3000 км за рулем. Нарва

Oct 28, 2018 21:28

На следующий день после прогулки по Тарту мы отправились в Санкт-Петербург через Нарву.

01.



Город Нарва (Narva) находится на левом берегу реки Нарва на границе с Россией, напротив Ивангорода (Ленинградская область), в 152 километрах к юго-западу от Санкт-Петербурга и 210 километрах к востоку от Таллина. Впервые город упоминается в датской поземельной книге под 1240 годом как поселение Нарвия. В древнерусских же источниках поселение упоминается под 1256 годом.

"В год 6764 [от сотворения мира] пришли свеи, и емь, и сумь, и Дидман со своей волостью, и множество рати и начали строить город на Нарове".
Новгородская первая летопись.

В той же самой летописи под 1344, 1420 и 1444 годами, а также в грамоте новгородских наместников ганзейским послам 1417 года, это поселение упоминается под названием Ругодив. В первой половине XIV века Нарва получила городские права. С 1223 по 1346 год город принадлежал Дании, а затем до 1558 года - Ливонскому ордену. В это же время был построен замок Германа, что указывало на стратегическую важность города.

11 мая 1558 года, во время Ливонской войны, Нарва была взята русскими войсками. Царь Иван Грозный планировал сделать город крупным торговым и военным портом Руси на Балтийском море. За 23 года русского правления в него переселилось немало русских купцов и ремесленников, а торговля с городами Северной Германии, Голландии, Франции и Англии стала очень прибыльной и быстро развивалась. В августе 1579 года шведы предприняли первую попытку завладеть Нарвой, но отступили, потеряв 4000 человек. Во время осады 1581 года город все же был взят, после чего в нем было вырезано около 7000 русских горожан. В 1595 году между Россией и Швецией был заключен Тявзинский мирный договор, согласно которому Россия навсегда отказывалась от притязаний на Нарву и Ревель (нынешний Таллин), но получала все земли восточнее реки Наровы.

C попытки отвоевать Нарву Петр I начал Северную войну. Русская армия осадила город, но 19 ноября 1700 года была разбита шведскими войсками. Лишь 9 августа 1704 года русские войска взяли город. В результате войны Эстляндия и Лифляндия отошли к России, что было закреплено Ништадским мирным договором 1721 года. В 1719 году была образована Ревельская губерния, однако же Нарва осталась в Петербургской губернии. После основания крепостей Кронштадт и Свеаборг (Суоменлинна) город потерял свое стратегическое значение. К середине XIX века Нарва стала крупным центром текстильной промышленности благодаря основанию суконной и льнопрядильной фабрик, а также возникновению Кренгольмской мануфактуры.

Существенные перемены в судьбе города произошли в результате революционных событий 1917 года. 30 марта 1917 года Временное правительство России приняло постановление "О временном устройстве административного управления и местного самоуправления Эстляндской губернии", согласно которому Эстляндской губернии передавалась эстонская (по этническому составу) часть Лифляндской губернии: Тартуский, Вырусский, Вильяндский, Пярнусский и Сааресский уезды. 2 июля Нарвский общественный комитет инициировал движение за присоединение к Эстляндии. После свержения Временного правительства Нарвская городская управа продолжила переговоры уже с правительством Советской России и 14 ноября 1917 года направила в Петроград прошение о выделении Нарвы из состава Ямбургского уезда и передаче ее в Эстляндскую губернию. 16 ноября просьба была удовлетворена. 6 февраля 1918 года в Ревеле членами Совета старейшин Земского Совета Эстляндской губернии, находящимися в подполье с ноября 1917 года, был создан исполнительный орган - Комитет Спасения Эстонии. 21 февраля 1918 года новая власть публично огласила в Пярну "Манифест народам Эстляндии", в котором город Нарва с окрестностями в одностороннем порядке был присоединен к провозгласившей независимость Эстонской Республике.

С 4 марта по 28 ноября 1918 года город был оккупирован германскими войсками. 19 ноября 1918 года в Риге представители Германии подписали с Временным правительством Эстонской Республики договор о передаче последнему всей власти в стране. 27 ноября того же года Красная Армия захватила Нарву и начала наступление вглубь Эстонии. По мирному договору между Советской Россией и Эстонией 1920 года Нарва осталась в составе Эстонии. 17 августа 1941 года город был оккупирован войсками нацистской Германии. Нарва была освобождена в ходе Нарвской операции, проведенной 24-30 июля 1944 года.

