клеймом избранные золотые сосуды (2Тим.2:20; Плач.4:2); как Добрый Пастырь, отмечает свое малое стадо (Лук.12:32), ставит свою печать. Тем самым, Господь, отделяет своих избранников от тех, кто не принадлежит Ему, т.е. тех, кто остается в рабстве греха, в рабстве дьявола.
  • ·        «Ведь и пастухи ставят клеймо на стада, чтобы отличить своих от чужих». Севериан Габальский [1], Фрагменты (толк. на 2Кор.1:22) [2, С.288]

В принципе, об этом образно говорит все Писание, наиболее ярко это прослеживается в исходе евреев из Египта, когда Бог вывел свой народ из рабства. С этого начинается и Псалтырь с первого же псалма и стиха (Пс.1:1). При этом важно отметить, что Христос, в отличии от злых работорговцев, которые насильно выжигают свое клеймо своим рабам, призывает своих овец, и они добровольно прибегают на Его зов (Иоан.10:16).

В Ветхом Завете прообразом печати, знаком, который отделяет избранника Божьего от других, было обрезание:
  • ·        «…они (прим.: евреи) получили эту заповедь (прим.: обрезания), чтобы не смешиваться с другими нечестивыми народами…» Св.Иоанн Златоуст, [3, С.431]
  • ·        «…обрезание было знаком, отличающим Израиля от народов, с которыми он обращался». Св.Иоанн Дамаскин, [4, "Глава XXV "Об обрезании"", С.339-340]

Поэтому у евреев не было необходимости обрезываться в течении 40 лет, пока они ходили по пустыне, т.к. рядом не было чужих народов. [Св.Иоанн Дамаскин, там же, 4]. Но вопрос обрезания в свете крещения, будет рассмотрен в соответствующем разделе, здесь же встает вопрос: какую связь имеет обрезание с печатью, которая уже упоминается после в Новом Завете?

Обратимся вновь к Ветхому Завету, к самому началу исхода евреев из рабства Египта. Бог повелевает евреям помазать косяки домов неким знамением - кровью агнца, и поэтому знаку, Божий народ, как бы отделяется от язычников, которых ожидает Божья кара (Исх.12:1-13).
  • И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
  • (Исх.12:13)

Параллельное место находим в пророчестве Иезикиля, которое большинство Св.Отцов относит к пророчеству о последних временах (которые раскрываются наиболее полно в Апокалипсисе):
  • 4 И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.
  • 5 А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите;
  • 6 старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом.
  • (Иез.9:4-6)

Т.е. Бог повелевает отмечать, определенную категорию людей, также неким Своим знаком, и, помеченных этих знаком, страшная кара обходит стороной. По мнению большинства Св.Отцов, здесь под «знаком» имеется в виду знак Креста.
  • ·        «Недостаточно было обрезание; Бог отменил оное, вместо же его воздвиг знамение креста. А знамение, полагаемое на стенящих, есть помышление болезнующих о лукавых делах своих;» (толк. на Иез.9:4) Св.Ефрем Сирин, [5, С.17]

Заметим, что преподобный Ефрем, непосредственно увязывает ветхозаветный знак в виде обрезания (как прообраз) с новозаветным знаком креста. Символ креста не зря возникает в комментариях Св.Отцов, т.к. есть основания считать, что пророк Иезикиль видел, как ставят знаки в виде еврейской буквы «тав»:
  • ·        «Вместо знака, как перевели LХХ, Акила и Симмах, Феодотіон поставил самое слово еврейское thau, служащее у евреев последнею из двадцати двух букв, чтобы указать на совершенство веденія в воздыхающих и скорбящих. Или, как полагают евреи,-так как закон у них называется thora и так как в начале его наименованія пишется эта буква, то получили этот значок те, кои исполняли заповеди закона. А чтобы перейти в нашему, - буква тав, последняя из древних еврейских букв, которыми доселе пользуются самаритане, имеет подобіе креста, который изображается на челах христіан и часто напечатлевается в надписаніях, делаемых рукою. По мненію некоторых, так как по еврейскому алфавиту это последняя буква, то дается понять, что среди множества грешников остается остатков святых. […]
  • Всем им не оказываетея пощады, если они думают, что они имеют какую либо силу без знаменія Христова».  (толк. на Иез.9:4-6) блаж.Иероним Стридонский, [6, С.115-116]

