Центральный музей ВВС РФ: часть 2

Mar 31, 2020 18:42

Ну что ж, возвращаемся в Центральный музей ВВС в Монино. Сегодня мы осмотрим часть экспозиции, которая находится на аллее, ведущей от главного здания музея к ангару №8.

01. Туполев Ту-4 - советский стратегический бомбардировщик, являющийся копией американского бомбардировщика Boeing B-29 "Superfortress" и созданный в КБ Туполева в 1947 году методом обратной разработки. Три B-29, с которых снимались чертежи, были перегнаны с дальневосточного аэродрома Центральная-Угловая, где в 1944 году они по различным причинам совершили вынужденную посадку. Единственное, что не было полностью скопировано с американского самолета - это двигатели, на Ту-4 поставили более мощные отечественные АШ-73. Впервые самолет поднялся в небо в мае 1947 года, после чего практически сразу началось его серийное производство, которое завершилось в 1952 году, всего было собрано около 1200 машин. В 1953 году несколько Ту-4 было поставлено в Китай, где они стояли на вооружении до 1990-х годов, в то время как в СССР их вывели из состава воздушного флота еще в середине 1960-х. Интересно, что самолет, представленный в музее - это фактически его первый экспонат, собранный в 1952 году и через несколько лет появившийся в экспозиции. Он же является единственным сохранившимся Ту-4 в России.
01 красный / Туполев Ту-4 / СССР - ВВС.



02. Туполев Ту-16 - советский тяжелый многоцелевой самолет, созданный в КБ Туполева в 1952 году. Первый полет Ту-16 совершил 27 апреля 1952 года. Серийно он выпускался с 1953 по 1963 год, всего было собрано около 1500 машин. Ту-16 использовался как ракетоносец, заправщик, самолет РЭБ, разведчик - точный подсчет всех модификаций уже невозможен. Самолет поставлялся в Египет, Ирак и Индонезию, а в Китае была создана его лицензионная копия Xian H-6, стоящая на вооружении ВВС КНР и по сей день. В музее же представлено два Ту-16 различных модификаций. Первый - это Ту-16Р-1, прототип дальнего разведчика, разработанный в 1954 году и отличающийся наличием 7 фотокамер, станции активных помех СПС-1 и аппаратуры радиотехнической разведки СРС-1АГ.
50 красный / Туполев Ту-16Р-1 / СССР - ВВС.


03. Вторая модификация - это Ту-16К-26, носитель крылатых ракет КСР-5, принятый на вооружение в 1969 году. Самолет, представленный в музее, был собран в 1954 году, позже его переоборудовали под ракетоносец, а до 1977 года он использовался для стажировки курсантов летного училища.
53 красный / Туполев Ту-16К-26 / СССР - ВВС.


04. Туполев Ту-22 - советский тяжелый сверхзвуковой многоцелевой самолет, созданный в 1958 году в КБ Туполева в качестве замены Ту-16. Первый полет Ту-22 совершил 21 июня 1958 года. Серийно самолет собирался в 1959-1969 годах, всего было произведено 311 машин. Самолет был оснащен самым современным на тот момент оборудованием, однако недостаточная надежность и недоведенность жизненно важных систем привела к серии тяжелых происшествий. В истории эксплуатации Ту-22 было несколько неприятных случаев отказа экипажей вылетать на этом типе самолета, как правило, после очередной катастрофы. Из-за конструктивных просчетов и ошибок Ту-22 постоянно дорабатывался и был доведен до более-менее нормального состояния только к середине 1980-х годов. В дальней авиации это был единственный тяжелый самолет с "одинарным" экипажем - без второго пилота и второго штурмана. Ту-22 поставлялся в Ирак и Ливию, принимал участие в нескольких вооруженных конфликтах в Африке и на Ближнем Востоке, в том числе и в Афганистане. Представленный в музее экспонат был собран в 1960 году и являлся одним из первых серийных экземпляров Ту-22. Свой последний полет он совершил осенью 1965 года, приземлившись на аэродроме Монино и попав в учебно-аэродромную базу Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, откуда в 1977 году его передали в музей.
32 синий / Туполев Ту-22А / СССР - ВВС.


