Прогулки по Москве. Выставка трофейной техники на Поклонной горе (часть 1)

May 10, 2024 18:58

1 мая 2024 года в Парке Победы на Поклонной горе открылась выставка трофейной техники, захваченной ВС РФ в ходе проведения Специальной военной операции на Украине. Экспонаты привезены из парка Патриот и будут демонстрироваться до 1 июня. Я не мог упустить такую возможность и сходил посмотреть на все это своими глазами, тем более что посетить выставку можно абсолютно бесплатно.

01.



02. Более половины экспонатов - это машины, переданные Украине другими странами (в основном НАТО) в качестве военной помощи. Сегодня же мы рассмотрим технику исключительно украинского производства. Ниже также приведены взятые из открытых источников фотографии конкретно этих экземпляров техники, сделанные в зоне боевых действий.


03. Т-64 - семейство советских средних и основных танков, разработанных на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. В. А. Малышева в первой половине 1960-х годов. Машины данного семейства серийно производились в 1963-1987 годах, всего было выпущено около 13 тысяч экземпляров. Если говорить об именно об основном танке, то это Т-64А, созданный на основе так и не прошедшего государственные испытания Т-64 (Объект 432), но выпущенного количеством более тысячи единиц. Экипаж машины состоит из трех человек: механик-водитель, наводчик-оператор и командир, также выполняющий функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания. Танк оборудован двигателем 5ТДФ мощностью 700 л. с. Вооружение Т-64А составляют 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (позднее Д-81ТМ) а также спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм пулемет НСВ "Утёс". Помимо России, данные танки стоят на вооружении Украины, Узбекистана, Демократической Республики Конго и Приднестровья. В экспозиции представлен Т-64БВ обр. 2017 года. Постарайтесь не запутаться: это украинская модификация появившегося в 1985 году Т-64БВ, который в свою очередь был модификацией Т-64Б - модернизации Т-64А. Не вдаваясь в подробности, "БВ" отличается от "Б" наличием навесной динамической защиты "Контакт-1". Т-64БВ обр. 2017 года - это глубокая модернизация оригинального Т-64БВ. У танка были переработаны система управления огнем, система связи и прочее электронное оборудование, а сам он получил полноценный тепловизор, новую радиостанцию, систему мониторинга за геолокацией и новую бортовую систему наблюдения и наведения. Ну и сама динамическая защита здесь не "Контакт-1", а "Нож", разработанный в конце 1990-х годов. Экземпляр на Поклонной горе был захвачен в 2022 году при освобождении города Северодонецк Луганской Народной Республики.


Т-64БВ обр. 2017 года где-то в ЛНР. Фото из интернета.


04. Т-72 "Урал" - советский основной танк, разработанный на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле в 1967-1973 годах. Всего было выпущено около 30 тысяч машин. Танк создавался с оглядкой на Т-64А, который понравился военным, но чьи высокая стоимость, низкая надежность и сложности в производстве мешали перевооружению армии. Экипаж Т-72 - все те же механик-водитель, наводчик-оператор и командир. Вооружение аналогично вооружению Т-64А - пушка Д-81ТМ, а также пулеметы ПКТ и НСВ "Утёс". А вот в качестве силовой установки в нем используются двигатель В-46 и его модификации мощностью от 780 до 840 л. с. Данная машина эксплуатируется в более чем 40 странах мира, в том числе в России и Украине. В экспозиции выставки представлен Т-72АГ - созданный в 1997 году в единственном экземпляре экспортный вариант танка. Машина была спроектирована на Харьковском заводе транспортного машиностроения и построена на Киевском бронетанковом заводе с использованием основных узлов и агрегатов танков Т-80УД и Т-84. Модернизация до данной модели предусматривает установку более мощного двигателя и новых приборов прицеливания и наблюдения, а также повышение уровня защиты. С середины 2014 года Украина приостановила экспорт по всем типам вооружения и военной техники, в которых нуждаются ВСУ, а Т-72АГ так и остался лишь демонстратором технологий. Машина захвачена в феврале 2022 года во время боев за поселок Гостомель Киевской области.


Т-72АГ уезжает из Гостомеля на "большую землю" для изучения. Фото из интернета.