25 июля 1991 года, во время распада СССР, горсоветы Нарвы, Кохтла-Ярве и Силламяэ выдвинули инициативу создания Принаровской ССР с планами дальнейшего ее вхождения в РСФСР или предполагавшегося федеративного Союза Суверенных Государств (ССГ). К 25 декабря, в связи с признанием СССР независимости Эстонии и демонтажом социалистической системы, предлагалось провозгласить независимую Принаровскую Республику с перспективой вхождения в конфедеративный ССГ. Однако ССГ не состоялся, Россия эту инициативу не поддержала, а власти Эстонии распустили и провели досрочные перевыборы этих горсоветов, обвинив их прежний состав в сепаратизме. 16 июля 1993 года городскими властями Нарвы и Силламяэ был проведен референдум о создании русской территориальной автономии и перспективой дальнейшего объявления независимости или воссоединения с Россией, что было поддержано большинством голосов. Но Россия вновь не оказала поддержки для реализации этих планов, а Эстония проигнорировала результаты референдума и дала разрешение только на культурную автономию.

В настоящее время Нарва - это третий по численности населения город Эстонии и крупнейший город уезда Ида-Вирумаа. По данным на 1 января 2018 года в Нарве проживает 56103 человека, 82,8% из которых - русские.

Официальное описание герба 1780 года гласит: «В голубом поле, вверху обнаженный меч, и около него по одному пушечному ядру, в середине две серебряные рыбы, под ними сабля и под одною ядро». Рыбы, присутствующие в символике города по меньшей мере с 1385 года, символизируют географическое положение Нарвы - у реки, обеспечивающей жителей водой, пищей и являющейся естественной преградой на пути врагов. Оружие выступает в качестве символов мощи и обороноспособности города.

02. На въезде в город делаем остановку у небольшого аэродрома Нарва (EENA). Располагает аэродром одной грунтовой полосой длиной 900 метров и, похоже, в зимнее время не действует, так как снега на нем в тот момент было по колено. Единственное, что преграждает путь на территорию - это шлагбаум на въезде, на машине не заехать, но пешком пройти можно - никаких заборов нет.


03. HA-4479 / IAR IS-29-D2 / Частное ВС.


04. ES-RWE / PZL 104 Wilga 35A / Частное ВС.


05. ES-ECM / Cessna 150J / Частное ВС.


06. Владелец данной Цессны в тот момент находился на аэродроме и любезно разрешил мне поснимать, за что ему спасибо :)
ES-ECI / Cessna 185 Skywagon / Частное ВС.


07. Въезжаем в город. Машину совершенно бесплатно можно оставить на парковке на главной городской площади - Петровской (Peetri plats). Нарва - это последний крупный город Эстонии, в котором не взимается плата за парковку. Розово-сиреневое здание на фото - это мэрия города (Narva Linnavalitsus).


08. Ну а мы идем к главной достопримечательности Нарвы - замку Германа (Hermanni linnus). Строительство замка датчанами началось в начале XIV века (1329 год - первое упоминание), а назван он так по прозвищу своей башни - Длинный Герман (Pikk Hermann), чей более известный тезка стоит в Таллине. Во время Великой Отечественной войны замок был сильно поврежден, его реставрация длилась с 1950 по 1986 год. Сейчас в замке находится Нарвский музей (Narva Muuseum), рассказывающий об истории города.


09. С бастионов у замка открывается отличный вид на Ивангородскую крепость, находящуюся уже в России. Заложена крепость была в 1492 году при Иване III, а свой внешний облик приобрела в 1558 году при Федоре I Иоанновиче.


10.


11. Зайдем в Нарвский музей и осмотрим экспозицию. На макетах наглядно показаны этапы строительства замка.


12.


13.


14.


15.


16. Рыцарские доспехи.


17. Небольшой аттракцион показывает, как при помощи блоков можно без особых усилий поднять довольно тяжелый груз.


18. Хм, форма таможенника?