05. Туполев Ту-22М - советский сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, созданный в 1969 году в КБ Туполева. Официально Ту-22М является глубокой модернизацией ракетоносца Ту-22К, хотя фактически это отдельный тип самолета, имеющий мало общего со своим прародителем. Свой первый полет он совершил 30 августа 1969 года. Серийно самолет производился с 1971 по 1993 год, всего было собрано около 500 машин. За рубеж ни одного Ту-22М никогда не поставлялось, после распада СССР эксплуатантами данного типа, помимо России, оказались Беларусь и Украина. Все белорусские Ту-22М были выведены на территорию России, а Украина в 2003 году отказалась от их использования и уничтожила более 60 своих самолетов, оставив 4 машины в качестве музейных экспонатов. В настоящее время около 60 Ту-22М3 стоит на вооружении ВКС России, а также несколько самолетов данного типа проходят глубокую модернизацию до Ту-22М3М. В экспозиции музея находится опытный Ту-22М так называемой "нулевой" серии. В 1975 году он оказался в монинской учебно-аэродромной базе, а в октябре 1989 года был передан музею.
33 красный / Туполев Ту-22М0 / КБ Туполева.


06. Туполев Ту-128 - советский тяжелый барражирующий перехватчик ПВО, самолет-носитель в составе авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата Ту-128С-4, созданный в 1961 году в КБ Туполева. Впервые Ту-128 поднялся в воздух 18 марта 1961 года. Серийно самолеты производились с 1962 по 1970 год, всего было собрано 188 Ту-128. В связи с большим взлетным весом самолетов в полках перехватчиков были приняты штаты бомбардировочной авиации и соответствующие должности, самолет именовался кораблем, а командир экипажа - командиром корабля (с соответствующей зарплатой). Единственной боевой операцией Ту-128, преданной огласке, было уничтожение американского разведывательного зонда, сбитого над Казахской ССР в 1975 году. В экспозиции музея находится поистине уникальный самолет - это первый опытный Ту-128. В коллекцию он поступил в 1973 году.
б/н / Туполев Ту-128 / СССР - ВВС.


07. Ильюшин Ил-28 - первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, созданный в 1948 году в КБ Ильюшина. Первый полет Ил-28 состоялся 8 июля 1948 года. Серийное производство самолета началось в 1949, а закончилось в 1955 году, всего было собрано более 6500 машин. В СССР уже к концу 1950-х годов Ил-28 начали снимать с эксплуатации и заменять на Як-28 и Ту-16. Большое число совершенно новых машин экстренно списывали и варварски утилизировали в самые кратчайшие сроки бульдозерами и тракторами прямо на стоянках, что вызвало обиду, непонимание и просто резко негативную реакцию со стороны личного состава авиаполков. Некоторая часть самолетов была передана в летные училища, какие-то были переоборудованы в буксировщики мишеней, а какие-то - в радиоуправляемые летающие мишени. Ил-28 также поставлялись в Албанию, Алжир, Афганистан, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Египет, Индонезию, Ирак, Йемен, КНДР, Китай, Кубу, Марокко, Нигерию, Польшу, Румынию, Сирию, Сомали, Финляндию и Чехословакию. Китайцы вообще сделали свою нелицензионную копию под названием Harbin H-5, которая до сих пор стоит на вооружении северокорейских ВВС. Монинский экземпляр увидел свет в 1953 году и через 14 лет попал в музей.
04 красный / Ильюшин Ил-28 / СССР - ВВС.