05. БТР-3 - украинский бронетранспортер, разработанный на Харьковском заводе транспортного машиностроения в 2000-2002 годах. Производится машина на Киевском бронетанковом заводе, на сегодняшний день выпущено более 400 штук. Проектирование бронетранспортера началось по техническому заданию компании "Adcom Systems" из ОАЭ для участия в конкурсе на поставку БТР для морской пехоты этой страны. Первый БТР-3 был сделан на базе БТР-94 - модернизации БТР-80, разработанной по заказу Иордании. Экипаж бронетранспортера состоит из механика-водителя и оператора боевого модуля, а сам он может перевозить до восьми мотострелков. Последняя модификация БТР-3 оборудована двигателем MTU 6R106TD21 рабочим объемом 7,2 л и мощностью 325 л.с. Вооружение машины состоит из 30-мм автоматической пушки ЗТМ-1, 7,62-мм пулемета ПКТ, противотанкового ракетного комплекса "Бар'єр" и 30-мм гранатомета КБА-117. БТР-3, кроме Украины, эксплуатируется такими странами как Азербайджан, Казахстан, Мьянма, Нигерия, ОАЭ, Судан, Таиланд и Чад. Перед нами БТР-3Е - модификация с двигателем УТД-20 или Deutz BF6M1015, оборудованная боевым модулем БМ-3М "Штурм-М" (модернизированный вариант базового модуля). Данный бронетранспортер был затрофеен в марте 2022 года в Запорожской области.


06. Еще одна модификация БТР-3 - это БТР-3ДА с увеличенной до 104 км/ч максимальной скоростью и улучшенной защитой. Эта машина также была захвачена ВС РФ в марте 2022 года в Запорожской области.


07. БТР-4 "Буцефал" - украинский бронетранспортер, разработанный в инициативном порядке на Харьковском заводе транспортного машиностроения в 2002-2008 годах. Серийно собирается там же, на данный момент построено более 240 экземпляров. До конца 2014 года в производстве машины использовалось 45% украинских деталей, 45% российских деталей и 10% импортных деталей из прочих государств, но уже к концу 2017 года доля украинских комплектующих выросла до 88%. Экипаж БТР-4 состоит из механика-водителя и оператора боевого модуля, а вот десантное отделение в отличие от БТР-3 вмещает в себя 7-9 человек. Машина оборудована двигателем ЗТД-3 рабочим объемом 8,2 л и мощностью 500 л.с. Вооружение аналогично БТР-3, однако все зависит от боевого модуля. Бронетранспортер находится на вооружении Украины, Ирака, Нигерии и Индонезии. Перед нами как раз версия для Ирака - БТР-4Е с установленным боевым модулем БМ-7 "Парус". Машина захвачена в марте 2022 года в Харьковской области.


Брошенный БТР-4Е с пробитыми шинами где-то в Харьковской области. Фото из интернета.


08. Козак-2 - украинский бронеавтомобиль, разработанный киевским НПО "Практика" в 2014 году. Всего выпущено около 250 машин, при средней стоимости одного экземпляра в 9,4 миллиона гривен по состоянию на 2019 год. В том же 2019 году в украинских СМИ появилось мнение, что такая цена является завышенной, на что НПО "Практика" ответила, что автомобиль на 80% состоит из комплектующих иностранного производства, стоимость которых определяется курсом доллара США. Козак-2 построен на шасси Iveco Eurocargo 150 E28 и оборудован двигателем рабочим объемом 5,9 л и мощностью 279 л. с. производства все той же "Iveco". Автомобиль выдерживает выстрел бронебойно-зажигательных пуль патрона 7,62 мм на дистанции 30 м, подрыв 155-мм осколочно-фугасного снаряда на дистанции 80 м, а также подрыв противотанковой фугасной мины при мощности взрыва до 6 кг в тротиловом эквиваленте. На выставке находится серийная модель Козак-2М.1, захваченная во время освобождения города Мариуполь Донецкой Народной Республики в 2022 году.


09. Варта - украинский бронеавтомобиль с усиленной противоминной защитой, разработанный компанией "Українська бронетехніка" в 2015 году. Всего построено более 200 экземпляров, 80 из которых по состоянию на 2023 год находятся на балансе Вооруженных сил Украины. В 2016 году стоимость одной единицы оценивалась в 5,5-7,5 миллионов гривен. Машина построена на шасси МАЗ-5434 и в последней модификации оборудована двигателем мощностью 380 л. с. производства компании "Weichai". Бронирование Варты обеспечивает защиту от бронебойных пуль калибра 7,62 мм, а V-образное днище - от взрыва мощностью до 6 кг в тротиловом эквиваленте. Все стекла в автомобиле пуленепробиваемые, а сам он оснащен амбразурами для ведения стрелкового огня. Имеется возможность установки на крышу боевого модуля массой до 550 кг (например, с 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ). Машина досталась ВС РФ в качестве трофея также во время освобождения Мариуполя в марте 2022 года.


