Роботы бывают разные или Пара слов о принципах и движущих силах развития

Jun 09, 2012 23:59




Игру Binary Domain японской компании Sega Corporation я скачал, польстившись на описание - тактический шутер, уничтожение роботов и такое прочее. Я не роботофаг, но в числе существующих "стрелялок", направленных на производство гекалитров "кровишши", эта игрушка показалась мне любопытной. Опять-таки, события имеют место в будущем (2080 год) в супер-футуристическом Токио.

Итак - будущее (отнюдь не светлое). Мир пережил подъём уровня океанов вследствие глобального потепления, создание человекоподобных роботов в качестве рабочей силы и водородных энергоэлементов, принятие в 2040-м в Женеве закона о запрете на создание роботов, неотличимых от человека (статья 21), так называемых "Полых детей".

В 2080 году в главный офис корпорации Bergen, главного производителя роботов для всего остального мира (за исключением разве что Токио) вламывается человек, который на глазах испуганных сотрудников и роботов охраны сдирает себе кожу с лица, и под ней оказывается металл - нападавший является "Полым ребёнком", который даже не подозревал об этом! Он считал себя человеком из плоти и крови. И при этом он не был создан компанией Bergen, а, судя по всему, был создан корпорацией Amada, владелец которой не появлялся на людях с 2040-го и которого американские власти дали приказ доставить в США. И уже это заставило меня не бросить игрушку, начавшуюся как обычный шутер.

Честно говоря, я мало могу припомнить фантастики, в которой по сути нечеловеческое существо считает себя человеком, и крайне удивляется, когда это оказывается не так. Из "историй о роботах" на ум приходит 4 серия "Элиссон из Палмдейл" сериала "Хроники Сары Коннор", "Искусственный разум" Спилберга и, может быть, пара серий "За гранью возможного" (оригинал и ремейк). В отечественной фантастике роботы всегда были роботами - даже милейший Вертер, и не помышляли о человеческом статусе, как о чём-то совершённом.

Терминаторы, модели от 2 по 4 в "Крикунах", Роберт и Электроник, фактически, только копировали людей, их внешность и поведение, стремились стать людьми (с разной степенью успешности), однако никогда не считали себя уже таковыми.

В игре же всё было несколько иначе, но - я забегаю вперёд.

Вместе с героями интернациональной команды под названием "Ржавая бригада" (двое американцев - Дэн Маршалл, котором и предстоит играть и чернокожий Рой «Большой Бо» Ботенг, двое англичан - Чарльз Грегори и Рэйчел Таунсенд, китаяка-снайпер Фэй Лин и манерный, чем-то похожий на Арамиса в исполнении неподражаемого Игоря Старыгина робот-француз Каин) - спецотряда по контролю за соблюдением статьи 21, я проходил уровень за уровнем, валил боссов, которые поистине достойны отдельной статьи с разбором тактики и применяемого оружия, но особо ничем больше игра меня не впечатляла. Да, красивая графика, неплохая система прицеливания и ИИ противников, но - не более. Первый сюрприз был преподнесён в самом начале шестой главы. Пока Дэн сотоварищи бодренько шарились по подземельям корпорации Amada, отстреливая полудохлых зомби-роботов (и такие есть, ага), Чарли со второй командой нашёл список всех "Полых детей", среди которых (ахтунг всем!) оказалась и наша недавняя симпатия Фэй Лин. Для тех, кто в танке - в команде, посланной для ареста Ёдси Амады был - нет, даже не один из созданных им роботов (сценарий писали японцы, это важно!), всё круче! Фэй Лин была дочерью робота, созданного Амадой! Каково, а? Это не "мы можем трахаться" от модели номер 4, это уже совершенно иной уровень! Потомок человека и робота - прямо "массэффектовский" "зелёный финал", но на сей раз - реализованный, а не потенциальный. Но и это ещё не всё (обожаю эту фразу в лохорекламе :)! Сам Амада оказывается локальной платформой (таки почти гет), хоть и на биологической основе, управляемой ИИ, который ради собственной безопасности убил настоящего Амаду. И, наконец, самое вкусное - Амада, как выясняется, нашёл основной принцип развития любого разума - бегство (спасение) от страданий (любых - от физических до интеллектуальных и психологических). Вечный стимул, столь же изощрённый, сколь изощрённым вообще может быть разум. И в этом месте я крепко задумался - а ведь что-то в этом есть! Или откат назад, в состояние животного, живущего, как считают биологи, одним днём, или "вечный бег по спирали", в безнадёжной попытке уйти от страдания. На этом пока закончу, если кому интересно, продолжим в комментариях. Ах да, ещё одно. Когда-то мне случилось написать вот такую песню (увы, играть умею только на нервах, так что фонограммы пока нет). Мне кажется - в тему.

Развитие

В этом мире виртуальном
Ищем мы всю жизнь ответ -
Что реально, нереально,
Мы пока не знаем - нет.
В вечном беге по спирали
Невозможно шаг сдержать.
На вселенской магистрали
Нас ничто уже не может удержать…

Ночью звёзды нам опять подарят свет
Только от него не жди успокоения.
На пути длиною в миллионы лет
Лишь в развитии найдём своё спасение.
В смене парадигм, в течении идей
Мы идём по острию сознания.
Миллионы жертв, бесчисленность смертей -
Наша плата на пути без ожидания.

Бесконечность ужасает -
Хочется затормозить
Тот безумный бег по краю,
Оборвать натянутую нить.
Но стабильность иллюзорна,
Безопасность - только сон.
Поросла травою сорной
Та дорога на окраине времён.

Не кончается зеркальный коридор,
Множа сущности, отбрасывая тени,
Сколько можно ещё слушать этот вздор -
Неизменен мир и люди неизменны?
Измениться вы способны и должны,
Чтобы выжить, оказавшись вдруг над бездной,
Чтоб услышать звон грядущего струны,
Чтоб навеки в дне прошедшем не исчезнуть…

роботы, игры, игра, психология, кафедра исследования человеков

Previous post Next post
Up