Горизонтальное развитие или почему нет прорывных технологий

Dec 26, 2011 14:11

Пост gest-а о советском позитивизме и умение немного шевелить мозгами, а также изрядно задолбавший плач по "потерянному развитию" заставил меня таки сесть за этот пост. Он будет циничен, насмешлив и отнюдь не сведён к светлому будущему, поскольку будет написан с точки зрения технического развития и техноэволюции вообще, а не того, чего бы нам хотелось видеть в этом направлении. Что ж - от винта!

Главная тема плача всех, считающих себя прогрессивными на сегодняшний день - отсутствие, как им кажется, развития в области науки и техники. "Прорывов нет! Застой! Наука никому не интересна! Фундаментальные исследования не проводятся! Всё плохо, а будет ещё хуже!" - подобное легко найти в книгах и блогах, на форумах и в передачах. Суда по таким источникам, складывается впечатление, что пора или массово идти в науку, или массово же суицидничать, ибо всё будет плохо-плохо-плохо.

В пример обычно приводят тот факт, что за последние сорок лет не появилось ни одного нового (читай - супер-мега-ультра-гипер-звукового) самолёта, машины до сих пор бегают на бензине и дизеле, космос на 99% используется военными и коммерческими структурами, а "чистых исследований" нет, "Буран" на приколе, Н1 взорвалась, Тушка 144 не летает, дедушки Сталина нет - мы все умрём (с)...

При этом все эти "аналитики" презрительно поплёвывают на развитие микроэлектроники, мол, наши ракеты вообще без неё летали, и всё было ништяк! Летали, да. Только ракеты то были крылатые, а не зенитные, впрочем, об этом скажу ниже и куда более подробно. По пунктам.

А начнём мы, пожалуй, с ситуации с "русским Конкордом" - Ту-144, несостоявшегося прототипа "Белого лебедя". Кратко напомню, что это за машина:
Ту-144 (по кодификации НАТО Чарджер - англ. Charger - атакующий всадник) - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с «Конкордом» Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок.

Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года (его выполнил испытатель ОКБ А. Н. Туполева Эдуард Елян[1]), то есть на два месяца раньше «Конкорда». Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло (5 июня 1969 года) на высоте 11000 метров. Следующий символический рубеж в 2 Маха самолёт преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16300 м со скоростью 2150 км/ч. Самолёт сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полёта переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР, в то время как «Конкорду», взлётно-посадочная скорость которого была на 15 % выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку.

То есть, машина весьма интересная, красивая, технологичная, но - весьма "сырая". В этом плане я опираюсь на слова своего хорошего знакомого из Львова, имеющего за плечами службу в ВВС и не один год аэродромной работы. Малоизвестный факт - Тушку не брался пилотировать ни один пилот-рейсовик, его водили только испытатели с завода, знающие машину до последнего винтика. Плюс - неизбежные затраты на громадное количество горючего (это не МиГ разогнать до сверхзвука), на замену быстро выгорающих движков и т.д.

То есть, несмотря на весь социалистический строй Союза и потенциальные возможности машины (а они были велики), содержать авиапарк пассажирских сверхзвуковиков было нерентабельно даже для столь могучей страны. Скорость явно не компенсировала финансовых затрат на доводку, запуск в серию и обслуживание.

И тут мы получаем первый ответ на сакраментальный вопрос - "почему нет технологических прорывов в авиации". Да потому что прорываться пока что некуда. Повышение скорости полёта увеличивает стоимость до высот астрономических и одновременно повышает риск крушения. Летаем-то по-прежнему на керосине, а всякие измышления типа МГД скрещённого с движком, конечно, интересны технически, но - не более того.

О наземном транспорте можно сказать то же самое. Да, электродвигатели, голубая мечта экологистов, сейчас дёшевы, но вот с аккумуляторами проблема остаётся. Как техническая (малая ёмкость, малая мощность, ограниченное число циклов перезарядки), так и производственно-экологическая. Нет, разумеется, периодически встречаются заявления типа "власти скрывают" и "мы разработали мега-супер-ультра-источник энергии с КПД больше 100%, но мы вам его не покажем, и чертежей не дадим, ибо злобные олигархи заберут-украдут-уничтожат наработки. Вот видео посмотрите, там непонятная хрень непонятно что делает в непонятных условиях, и лампочка горит!". Ребята, аууу! Вы что, в цирке никогда не были? Вы не знаете принципов работы иллюзиониста? Уверен - знаете. Но при этом - не считайте идиотами других, делая вид, что обладаете некими супер-знаниями и сверхтехнологиями. Кроме того подумайте на досуге, как будут электромоторы работать в услових русских морозов, где авиапушки приходилось кипятком поливать.

То же самое наблюдается в остальных отраслях. Безопасные ядерные двигатели пока не рассматриваются даже в перспективе - гасить реакцию-то можно лишь графитовыми стержнями, да и КПД такой "ядерной паровой топки" невысок, термояд - те же проблемы (запустить можем, а вот остановить - хренушки), космос - слишком дорог для "чистой науки".

Всё, други моя! Дошли до предела. До грани. Упёрлись в физические законы.

Нет, конечно, модно мечтать о том, что если бы Союз не развалился, у нас были бы уже антигравы, гипердвигатели и безотходное производство. Мечтать не вредно, если только бы эти технологии имелись хотя бы в теоретических разработках, но, как технарь, скажу - их не было. Мечты - сколько угодно, хотя бы обоснования принципиальной возможности - увы.

Самолёты появились чуть больше века назад, жидкостные ракеты - лет 60, компьютеры - примерно четверть века. Все достигли своего технологического предела. Это лишний раз подтверждает скорую и неизбежную техносингулярность. Нет, не светлое будущее Алисы Селезнёвой и Леонида Горбовского. Это именно изменение, и один Ктулху ведает - в какую сторону.

глубоко мысленное, футурология, Крик души, размышлизмы, наука, прогнозы

Previous post Next post
Up