Итак видим некую общность во всех этих трех знаковых событиях:
  • ·        обрезание евреев, как знак отличия от язычников и завет с Богом;
  • ·        помазание косяков домов кровью агнца при исходе;
  • ·        и знамения на челах праведников, в последние дни;


  • ·        « Моисей на косяках дверей домов израильтян полагал в знамение кровь овчую, а Ты дал нам знамение - самую Кровь непорочного Агнца, закланного за грехи мира. И Иезекииль говорит, что дается знамение на лица». (толк. на Пс.59:6) Св.Василий Великий, [7, С.405]

И всех, кто не будет отмечен знаком ждет погибель:
  • ·        «Господь предвозвещает, что воспламенятся и сгорят иноплеменники, то есть не принадлежащие к Божественному роду и непросвещенные, - те, которые не возрождены духовно, не сделались сынами Божиими. А о том, что спастись могут только возрожденные и запечатленные знамением Христовым, говорит Бог в другом месте, когда, посылая Ангелов Своих на разрушение мира и истребление рода человеческого, высказывает напоследок следующую страшную угрозу: идите..., изсецыте, и не пощадите очима вашима, и не помилуйте; старца и юношу и деву, и младенцы и жены избийте в потребление; а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся (Иез. 9, 5-6). Какое же это знамение и на какой части тела будет оно положено, - Бог открывает в другом месте, говоря: пройди среде града Иерусалима и даждь знамения на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониих, бывающих среде их (Иез. 9, 4). То, что это знамение имеет отношение к страданиям и Крови Христа и что только тот останется здравым и невредимым, кто окажется имеющим это знамение, - подтверждается также свидетельством Бога; Он говорит: и будет кровь вам в знамение на домех, в нихже вы будете тамо; и узрю кровь, и покрыю вы, и не будет в вас язвы, еже погибнути, егда поражу землю Египетскую (Исх. 12, 13). Что прежде закланием агнца предпосылается в образе, то потом, за пришествием истины, исполняется во Христе. Как там, когда поражаем был Египет, народ иудейский мог спастись только кровию и знамением агнца, так и в ту пору, когда станет опустошаться и поражаться мир, спасется только тот, кто найден будет запечатленным Кровию и знамением Христовым». Св.Киприан Карфагенский, [8, С.235-236]

«…Отношение к страданиям и Крови Христа» - когда мы участвуем в страданиях Господа Нашего? Когда крестимся.
  • 3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
  • 4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
  • (Рим.6:3,4)

Крещение, как и обрезание - это отсечение от греха, и как знак, отделяющий нас от неверных, не принявших Христа и поэтому идущих в вечную погибель:
  • ·        «Обрезание было также и образом крещения. Ибо как обрезание отсекает не полезный член тела, но бесполезный излишек, так и через святое крещение у нас отсекается грех; грех же, как очевидно, есть излишек желания, а не полезное желание. Невозможно, чтобы кто-нибудь совсем не имел желания, или совершенно незнаком был с удовольствием. Но бесполезность в удовольствии, т. е. бесполезное желание и удовольствие, есть грех, который отсекает святое крещение, дающее нам в качестве знака честный крест на челе, отличающий нас не от народов, ибо все народы приняли крещение и запечатлены знаком креста, но в каждом народе отделяющий верного от неверного». Св.Иоанн Дамаскин, [4, С.339-340]
  • ·        «Как их (иудеев) знамение обрезания отделяло от прочих народов, и показывало в них народ избранный Богом, таким же образом и у нас обрезание крещения составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных. О немже бо, говорит (апостол), и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечети тела греховного плоти. Как там обрезание совершается в отложение плоти, так здесь крещение - в отложение грехов». Св.Иоанн Златоуст, [3, С.433-434]

После окропления косяков кровью агнца, евреи должны были той же ночью съесть целиком агнца (Исх.12:8). Кровь агнца и сам агнец это прообраз спасительной Крови Христа и Самого Христа, т.е. вкушение агнца был, как прообраз причащения Тела и Крови  Господа Нашего Иисуса Христа. От этого агнца, «поселенцу и наемнику» запрещалось вкушать (Исх.12:45), и как поясняет Св.Ефрем Сирин:
  • ·        «Всякий пришлец да не яст от него, ибо некрещеный не вкушает тела». Св.Ефрем Сирин, [9, С.360]

Только после крещения, верующий может приобщаться к церковным таинствам и к Самому Телу Господа Иисуса Христа.