08. Мясищев 3М - советский стратегический бомбардировщик, созданный в 1956 году в КБ Мясищева. Фактически данный самолет является радикальной модернизацией своего предшественника - 2М (М-4). Первый полет 3М совершил 27 марта 1956 года под управлением летчика-испытателя Марка Лазаревича Галлая. Серийно самолет производился в 1956-1960 годах, всего было собранно 90 экземпляров. В 1961 году 3М прошли "ядерное крещение". 2 октября на полигоне на Новой Земле с Ту-16 была сброшена ядерная бомба мощностью 250 килотонн, после ее подрыва экипажи находившихся в воздухе "эмок" почувствовали воздействие, близкое к тому, что предстояло испытать в реальной боевой обстановке. В следующем году уже с самого 3М была сброшена бомба 10-мегатонного класса. В первой половине 1980-х годов началось списание оставшихся в строю самолетов, 9 из которых удалось спасти от уничтожения - их законсервировали на базе хранения под Энгельсом. Один из них все же поднялся в воздух в марте 1986 года и перелетел в Энгельс, а оттуда - в Моздок. 8 июля 1986 года он был перегнан на место своей вечной стоянки в Монино. Оставшиеся законсервированные 3М в 1988-1989 годах пошли под нож, кроме одного заправщика 3МС-2, ныне экспоната музея на авиабазе в Энгельсе.
30 красный / Мясищев 3МД / СССР - ВВС.


09. Мясищев М-50 - проект советского сверхзвукового стратегического бомбардировщика, разрабатываемого в КБ Мясищева в 1956-1961 годах. Максимальная дальность полета бомбардировщика должна была достигать 14-15 тысяч километров, без дозаправки - 11-12 тысяч. На подходе к цели он должен был развивать скорость до 2000 км/ч. Предполагалось, что бомбовая нагрузка самолета составит 30 тонн. Кроме того рассматривалась перспектива использования М-50 в качестве носителя крылатой ракеты М-61, также разрабатываемой конструкторским бюро Мясищева. Дальность пуска ракеты, составлявшая 1000 километров, должна была обеспечивать бомбардировщику возможность поражения объектов противника без входа в зону действия вражеского ПВО. Осенью 1958 года был собран первый опытный экземпляр самолета, получивший обозначение М-50А. Пройдя большое количество наземных испытаний, 27 октября 1959 года М-50А впервые поднялся в небо. Вместо 35 полетов, предусмотренных программой испытаний, прототип совершил только 11. Максимальная скорость, достигнутая самолетом, составила 1090 км/ч, что по версии конструкторского бюро равнялось 1,01 Маха, а по версии ЛИИ им. М. М. Громова - только 0,99. Стало очевидно, что с нынешними двигателями ВД-7А скорость звука преодолеть не удастся, поэтому она были заменены на модернизированные ВД-7АМ. Правда, в ходе следующих 8 полетов сверхзвуковая скорость так и не была достигнута. Работы по данному проекту были остановлены, а в октябре 1961 года закрылось бюро Мясищева, что поставило точку в разработке М-50. В общей сложности прототип совершил 19 полетов, одним из которых стало участие в авиапараде в Тушино 9 июля 1961 года. Несколько лет самолет провел на аэродроме в Жуковском, после чего он был передан музею.
12 синий / Мясищев М-50А / КБ Мясищева.


10. Сухой Т-4 ("изделие 100") - проект советского сверхзвукового ударно-разведывательного бомбардировщика-ракетоносца, разрабатываемого в КБ Сухого в 1964-1974 годах. Самолет должен был развивать скорость до 3000 км/ч и нести на борту три гиперзвуковых ракеты Х-45, разработка которых велась в МКБ "Радуга". Первый летный экземпляр Т-4 был построен осенью 1971 года, а 22 августа 1972 года он впервые поднялся в небо. Всего было совершено 10 полетов, во время которых "сотка" сумела достичь скорости 1,36 Маха на высоте 12 тысяч метров. Интересно, что после подъема носового обтекателя в рабочее положение, экипаж мог смотреть вперед только через перископ, так как остекление самого обтекателя отсутствовало. Всего было собрано 4 планера Т-4: один для проведения статических испытаний и три - для летных. Однако, в 1974 году по указанию Министерства авиационной промышленности все работы по теме Т-4 были приостановлены, а 28 февраля 1976 года вышел приказ о закрытии разработки "изделия 100" в целях сосредоточения сил и средств на разработку Ту-160. Расходы на создание Т-4 составили фантастическую по тем временам сумму - 1,3 миллиарда рублей. Единственный летный экземпляр "сотки" несколько лет простоял на хранении в Жуковском, а в 1982 году был передан музею. Оставшиеся частично собранные машины были уничтожены.
101 красный / Сухой Т-4 / КБ Сухого.


