Центральный музей ВВС РФ: часть 9

Dec 07, 2023 15:54

Ну вот мы и добрались до заключительного поста об авиационном музее в подмосковном Монино. В нем я расскажу об экспонатах, которые по разным причинам не попали в предыдущие посты.

01. North American B-25 Mitchell - американский бомбардировщик, разработанный компанией "North American Aviation" в 1939-1940 годах. Военно-воздушное ведомство США поставило перед производителем задачу спроектировать средний бомбардировщик, способный нести 1100 кг полезной нагрузки на расстояние свыше 1900 км с крейсерской скоростью 300 км/ч. "North American" взяли за основу свой экспериментальный бомбардировщик NA-40 и на его основе сделали прототип NA-62, который совершил свой первый полет 19 августа 1940 года. Уже в сентябре самолет был пущен в серию под обозначением B-25 (название "Mitchell" он получил в честь "отца" ВВС США генерал-майора Уильяма Митчелла). Бомбардировщик собирался на заводах в калифорнийском Инглвуде и в Канзас-Сити, всего было выпущено 9817 машин. B-25 эксплуатировался как в США, так и в Австралии, Аргентине, Биафре (самопровозглашенное частично признанное государство в Западной Африке, существовавшее в 1967-1970 годах), Боливии, Бразилии, Великобритании, Внесуэле, Доминиканской Республике, Индонезии, Испании, Канаде, Китае (один трофейный самолет ВВС Национальной армии Китая), Колумбии, Кубе, Мексике, Недерландах, Перу, Польше, СССР (866 машин поставлено по ленд-лизу), Тайване, Уругвае, Франции и Чили. Музейный экспонат был выпущен в октябре 1943 года, а в марте 1944 года на аэродроме Лэдд Филд в городе Фэрбанкс на Аляске его передали советским летчикам. Самолет базировался на аэродроме Болбасово в 10 км от Орши в Витебской области БССР. 30 ноября 1944 года бомбардировщик попал в инцидент, в результате которого все 7 человек, находившиеся на борту, погибли. Что именно произошло, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятными причинами аварии считаются отказ техники или ошибка экипажа, ведь самолет был приписан к учебному отделению и не воевал. В первой половине 1990-х годов в Новосибирске началось восстановление B-25 из сохранившихся частей нескольких таких машин. В 1996 году бомбардировщик был передан музею.
50 желтый / North American B-25D Mitchell / СССР - ВВС.



02. М-17 "Стратосфера" - советский высотный перехватчик, разработанный в ОКБ Мясищева в 1970-1980-х годах. Самолет создавался для перехвата разведовательных автоматических дрейфующих аэростатов (АДА), которые США активно запускали над территорией СССР с середины 1950-х годов. В 1978 году на авиационном заводе в Кумертау был изготовлен первый летный экземпляр М-17. 27 декабря того же года он был выведен на взлетную полосу летчиком-испытателем Киром Владимировичем Чернобровкиным. Выполнив предусмотренные испытаниями пробные рулежки, Чернобровкин самостоятельно, в нарушение правил и вопреки запрету командно-диспетчерского пункта решил выполнить еще одну рулежку, более скоростную, однако он не учел, что за самолетом по ВПП ехал служебный автобус, так как по плану испытания уже закончились. Увидев препятствие, пилот был вынужден совершить незапланированный взлет на неподготовленном самолете. Летчик не справился с пилотированием новой машины, и первый летный образец потерпел катастрофу. Чернобровкин, который не был зафиксирован привязными ремнями, ударился виском о переплет фонаря и погиб. Второй летный образец был собран в Смоленске и 26 мая 1982 года успешно совершил свой первый полет. Завершить испытания перехватчика планировалось на третьем образце, оснащенном пушечной установкой, но свой последний аэростат над СССР американцы запустили в 1983 году, а вскоре появилось межгосударственное соглашение о запрете запуска АДА в чужое воздушное пространство. Надобность в таком перехватчике отпала, поэтому вооружение на третьем самолете было заменено на научное оборудование, и М-17 стал совершать полеты для отслеживания состояния атмосферы. В музее представлен третий летный образец, который попал в Монино в 1990 году.
СССР-17103 / Мясищев М-17 / КБ Мясищева.


03. Ла-250 "Анаконда" - советский экспериментальный истребитель-перехватчик, разработанный в ОКБ Лавочкина в 1954-1959 годах. Самолет проектировался по техзаданию, которое предусматривало создание дальнего всепогодного одноместного перехватчика с чисто ракетным вооружением, что было чрезвычайно сложной задачей в то время. Свой первый полет машина совершила 16 июля 1956 года. Сразу после взлета возникли крен и раскачивание, которые летчик-испытатель не смог парировать, из-за чего произошла авария. Учтя ошибки проектирования, был создан второй прототип, который совершил много успешных полетов, но возникли проблемы с пневматикой колес и надежностью силовой установки. Третий прототип отличался измененной носовой частью фюзеляжа, наклоненной вниз на 6° для лучшего обзора. Второй и третий экземпляры разбились при посадке в 1957 и 1958 годах, а сама тема была закрыта в 1959 году. В экспозиции находится четвертый экземпляр истребителя, который так и не поднялся в небо. Он был собран в 1958 году и успел совершить две рулежки. Позже его передали в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, откуда в 1964 году он попал в музей.
04 красный / Лавочкин Ла-250А / КБ Лавочкина.


04. Я уже писал об одном Ту-22М в экспозиции музея. Здесь также находится пятый летный прототип глубокой модернизации самолета под индексом Ту-22М3. Собран он был в 1976 году, а попал в музей в 2012-м из расформированной Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского.
33 красный / Туполев Ту-22М3 / КБ Туполева.


05. Ту-141 "Стриж" - советский многоразовый разведывательный беспилотный летательный аппарат, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах. БПЛА предназначался для ведения разведки на глубину в несколько сотен километров от линии фронта на околозвуковых скоростях. Первый полет беспилотника состоялся в декабре 1974 года. Собиралась машина на Харьковском авиационном заводе, всего было выпущено 152 экземпляра. На сегодняшний день некоторое количество этих БПЛА стоит на вооружении Украины, при том переоборудованные в ударный вариант. Ну а музейный экспонат был выпущен в 1983 году и спустя семь лет попал в Монино из строевой части.
05 красный / Туполев Ту-141 / СССР - ВВС.


06. Пусковая установка "Стрижа".


Ну а не этом все. Не переключайтесь!

Если вам интересны мои посты о споттинге, а также заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.




Россия, Монино, фото, путешествия, споттинг

Previous post Next post
Up