За век до пророка Иезекииля, другой великий пророк Исайя также пророчествует о судном дне Господа  и говорит о некой «книги для житья»:
  • 3 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме,
  • 4 когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.
  • (Ис.4:3,4)

Т.е. опять же - спасается верный Богу остаток Израилия, который записывается в некую «книгу для жития». Святыми в Новом Завете называются христиане, которые крестились во Христа. Блаженный Иероним Стридонский комментирует эти стихи:
  • ·        «Тогда спасется остаток Израиля, когда в крещении, установленном Спасителем, будут ему отпущены грехи и смыта с него та кровь, которую заблуждавшийся народ призывал на себя: Кровь Его на нас и на детях наших (Мф 27:25). Посему выше мы читали: Когда вы простираете руки ваши... Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис 1:15), и потом, призывая их к покаянию, присовокупляет: Омойтесь, очиститесь (Ис 1:16). И заметь, что скверну дщерей Сиона Он отмоет духом суда, а кровь Иерусалима очистит духом огня. Ибо легкое смывается, а более тяжкое выжигается. Об этом духе суда и духе огня Иоанн Креститель в Евангелии говорил: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф 3:11). Из этого научаемся, что человек сообщает только воду, а Бог - Духа Святого, которым и скверны омываются, и смертные грехи очищаются». (толк. на Ис.4:4) [10, С.77]

И после того, как обрезанный еврейский народ,  помазал косяки кровью агнца, и каждый из евреев съел пасхального агнца - Бог спасает их -  Бог выводит их через море из языческого Египта, т.е. из царства греха (Исх.14). Все Св.Отцы видят в переходе через воды моря (Исх.14:22) и облаке, в которое вошли евреи (Исх.14:20)  прообраз крещения водой и Духом. А язычники египтяне, которые не удостоились крещения, ушли в погибель вечную:
  • Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте - и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки;
  • (Исх.14:13)

Итак в Ветхом Завете, мы довольно ясно видим, что Бог отделяет Свой народ от нечестивцев, отмечает Своей Печатью или знаком (знамением), которое является прообразом Животворящего Креста и крещения, в таинственном плане, а неотмеченные же знаком, уходят в погибель. Что же говорит на это Новый Завет?

(c) Дрэничеру Александр

Библиография

[1]              Мень, Александр Владимирович: Библиологический словарь - М : Фонд им. А. Меня; ДиректМедиа Паблишинг, 2004 (3)

[2]              Первое и второе послания Апостола Павла к Коринфянам : Новый Завет, Т.7. в собр.: Томас К. Одэн (Hrsg.): Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Русское издание под ред. Ю.Н.Варзонина. Тверь : Герменевтика, 2007 (11).

[3]              Св.Иоанн Златоуст: Беседы на Книгу Бытия : Книга 1 //Беседы 1-41//, Т.4. в собр.:  Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1), С. 1-455

[4]              Св.Иоанн Дамаскин: Точное изложение православной веры : Книга IV, Т.1. в собр.:  Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина : Пер. с греч. Т. 1. Санкт-Петербург : Имп. С.-Петерб. духов. акад., 1913, С. 295-345

[5]              Св.Ефрем Сирин: Толкование на книгу пророчества Иезикиля, Т.6. в собр.:  Творения : Репринтное издание. Москва : Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 (1), С. 5-51

[6]              блаж.Иероним Стридонский: Четырнадцать книг толкований на пророка Иезикиля //Часть 10//, Т.17. в собр.:  Творения блаженного Иеронима Стридонского. Киев : [б. и.], 1880-1903 (Библиотека творений Св.Отцов и учителей церкви западной).

[7]              Св.Василий Великий: Беседы на псалмы. в собр.:  Творения : В 2 т. Москва : Сибирская Благозвонница, 2008, С. 315-419

[8]              Св.Киприан Карфагенский: Книга к Деметриану : Ч. 1-2, Т.2. в собр.:  Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского : Ч. 1-2. Киев : тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1879 (Библиотека творений Св.Отцов и учителей церкви западной), С. 219-239

[9]              Св.Ефрем Сирин: Толкование на книгу Исход, Т.6. в собр.:  Творения : Репринтное издание. Москва : Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 (1), С. 338-386

[10]              блаж.Иероним Стридонский: Восемнадцать книг толкований на пророка Исайю //Часть 7//, Т.13. в собр.:  Творения блаженного Иеронима Стридонского. Киев : [б. и.], 1880-1903 (Библиотека творений Св.Отцов и учителей церкви западной).