19. Стенд, посвященный строительству Нарвской ГЭС. Вот только ГЭС сейчас находится на территории России.


20. Миниатюры на морскую тематику.


21.


22. Консервы с местным деликатесом - нарвской миногой.


23. Корабельные сигнальные флажки.


24. Ну и куда же без моделей кораблей. Когг - средневековое одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, оснащенное прямым парусом площадью 150-200 кв. м. Использовалось как основное торговое, а также военное судно союза ганзейских городов.


25. Торговое судно Amsterdam, спущенное на воду в 1748 году в одноименном городе. Затонуло в 1749 году во время шторма в проливе Ла-Манш.


26. Английское торговое судно XVII века.


27. Парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи Ингерманланд, спущенный на воду в 1715 году в Санкт-Петербурге. Принимал участие в Северной войне. Согласно указу Петра I, корабль должен был быть сохранен "для памяти", в связи с чем с 1725 года находился в Кронштадте и в море не выходил, а в 1727 году подвергся ремонту. Далее версии того, что случилось с кораблем, расходятся. Какие-то источники говорят, что к 1735 году из-за прогнившего корпуса судно заполнилось водой, находилось на мели в кронштадтской гавани и в 1736 году было разобрано. Согласно другой версии, корабль затонул в гавани в 1738 году, а разобрали его уже после 1739-го.


28. К сожалению, никаких табличек, поясняющих, что за корабли изображены на следующих трех фото, не было :(


29.


30.


31. На верхнем ярусе башни есть смотровая площадка, откуда очень удобно шпионить за своим восточным соседом :)


32. Открытый в 1960 году мост Дружбы (Sõpruse sild), по которому проходит граница между Россией и Эстонией.


33. Лютеранская Александровская церковь (Aleksandri suurkirik), построенная в 1881-1884 годах в память об императоре Александре II.


34. Собор Воскресения Христова (Issanda Ülestõusmise peakirik) постройки 1890-1896 годов - кафедральный храм Нарвской и Причудской епархии Эстонской православной церкви Московского патриархата.


35. Хорошо виден шпиль ратуши.


36. А вот и Ратушная площадь (Raekoja plats) с самой Нарвской ратушей (Narva raekoda), построенной в 1668-1671 годах. В время Великой Отечественной войны здание было разрушено, но в начале 1960-х годов его восстановили. Слева от ратуши находится открытый в 1999 году Нарвский колледж Тартуского университета (Tartu Ülikooli Narva Kolledž).


Ну а нам пора ехать дальше. Если вы хотите попасть из Эстонии в Россию на автомобиле, у вас есть два варианта: запись на определенное время через интернет или живая очередь. Нам достался второй вариант, поскольку проходить границу мы собирались в конце мартовских праздников, за три дня до этого в электронной очереди уже не осталось свободных мест. Опять же, просто так приехать на пропускной пункт нельзя. Для этого нужно сначала заехать на специальную стоянку на западной окраине города и записаться в живую очередь, заплатив что-то около 3 евро. Сотрудник стоянки сообщил, что перед нами в очереди около сотни машин и программа выдает какое-то заоблачное время ожидания, но по факту все проходит сильно быстрее. И правда, где-то через полтора-два часа на табло загорелся номер нашей машины и мы двинулись к границе. На дорогу от стоянки до КПП выделяется минут 15-20 (реально ехать там минут 5), не успел - записывайся заново. У эстонского КПП тоже очередь и табло с номерами. После прохождения эстонского контроля еще одна очередь, в этот раз на мосту - на российский КПП запускают группами по несколько машин. Ну а затем довольно быстрая проверка документов и авто, и мы на Родине :) Прохождение границы заняло у нас 3-3,5 часа. Небольшой перекус в Макдоналдсе в Кингисеппе, а затем часа два по прямой по трассе А-180 до Питера.

Три ночи в мини-отеле Рада (ул. Некрасова, 58)
★★★⋆⋆
Нормальный недорогой отель, до станций метро "Чернышевская" и "Площадь Восстания" минут 10 пешком. Из минусов - парковка просто во дворе жилого дома, мест практически нет.

Ну а пока все, не переключайтесь!










фото, 3000 км за рулем, eena, путешествия, споттинг, Эстония, Нарва

Previous post Next post
Up