10. Вартовские шильдики вообще-то черные, видимо наши закрасили, когда приводили машину в порядок.


11. Азовець - украинская боевая машина поддержки танков. Выпущена в единственном экземпляре в 2015 году киевским заводом "АТЕК", который годом ранее был рейдерски захвачен полком "Азов"* Национальной гвардии Украины и сотрудниками полиции Киевской области. Проектирование и строительство машины началось в инициативном порядке в апреле 2015 года инженерной группой "Азова"* и военнослужащими Вооруженных сил Украины, принимавшими участие в так называемой АТО на востоке страны. Финансирование проекта осуществлялось с использованием внебюджетных средств, пожертвований и спонсорской помощи. Шасси для БМПТ послужил бульдозер, изготовленный на основе демилитаризованного танка Т-64. В начале 2016 года Азовець ушел на государственные испытания и премерно в это же время оказался в центре скандала, связанного с распилом денег. Выяснилось, что при заявленной стоимости в 5 миллионов долларов США машина собрана из устаревших, а то и вовсе уже бывших в эксплуатации узлов и деталей. Более того, у БМПТ отсутствуют триплексы, а визуальное наблюдение за обстановкой ведется с помощью камер от домофона. В октябре 2016 года Азовець был вывезен с территории завода в неизвестном направлении (вероятно его спрятали на одной из тренировочных баз полка). БМПТ была оборудована двумя боевыми модулями, на каждом из которых находились спаренная авиационная пушка ГШ-23 и установка отстрела 81-мм дымовых гранат АЕК-902 "Туча". Машину обнаружили только в начале апреля 2024 года на освобожденной части Донецкой Народной Республики по наводке местных жителей - она оказалась закопанной в землю в полностью разукомплектованном состоянии.
* Запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация.


Азовець где-то в ДНР. Фото из интернета.


12. Тритон - украинский бронеавтомобиль с усиленной противоминной защитой, разработанный киевским заводом "Ленінська кузня" в 2015 году. Машиной заинтересовалась лишь погранслужба Украины, которая сделала заказ на 62 экземпляра, однако уже после постройки четвертого автомобиля разгорелся скандал. Осенью 2017 года Национальное антикоррупционное бюро Украины выступило с заявлением, что стоимость Тритона в почти 15 миллионов гривен является завышенной. Также выяснилось, что контракт на приобретение новых машин был заключен до окончания испытаний и постановки их на вооружение. Производство данного автомобиля было свернуто. Тритон построен на шасси БТР-70 и двигателем Volvo TAD620VE рабочим объемом 5,7 л и мощностью 211 л. с. Бронирование автомобиля аналогично бронированию Козака-2 и Варты. Имеется возможность установки на крышу боевого блока с 12,7-мм пулеметом НСВ "Утёс" и 40-мм гранатометом УАГ-40. В экспозиции находится неплавающий вариант Тритон-01 без гребных винтов, затрофеенный ВС РФ в 2022 во время освобождения Мариуполя.


Тритон-01 где-то в ДНР. Фото из интернета.


13. Богдан-2251 - украинский санитарный автомобиль, разработанный корпорацией "Богдан" в 2016 году на основе китайского пикапа Great Wall Wingle 5. Министерство обороны Украины заявило, что данные машины придут на смену устаревшим УАЗовским "буханкам", а до конца 2017 года в ВСУ поступит 130 автомобилей. В реальности же из первых 100 машин было принято только 50, которые отправились в зону боевых действий на Донбассе. Уже на фронте половина из них сломалась из-за низкого качества топлива и неквалифицированного обслуживания топливной системы. Также была отмечена излишняя раскачка во время движения, что могло угрожать здоровью и жизни перевозимых раненых. К 2018 году был составлен список из 50 улучшений Богдана-2251, только 20 пунктов из которого внесли в техническую документацию - по остальным замечаниям были выданы рекомендации эксплуатационного характера. Цену в 30 тысяч долларов США Национальное антикоррупционное бюро Украины посчитало чрезмерной и провело проверку закупок за 2015-2019 годы. В апреле 2021 года в корпорации "Богдан" прошли обыски, а сама она обанкротилась спустя три месяца. Как и упомянутый выше Т-64БВ, эта машина была захвачена в ходе освобождения Северодонецка.


На сегодня все. Не переключайтесь!

Если вам интересны мои заметки о России в целом и о Москве в частности, переходите по ссылкам ниже.



Россия, фото, Москва

Previous post Next post
Up