Кимры и Дубна: архитектура модерна и авиация

Jul 14, 2019 12:03

С аэродрома Борки я отправился в находящиеся неподалеку Кимры, а затем и в Дубну.

01. Расположены Кимры на месте впадения реки Кимрки в Волгу.



Впервые Кимры были документально упомянуты в 1546 году в грамоте Ивана IV как село Кимра. Одно из первых описаний села, датированное 1635 годом, говорит, что в Кимрах на тот момент насчитывалось 104 двора (обычные села насчитывали 10-15 дворов). К 1660-м годам в селе началось развитие обувной промышленности, более половины крестьянских семей занималось сапожным промыслом. В 1708 году некоторые крестьяне села заключили соглашение с канцелярией императора Петра I на поставку для нужд армии нескольких тысяч пар обуви, кожаных мундиров и седел. Побывавший здесь в 1710 году шведский офицер Филипп Иоганн фон Страленберг так писал о селе: "В Кимрах находятся лучшие портные и сапожники, известные по всей России". В 1781 году Кимры вошли в состав Корчевского уезда Тверского наместничества. Через семь лет село почти полностью выгорело - огонь уничтожил более 200 дворов. В 1807 году кимрские сапожники начали поставлять обувь армии по большим заказам. Александр I в знак признательности подарил селу батарею пушек, которые были установлены около волостного правления. Из этих орудий стреляли в праздничные дни. В 1859 году в селе вновь произошел крупный пожар, в результате которого была уничтожена почти вся деревянная застройка. Через два года Кимры были восстановлены благодаря дотациям правительства и страховым выплатам. К концу XIX века в Кимрах проживало около 6000 жителей, а кимряки ежегодно производили до 2,5 миллионов пар обуви. Несмотря на интенсивный рост и размеры, Кимры продолжали оставаться селом. По мнению некоторых исследователей, это было связано с тем, что жители Кимр, желая сэкономить и не платить налоги, установленные для городов, не способствовали обретению селом юридического статуса города. В 1902 году Москву и Кимры связала железная дорога. Станция расположилась на правом берегу Волги возле деревни Савёлово, именем которой и была названа, что позже нашло отражение в названии одного из московских вокзалов - Савёловского. К 1916 году в селе проживало около 20 тысяч человек, работало 2 банка, казначейство, 4 училища, 7 школ. Функционировали пожарное депо, электростанция, водопровод, библиотека, ночлежные дома и почтамт. В июне 1917 года постановлением Временного правительства село Кимры было преобразовано в город Кимры. 17 октября 1917 года в городе была установлена советская власть.

Военные действия Гражданской войны не затронули территорию Кимр, однако местные жители в полной мере испытали на себе нехватку продовольствия и последствия повышения налогов. В 1930-х годах в СССР начала усиливаться антирелигиозная кампания, в Кимрах было уничтожено четыре храма, здания еще двух церквей переоборудовали под светские нужды. В начале Великой Отечественной войны Кимры, располагавшиеся менее чем в сотне километров от линии фронта, неоднократно подвергались авиационным бомбардировкам и обстрелам. Впервые немецкая авиация совершила налет на город осенью 1941 года. 17 октября немецкий самолет сбросил на центр города около семи бомб. Вторая бомбардировка прошла 29 декабря, жители окрестили ее "новогодним гостинцем фюрера": на Кимры было сброшено около 11 бомб. Последняя известная атака произошла 15 марта 1942 года, когда немецкий самолет сбросил на город одну бомбу. После войны в городе началось активное развитие промышленности, однако после Перестройки Кимры пришли в упадок - резко сократилось промышленное производство, снизился средний уровень жизни населения, выросла безработица. В настоящее время Кимры - это административный центр Кимрского района Тверской области с населением в 44743 человека.

