22 ноября 2013г. весь музыкальный мир будет праздновать столетие со дня рождения английского композитора Бенджамина Бриттена.
Метрополитен опера отмечает это событие спектаклем "Сон в летнюю ночь" по Шекспиру, который я сегодня, к своей радости, послушала. Хотя опера эта-возрождення постановка 1996 г., впечатление было таким, что она современная и только что поставлена.
Опять буду хвалить. С музыкой Бриттена познакомилась впервые, когда слушала оперу "Питер Граймс", которая меня восхитила и запомнилась надолго.
"Сон в летнюю ночь" уже третья опера Бриттена, которую слушаю в Мет. Понравилось все: музыка, великолепные голоса и пение, постановка режиссера Тима Албери, костюмы Энтони Макдоналда - британского режиссера и художника, регулярно сотрудничающего с ведущими театрами и фестивалями мира.
Оперой дирижировал Джеймс Конлон, он заслуженно считается экспертом в музыке Бриттена. Он из тех, кто знал лично Бриттена-его увлечение музыкой к этой опере началось с личной встречи с ним и его партнером в жизни и искусстве-певцом Питером Пирсом во время репетиций в НЙ в 1976 году.
Писать рецензию не буду, потому что музыка и пьеса сложны в восприятии и я не критик. Титры к опере идут на старо-английском, что для меня представляло определенную сложность, но в итоге все сложилось в прекрасное гармоничное целое. Это при том, что в опере смешаны разные стили и эпохи: т.е. это и не шекспировское время и не древняя Греция, где происходит действие, и по-моему, даже не время, когда опера была написана Бриттеном в 1960г., а нечто условное между фантазией и реальностью. Тем не менее любителям могу с определенностью сказать-эту гениальную мистерию стоит увидеть и услышать. К слову, не нашла ни одного негативного отклика в разных источниках, критики со мной согласны )).
Patrick Carfizzi (Quince), Evan Hughes (Starveling), Scott Scully (Snout), Matthew Rose (Bottom), Barry Banks (Flute), Paul Corona (Snug)
Riley Costello (Puck), Iestyn Davies (Oberon)
Ryan McKinny (Theseus), Tamara Mumford (Hippolyta)
A Midsummer Night’s DreamMetropolitan Opera
Benjamin Britten, composer
Benjamin Britten and Peter Pears, librettists
James Conlon, conductor Cast
Tytania: Kathleen Kim
Helena: Erin Wall
Hermia: Elizabeth DeShong
Oberon: Iestyn Davies
Lysander: Joseph Kaiser
Demetrius: Michael Todd Simpson
Bottom: Matthew Rose
Puck: Riley Costello
Production: Tim Albery
Set and costume design: Antony McDonald
Lighting: Matthew Richardson
Choreographer: Philippe Giraudeau
Акт I
В лесу на окраине Афин наступила ночь. Король фей Оберон спорит со своей королевой Титанией о мальчике, который находится под ее защитой. Она отказывается отдать мальчика. Оберон отправляет своего слугу Пэка на поиски волшебного цветка, нектар которого, нанесенный на веки Титании, заставит ее полюбить первого кого она увидит после пробуждения. Оберон намеревается выкрасть мальчика, пока Титания будет пребывать под заклятьем.
Лисандр и Гермия сбежали из города. Они больше не заходятся под властью законов, по которым отец Гермии мог заставить ее выйти замуж за Деметрия. Они решают тайно пожениться и направляются в лес. Гермию преследует влюбленный в нее Деметрий, а за Деметрием следует безнадежно влюбленная в него Елена. Но Деметрий презрительно отвергает Елену и убегает в лес. Оберон, ставший свидетелем этой ссоры велит Пэку отыскать Деметрия и заставить его влюбиться в Елену с помощью волшебного нектара.
