Центральный музей ВВС РФ: часть 1

Mar 23, 2020 20:44

С момента нашего посещения Центрального музея ВВС РФ в подмосковном Монино прошло уже почти два года, а написать о нем руки дошли только сейчас. Я уже рассказывал о дне открытых дверей в музее и нескольких экспонатах, внутри которых удалось побывать, но пора бы написать и обо всей остальной экспозиции.

01.



Музей расположен по адресу Московская область, городское поселение Монино, ул. Музейная, 1 и работает ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 9 до 19 часов в летний период и с 9 до 18 часов в зимний. Также музей закрывается на час раньше в воскресенье и предпраздничные дни. Стоимость обычного билета составляет 350 рублей, льготного - 150 рублей, отдельные категории граждан могут посещать музей бесплатно.

02. Осмотр экспозиции мы начнем с небольшого зала, расположенного сразу у входа. Здесь нас встречает коллекция авиационных поршневых двигателей.


03. Бензиновый двигатель мощностью 80 л. с., созданный в 1880-х годах русским изобретателем сербского происхождения Огнеславом Степановичем Костовичем. Предполагалось, что двигатель будет установлен на дирижабле "Россия", также спроектированном Костовичем, но на его постройку у изобретателя просто не было денег. Рядом с двигателем стоит модель также не увидевшего свет дирижабля, спроектированного русским философом и изобретателем Константином Эдуардовичем Циолковским.


04. Гондола привязного сферического аэростата и модель причальной мачты для дирижаблей.


05. Макет планера Андрея Николаевича Туполева. Планер был построен в 1909 году, когда будущий авиаконструктор учился в Императорском Московском техническом училище. Оригинальный планер не сохранился до наших дней, а этот макет был создан в 1988 году работниками авиационного научно-технического комплекса им. А. Н. Туполева.


Полет студента Андрея Туполева через реку Яузу.


06. Farman IV - самолет, созданный в 1909 году французским авиаконструктором Анри Фарманом. Серийно самолет собирался с 1910 по 1916 год. В Российской империи по лицензии было собрано более полутора тысяч таких машин, но уже к 1918 году почти все они были списаны.


07. Поликарпов И-16 - советский истребитель-моноплан, один из первых в мире истребителей-монопланов с убирающимся в полете шасси и основной истребитель ВВС СССР до 1942 года. Разработка И-16 первоначально велась на инициативных началах в "шарашке" ЦКБ-39 бригадой под руководством авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова. Первый полет на прототипе данного самолета 30 декабря 1933 года совершил летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов. Серийно И-16 собирался в 1935-1942 годах на заводах в Горьком (ныне Нижний Новгород), Новосибирске и Ростове-на-Дону. Также производство было налажено в китайском городе Урумчи, все собранные там самолеты по документам проходили как изготовленные на заводе №600. Всего было собрано более 10 тысяч И-16. Помимо СССР данный самолет эксплуатировался и в других странах: последний И-16 в Испании был списан 1953 году, более сотни самолетов летало в Китайской Республике, несколько трофейных машин использовались Люфтваффе как тренировочные, 7 трофейных самолетов получила Финляндия, в Королевстве Румыния также эксплуатировался один трофейный экземпляр, а в Монголии на вооружении стояло 30 таких самолетов.
б/н / Поликарпов И-16 / СССР - ВВС.


08. Из здания музея мы попадаем в ангар, в котором представлены самолеты периода Великой Отечественной войны. Поликарпов По-2 или У-2 (до 1944 года) - советский многоцелевой биплан, созданный в 1927 году. Первый полет У-2 совершил 24 июня 1927 года. Серийно данный самолет выпускался до 1954 года, всего было собрано более 33 тысяч машин, что делает У-2 одним из самых массовых самолетов в мире. Во время войны оказалось, что сбить У-2 довольно трудно, так как сам он летал на уровне верхушек деревьев, а его максимальная скорость - это скорость сваливания немецких истребителей. Не стоит обходить вниманием и тот факт, что именно эти самолеты стояли на вооружении 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, более известного как "Ночные ведьмы". Также По-2 - это единственный в мире биплан, сбивший реактивный самолет. Во время Корейской войны, 3 мая 1953 года, пилот американского перехватчика Lockheed F-94 Starfire не учел разницу в скорости между его самолетом и корейским По-2 и буквально врезался в противника. 4 мая при аналогичных обстоятельствах был потерян еще один F-94 - затормаживая самолет, пилот перестарался, потерял скорость и врезался в землю. Кроме СССР По-2 стоял на вооружении таких стран, как Франция, Венгрия, Чехословакия, Польша, Югославия, Албания, Румыния, Болгария, Китай, Монголия и КНДР. И сегодня можно встретить летающие реплики этого самолета, например, я лично наблюдал его полет на авиашоу в Орловке в 2017 году.
б/н / Поликарпов По-2 / СССР - ВВС.


09. Поликарпов Р-5 - советский многоцелевой биплан, созданный в 1928 году. Свой первый полет самолет совершил 19 сентября 1928 года. Р-5 серийно выпускался с 1930 по 1936 год в Таганроге, всего было построено около 7 тысяч таких машин. В 1934 году три Р-5 участвовали в спасении экипажа ледокола "Челюскин". В годы Великой Отечественной войны самолеты Р-5 эксплуатировались в качестве разведчиков, бомбардировщиков, штурмовиков и торпедоносцев. Самолет также поставлялся в Испанию, Иран, Турцию и Монголию.
3316 белый / Поликарпов Р-5 / СССР - ВВС.