02. Поскольку в город я въехал со стороны Савёлово, то и первой достопримечательностью у меня на пути оказался установленный у моста через Волгу самолет-памятник Ту-124К. Свой первый полет данный борт совершил в 1965 году и тогда же он был передан ВВС ГДР. В 1975 году его вернули в СССР, а затем передали в ЛИИ им. Громова. Через 8 лет он был списан, а в 1984 году самолет подарили Кимрам, ведь в 1888 году неподалеку от города, в усадьбе Пустомазово, родился авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. Что интересно, самолет прибыл в Кимры своим ходом, совершив посадку на аэродроме Борки. Первоначально он был установлен на окраине города, в сквере на Коммунистической улице, где его медленно, но верно уничтожали вандалы и сборщики металла. В 2018 году к юбилею Туполева самолет был капитально отремонтирован и перемещен на новое место - пересечение улиц Ленина и 50 лет ВЛКСМ.
СССР-64452 / Туполев Ту-124К / СССР - МАП.


03. Кимрский мост, открытый в 1978 году - первый мост через Волгу в городе.


04. В 2018 году на одной из опор моста появилось граффити "Ангел в городе" работы художницы Катерины Котляровой и ее учениц Терезы Маковской и Ксении Коньковой.


05. С моста хорошо виден храм Вознесения Господня, построенный в 1813-1829 годах в честь окончания Отечественной войны 1812 года.


06. Год первого упоминания Кимр.


07. В городе сохранилась историческая застройка, хоть и в довольно непрезентабельном виде.


08. Хотя есть исключения.


09. Удивительно, но Кимры - это заповедник архитектуры в стиле модерн.


10.


11.


12.


13.


14. Кимры также славятся своим деревянным модерном.


15.


16. Гостиный двор, построенный в 1913-1914 годах, мог бы быть одной из визитных карточек города, но что-то пошло не так. В 1990-х здание переходило из рук в руки и в итоге оказалось никому не нужным.


Так Гостиный двор выглядел в конце 1960-х - начале 1970-х.


17. Рядом стоит Кимрский театр драмы и комедии. Когда-то на этом месте находился Покровский собор - главный городской храм, уничтоженный в 1936 году. На месте храма был построен дом клуба промкооперации, который в 1957 году передали театру.


Но пора отправляться в Дубну. Это было мое четвертое посещение города, хотя писал о нем здесь я лишь единожды.

18. В Дубну я приехал ради авиационных памятников. Неподалеку от Дубненского машиностроительного завода им. Н. П. Федорова, освоившего производство деталей планера МиГ-25, установлен МиГ-25РБС - самолет оперативной разведки и бомбардировщик.
001 синий / Микоян-Гуревич МиГ-25РБС / РСК "МиГ".


19. На территории Музея истории крылатых ракет стоит тактический фронтовой бомбардировщик Су-24М. Ранее он был приписан к Мончегорскому авиаполку, базирующемуся в Мурманской области. В ноябре 2016 года в разобранном виде самолет был доставлен в Дубну.
06 синий / Сухой Су-24М / Россия - ВКС.


20. Пожалуй, самый известный авиапамятник города - это штурмовик Ил-2. В 1943 году данный борт упал в лес примерно в 5 километрах от современной Дубны, где более полувека пролежал в болоте, пока в 2004 году его не обнаружили поисковики. Самолет был восстановлен и торжественно открыт в качестве памятника 8 мая 2008 года в сквере напротив гостиницы "Дубна".
17 желтый / Ильюшин Ил-2 / СССР - ВВС.


21.


22. Закончу данный пост памятником учебному самолету L-29, установленному на территории центра космической связи "Дубна". Ранее он, предположительно, базировался на аэродроме Борки.
20 красный / Aero L-29 Delfin / Россия - ДОСААФ.


Ну а пока все, не переключайтесь!

Если вам интересны мои заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.




фото, Кимры, Дубна, Россия, споттинг, путешествия, Тверская область, Московская область

Previous post Next post
Up