Из города также шестеро мастеровых. Они обсуждают тайную пьесу, которую они надеются сыграть на свадьбе Тезея, герцога Афинского, и Ипполиты, царицы амазонок. Мастеровые никак не могут договориться о распределении ролей. Ткач Моток и починщик раздувальных мехов Дудка/ Flute-Barry Banks, наконец соглашаются сыграть роли Пирама и Тисбы - несчастных влюбленных. В честь которых названа пьеса. Плотник Клин/Quince-Patrick Carfizzi, также выступающий в роли драматурга и режиссера, раздает тексты пьесы. Мастеровые соглашаются собраться позже на репетицию.
Уставшие и заблудившиеся Лисандр и Гермия ложатся спать. Пэк, который считает, что нашел Деметрия, брызгает нектаром волшебного цветка на веки Лисандра. Появляется Деметрий, за которым продолжает следовать Елена. В гневе он убегает от нее. Оставшись одна, Елена в отчаянии будит Лисандра. Попав под заклятье, Лисандр немедленно признается ей в любви. Едена в возмущении убегает. Она подумала, что Деметрий издевается над ней. Лисандр бежит следом за ней. Гермия просыпается от приснившегося ей плохого сна. С удивлением она обнаруживает, что осталась одна.
В середине леса феи помогают уснуть своей госпоже Титании. К Титании подкрадывается Оберон, чтобы побрызгать на ее глаза волшебным нектаром. Он надеется, что Титания «проснется, когда рядом с ней будет какое-нибудь отвратительное создание».
Акт II
Клин и его друзья сходятся на репетицию. Увидевший их Пэк. Решает позабавиться, превратив Мотка в осла. Увидев столь странное и пугающее превращение, другие актеры разбегаются. Чтобы набраться храбрости Моток громко поет. Это будит Титанию, которая немедленно в него влюбляется. С помощью фей, ей удается заманить его в кровать.
Оберон чрезвычайно доволен тем, что Титания влюблена в осла. Но когда появляется Деметрий, все еще следующий по пятам Гермии, Оберон понимает, что Пэк ошибся. Деметрий засыпает и Оберон брызгает ему на веки нектаром. Деметрий просыпается с появлением Елены и Лисандра. Теперь Деметрий объявляет, что влюблен в Елену. Когда появляется Гермия, которую сразу же отвергает Лисандр, Елена становится уверенной, что мужчины все это спланировали, чтобы поиздеваться над ней. Все четверо яростно спорят. Оберон, чрезвычайно рассерженный на Пэка, вручает ему противоядие, которое Пэк должен дать Лисандру. Пэк водит влюбленных по лесу, пока они не засыпают. Затем она смазывает противоядием веки Лисандра.
Акт III.
Незадолго до рассвета Оберон освобождает Титанию от заклятья. Четверо влюбленных просыпаются с рассветом. Наконец-то они могут быть вместе, как им хотелось: Деметрий с Еленой, а Лисандр с Гермией. Просыпается Моток-Matthew Rose (bass), к которому вернулся человеческий облик. Все произошедшее кажется ему странным сном. Он куда-то уходит, пока его ищут друзья. Они уже готовы прекратить поиски, когда он снова появляется, с новостью о том, что их пьесу выбрали для показа при дворе.
Вернувшись в Афины, влюбленные просят Тезея простить им нарушение закона. Тезей решает, что их поженят вместе с ним и Ипполитой. Клин и актеры наконец-то показывают спектакль «Пирам и Тисба». Три пары расходятся по постелям. Оберон, Титания и феи благословляют спящий дом, а последнее слово остается за Пэком.
Слушать:
Ссылки: 1. О Бриттене и его музыке подробно -
ClassicalForum.ru - кажется, тут есть все, как в Греции
2.
The Opera Critic;
3.
все подробнoсти в classicalsource.com;
4.
еще комплиментарное : все об операх, классика и совр. крупные муз. события (англ.);
5.
рецензии на оперы (англ.) The Classical Review;
6.
весьма отличная от Мет постановка- "Сон в летнюю ночь", поставленная в Английской национальной опере - operenews.ru