10. Еще один И-16, полноразмерная копия.


11. Поликарпов И-15бис - советский истребитель-биплан, созданный в 1937 году и являющийся модификацией более раннего (1933 год) И-15. Серийно оригинальные самолеты и модификации производились с 1934 по 1939 год, всего было собрано чуть менее 3 тысяч машин, из которых 237 штук были испанского производства. Обломки конкретно этого самолета были обнаружены в Приморском крае в районе бухты Ольга. В Новосибирске самолет восстановили до музейного состояния.
50 белый / Поликарпов И-15бис / СССР - ВВС.


12. Ильюшин Ил-2 - советский штурмовик, созданный в 1939 году в ОКБ-240 под руководством авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Первый полет прототип Ил-2 под обозначением БШ-2 совершил 2 октября 1939 года под управлением летчика-испытателя Владимира Коккинаки. Серийно Ил-2 производился в 1941-1945 годах в Москве и Куйбышеве (ныне Самара), всего было собрано более 36 тысяч машин, что делает Ил-2 самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Уже после войны несколько сотен самолетов было поставлено в Болгарию, Чехословакию, Польшу, Югославию и Монголию. На сегодняшний день в мире существуют два летных экземпляра Ил-2. Один из них был восстановлен в Новосибирске на средства американского коллекционера и в начале 2012 года передан в США. Второй Ил-2 в 2017 году восстановил фонд "Крылатая память Победы" совместно с ПАО "Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина", ООО "Авиареставрация" и СибНИА им. С. А. Чаплыгина. Музейный же Ил-2 был выпущен в октябре 1942 года и передан в экспозицию в 1980 году.
б/н / Ильюшин Ил-2 / СССР - ВВС.


13. Ильюшин Ил-10 - советский штурмовик, созданный в 1944 году путем глубокой модернизации Ил-2. 18 апреля 1944 года Владимир Коккинаки впервые поднял этот самолет в воздух. Серийно Ил-10 выпускался в 1944-1949 годах в СССР и в 1951-1955 годах в Чехословакии под обозначением B-33, всего было собрано более 6 тысяч самолетов. В 1951 году, основываясь на боевом опыте, приобретенном в ходе Корейской войны, было решено возобновить производство улучшенной версии штурмовика, получившего обозначение Ил-10М. Производство самолета было прекращено в январе 1955 года, всего было выпущено 146 таких машин. Находящийся в музее Ил-10М был передан в коллекцию в 1959 году одним из авиационных заводов.
б/н / Ильюшин Ил-10М / СССР - ВВС.


14. Микоян-Гуревич МиГ-3 - советский высотный истребитель, созданный в 1940 году конструкторской группой, возглавляемой Артемом Ивановичем Микояном и Михаилом Иосифовичем Гуревичем. Фактически Миг-3 является улучшенной модификацией также созданного в 1940 году МиГ-1, выпущенного в количестве 100 штук. Первый полет МиГ-3 состоялся 29 октября 1940 года. Серийно самолет выпускался до декабря 1941 года, всего было произведено чуть более 3 тысяч штук. В экспозиции музея представлен лишь макет, построенный в 1967 году. В настоящее время в мире существуют как минимум два летных экземпляра МиГ-3.


15. Яковлев Як-9 - советский истребитель-бомбардировщик, созданный в 1942 году под руководством авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева. Впервые самолет поднялся в воздух 1 октября 1942 года. Серийно Як-9 со всеми его модификациями производился с 1942 по 1948 год, всего было собрано чуть менее 17 тысяч экземпляров, что сделало его самым массовым истребителем ВВС СССР периода Великой Отечественной войны. Як-9 эксплуатировались в Польше, Болгарии, Венгрии, Югославии, Албании, Монголии и КНДР. Эти самолеты стояли на вооружении французского истребительного полка "Нормандия-Неман", а один Як-9Д в 1943 году был передан в дар полковнику ВВС Великобритании Джеймсу Сторреру, который считал данную машину более удачной, нежели британский Supermarine Spitfire. Интересно, что существуют две версии попадания данного самолета в Монино. По одной, он был собран 1944 году, успел повоевать на фронтах Великой Отечественной и в 1980 году после восстановления был передан в коллекцию музея. По второй же версии, этот самолет был собран уже 1947 году, после чего оказался в Болгарии, а в 1980 году он был передан в музей болгарским министром обороны Добри Джуровым в обмен на Ли-2.
б/н / Яковлев Як-9У / СССР - ВВС.


16. Лавочкин Ла-7 - советский истребитель, созданный в конце 1943 года под руководством авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина и фактически являющийся дальнейшим развитием Ла-5ФН. Свой первый полет самолет совершил 30 января 1944 года, а уже 15 марта он был принят на вооружение. Серийно Ла-7 производился с 1944 по 1946 год, всего было собрано чуть менее 6 тысяч самолетов. В экспозиции музея представлен Ла-7 летчика-аса Ивана Никитовича Кожедуба, на котором тот сбил 16 самолетов противника, что составляет четверть всех его воздушных побед.
27 белый / Лавочкин Ла-7 / СССР - ВВС.


В следующий раз я расскажу о небольшой части уличной экспозиции музея, так что не переключайтесь!

Если вам интересны мои посты о споттинге, а также заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.




Россия, Монино, фото, путешествия, споттинг, Московская область

Previous post Next post
Up