11. Антонов Ан-14 "Пчелка" - советский легкий транспортный самолет, созданный в 1958 году в КБ Антонова для замены Ан-2. Первый полет Ан-14 совершил 14 марта 1958 года, однако его серийное производство началось только в 1965 году. Самолет имел возможность короткого взлета и посадки, мог эксплуатироваться на неподготовленных грунтовых площадках, был очень стабилен в полете и доступен летчикам средней и низкой квалификации после нескольких часов обучения. "Пчелка" поставлялась в Афганистан, Болгарию, ГДР, Гвинею, Монголию и Югославию. Производство Ан-14 было завершено в 1972 году, всего было собрано 340 самолетов - заменить Ан-2 они так и не смогли. На базе Ан-14 в 1969 году был создан Ан-28, одна из модификаций которого собирается в Польше и по сей день. Самолет, представленный в экспозиции музея, увидел свет в ноябре 1965 года и первоначально эксплуатировался Аэрофлотом. В 1971 году он был передан в Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов, а еще через шесть лет перелетел на вечную стоянку в Монино.
01 красный / Антонов Ан-14А / СССР - ВВС.


12. PZL-Mielec M-15 - польский сельскохозяйственный самолет, созданный в 1973 году на заводе "PZL-Mielec" по заказу СССР. М-15 впервые поднялся в воздух 20 мая 1973 года. На сегодняшний день он остается единственным в мире реактивным сельскохозяйственным самолетом и единственным реактивным бипланом. В 1976 году на парижском авиасалоне в Ле-Бурже летчик-испытатель Анджей Абламович дал самолету за его странный вид и рев двигателя неофициальное прозвище "Бельфегор" в честь одноименного демона. Серийно М-15 производился в 1976-1981 годах, всего было собрано 175 самолетов, 155 из которых были поставлены в СССР. В 1983 году все они пошли под списание и были утилизированы, сегодня в России сохранилось только два экземпляра. Представленный в экспозиции самолет был выпущен в 1978 году и эксплуатировался в Пятигорском объединенном авиаотряде, после списания его передали в монинский музей.
СССР-15105 / PZL-Mielec M-15 / Аэрофлот.


13. Бериев Бе-30 - советский ближнемагистральный пассажирский самолет, созданный в 1968 году в КБ Бериева в качестве замены Ан-2 на местных воздушных линиях. Первый полет Бе-30 совершил 8 июля 1968 года. До 1971 года было собрано 8 опытных образцов, которые после проведенных испытаний были доработаны (в частности, были установлены новые двигатели, дополнительные топливные баки, а также немного увеличилось количество пассажирских мест) и получили обозначение Бе-32. В заключении отчета по государственным испытаниям было сказано: "Рекомендовать самолет Бе-30 в серийное производство после доработок по перечню 1 и 2". Однако, в 1972 году работы по Бе-30 были прекращены, так как для поддержания авиапромышленности Чехословакии было принято решение о массовой поставке в СССР самолетов Let L-410 Turbolet. Работы по Бе-32 продолжались до 1976 года, испытатели единодушно рекомендовали самолет на замену Ан-2, Ли-2 и Ил-14, но и их место заняли чехословацкие машины. К концу 1980-х годов в живых осталось лишь два Бе-32, один из которых отправился в Монино, а второй, получив новые двигатели, был модернизирован до Бе-32К и даже принял участие в нескольких авиасалонах. В 2010 году в СМИ прошла информация о возможном возрождении проекта, но планы, похоже, так и остались всего лишь планами.
СССР-67209 / Бериев Бе-32 / КБ Бериева.


В следующий раз я расскажу об экспозиции, находящейся в еще одном музейном ангаре, так что не переключайтесь!

Если вам интересны мои посты о споттинге, а также заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.




Россия, Монино, фото, путешествия, споттинг, Московская область

Previous post Next post
Up