[11]              блаженный Феофилакт Болгарский: Толкование на Деяния и Послания святых апостолов Блаженного Феофилакта Болгарского //В 3 т// - Москва : Сибирская Благозвонница, 2011.

[12]              Св.Кирилл Иерусалимский: Огласительное поучение семнадцатое : К просвещаемым, говоренное безъ приготовленія въ Іерусалимѣ, въ дополненіе ученія о Святомъ Духъ. в собр.:  Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. 2-е изд. Москва : типография В.Готье, 1855, С. 298-325

[13]              Св.Амвросий Медиоланский: Огласительные поучения. О таинствах. Книга VI //Перевод с латинского о.Александра Гриня, журнал "Альфа и Омега", № 43// . [Электронный ресурс]. - Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии - URL: http://www.eparhia-saratov.ru/pages/712_oglasitelnie_poucheniya._o_tainstvah._kniga_vi (дата обращения: 30.07.2013)

[14]              Св.Феофан Затворник: Толкование послания апостола Павла к ефесянам, Т.5. в собр.: Раиса Букреева (Hrsg.): Духовное наследие святителя Феофана Затворника : Собрание сочинений в 25-ти томах. Изд. 2-е. Москва : Правило веры, 2004-2010.

[15]              Св.Ефрем Сирин: Творения //Репринтное издание// , в 8 томах, Т.1 - Москва : Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.

[16]              Книга Откровения Иоанна Богослова : Новый Завет, Т.12. в собр.: Томас К. Одэн (Hrsg.): Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Русское издание под ред. Ю.Н.Варзонина. Тверь : Герменевтика, 2007 (11).

[17]              Св.Андрей Кесарийский: Лицевой Апокалипсис рукописной традиции XVI века с толкованием святого Андрея архиепископа Кесарийского /Репр. изд., По изд. 1913 г - М : Правило веры, 2000.

[18]              Св.Иоанн Златоуст: Беседы на Евангелие от Св.Иоанна, Т.8. в собр.:  Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1).

[19]              о.Даниил Сысоев: Толкование на Апокалипсис - Москва : Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011.

[20]              Св.Григорий Богослов: Слово 40: На Святое крещение. //СЛОВА (27-40)//, Т.3. в собр.:  Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. типография Августа Семена при императорской Медико-Хирургической Академии, 1843 - 1848 (6), С. 272-322

[21]              Св.Василий Великий: О Святом Духе к Святому Амфилохию, Епископу Инокийскому., ч.3. в собр.:  Творения : В 2 т. Москва : Сибирская Благозвонница, 2008.

[22]              Св.Василий Великий: Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения : Беседы, Т.1. в собр.:  Творения : В 2 т. Москва : Сибирская Благозвонница, 2008, С. 676-683

[23]              Чин оглашения. [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb05.shtml (дата обращения: 15.04.2013)

[24]              Св.Григорий Нисский: Против отлагающих Крещение, Т.7. в собр.:  Творения святаго Григория Нисскаго. Москва : Тип. В. Готье, 1861-1872, С. 434-451

[1] «Севериан (Seberianтj) Габальский: еп. (ум. между 408 и 431), сир. грекоязычный экзегет. О жизни его известно мало. Он был одаренным проповедником и широко образованным ученым. [1]

[2] Творение Св.Амвросия Медиоланского «О таинствах» было переведено на русский с латинского в журнале «Альфа и Омега» в выпусках за 2004г. Также см. [2], С.289

[3] Примасий (VIв), епископ Гадрументский (в Африке), толкователь Апокалипсиса (ученик Августина);

[4] иерей Даниил Сысоев (1974-2009), кандидат богословия, известный российский миссионер, проповедник. Убит мусульманином  в храме, где он служил, при исполнении священнослужебных обязанностей.

[5] см. по ссылке прим.37

Рубрика:
"Реферат"

доп.теги:
крещение

5 августа 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Крест, спасение, Святые Отцы, крещение, таинства, учеба, статья, реферат, академия, цитата, богословие

Previous post Next post
Up