Это была уже моя пятая по счету поездка в Санкт-Петербург, а Эрмитаж так и оставался пробелом, который нужно было заполнить. Вот мы и отправились в музей: я - знакомиться с прекрасным, моя будущая супруга - освежать школьные воспоминания :)
01.
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 30-38
Сайт:
hermitagemuseum.orgТелефон: +7 (812) 710-90-79
Режим работы:
· вторник-воскресенье, выходные дни - понедельник, 1 января, 9 мая;
· 11:00-18:00 - среда, четверг, воскресенье;
· 11:00-20:00 - вторник, пятница, суббота.
Стоимость посещения:
· 500 рублей - взрослый;
· 300 рублей - дети от 14 до 18 лет, многодетные семьи, студенты, аспиранты, адъюнкты, интерны, врачи-ординаторы учебных заведений РФ, пенсионеры, а также держатели "Пушкинской карты";
· бесплатно для льготных категорий лиц (указаны на сайте), а также в каждый четверг для пенсионеров и третий четверг месяца для всех остальных.
Картинная галерея Императорского Эрмитажа появилась в 1764 году как частное собрание Екатерины II, которой из Берлина были переданы 317 картин из коллекции прусского коммерсанта Иоганна Эрнста Гоцковского в счет его долга, возникшего из-за неудачной попытки поставки зерна в русскую армию. Собрание представляло собой в основном полотна голландско-фламандской школы первой половины XVII века. В 1769 году для Эрмитажа приобретается коллекция скончавшегося графа Генриха фон Брюля, первого министра короля польского и курфюрста саксонского Августа III - 600 картин. Еще 400 полотен были куплены в 1772 году в Париже у наследников барона Пьера Кроза. Чуть позже собрание пополнилось коллекциями премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола и английского банкира Лайда Брауна. Первоначально галерея размещалась в здании Малого Эрмитажа, однако со временем места стало не хватать, поэтому в 1771-1787 годах по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена был построен Большой Эрмитаж. В посмертной описи имущества Екатерины II 1796 года перечисляются 3996 картин. В правление Александра I и Николая I для галереи закупаются не только коллекции, но и отдельные картины художников, чьи произведения отсутствовали в Эрмитаже.
До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию - посещать его могли только избранные. Даже Александр Сергеевич Пушкин смог получить туда пропуск только по рекомендации Василия Андреевича Жуковского, служившего наставником цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Эрмитаж был открыт для публики в феврале 1852 года в специально построенном для этих целей здании Нового Эрмитажа. Тогда его коллекция насчитывала большое количество памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, а также памятников русской культуры VIII-XIX веков. К 1880 году посещаемость Эрмитажа достигла 50 тысяч человек в год.
После Революции музей претерпел существенные преобразования. Его экспозиция значительно расширилась за счет национализированных коллекций и собрания упраздненной Императорской Академии художеств. Однако, имели место и тяжелые потери. Так, Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в Москву и послужила основой для Алмазного фонда. Часть собрания живописи была передана в московский Музей изобразительных искусств. Непоправимый урон коллекции нанесли распродажи 1929-1934 годов, организованные ради получения средств для индустриализации страны - 48 шедевров навсегда покинули Россию. Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа была эвакуирована в Свердловск (ныне Екатеринбург) и хранилась в Ипатьевском доме. Подвалы Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он уже не функционировал, но в его стенах продолжала вестись научная работа. После окончания войны эвакуированные экспонаты вернулись в Ленинград, ни одно произведение искусства не было утеряно, и лишь некоторым потребовалась реставрация. В то же время в коллекции Эрмитажа оказалось трофейное искусство из музеев Берлина, которое было возвращено в ГДР в 1958 году. После развала Советского Союза Эрмитаж был одним из первых музеев, объявивших, что в его запасниках хранятся произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, которые с момента окончания войны считались утраченными. В 1990-х годах музей стал предпринимать усилия по заполнению пробелов в собрании искусств XX века - были приобретены работы многих авторов, прежде не представленных в России. В июле 2006 года обнаружилась пропажа 221 экспоната небольшого размера (ювелирные изделия, иконы, столовое серебро и т. д.). В хищении заподозрили одну из сотрудниц музея, которая незадолго до этого скончалась от сердечного приступа. Как показало следствие, в хищении принимали участие она и ее родственники. В 2006-2007 годах часть похищенных вещей удалось вернуть. Весной 2020 года на фоне карантина, вызванного пандемией COVID-19, Эрмитаж запустил онлайн-трансляции своих экскурсий, которые посмотрели 10 миллионов человек со всего мира.
02. Осмотр экспозиции мы начнем с Концертного зала Зимнего дворца.
03. В зале находится серебряная гробница новгородского князя Александра Невского, изготовленная в 1746-1751 годах на монетном дворе Санкт-Петербурга. В мае 2023 года министерство культуры РФ издало приказ о передаче раки из Эрмитажа в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии РПЦ. Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи Александра Невского на территории Александро-Невской лавры.
04. Малахитовый зал - парадная гостиная в северо-западной части Зимнего дворца, входившая в состав личных покоев Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Интерьер был создан по проекту архитектора Александоа Павловича Брюллова в 1838-1839 годах во время восстановления дворца после грандиозного пожара, произошедшего в декабре 1837 года. В Малахитовом зале происходило официальное представление дам императрице. Только после этой процедуры дамы могли получать приглашение на придворные балы.
05.
06. Гостиная Зимнего дворца, чья экспозиция дает представление об убранстве парадного дворцового интерьера в стиле ампир.
07. Переходим к Залу Росси, который своим названием обязан выставленной в нем мебели, созданной по рисункам русского архитектора итальянского происхождения Карла Ивановича Росси.
08. Во времена царствования Николая II в зале находилась гостиная, обставленная мебелью в стиле Людовика XV с посеребренными деревянными деталями, из-за чего ее называли Серебряной.
09. В угловой комнате находится Зал Гамбса, где выставлены образцы мебели работавшего в Санкт-Петербурге немецкого мастера Генриха Гамбса.
10. Мебель мастерской Гамбса отличалась отменным вкусом и качеством, поэтому неудивительно, что ее упоминают в своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин, Иван Сергеевич Тургенев и Иван Александрович Гончаров. Самое же известное упоминание гамбсовской мебеди в литературе - это гарнитур из романа "Двенадцать стульев" Ильи Аренольдовича Ильфа и Евгения Петровича Петрова.
11. Гостиная усадебного дома, чья обстановка показывает типичную гостиную дворянского дома XIX века - диванная в центре, кабинет и будуар по краям. Во времена Николая II здесь находилась опочивальня.
12. Будуар в стиле "второго" рококо показывает посетителям обстановку будуара 1840-1850-х годов. В зале ввставлена мебель из несохранившейся Розовой гостиной. В годы правления Николая II здесь располагался будар императрицы.
13. Готический кабинет с мебелью мастерской братьев Гамбс, сделанной в 1830-х годах для усадьбы Голицыных-Строгановых "Марьино". При Николае II этот зал, отделанный красным деревом, был частью личного кабинета императора.
14. Помпейская столовая - бывший кабинет Николая II в котором экспонируются предметы из столовой в "помпейском" стиле, основой которого являются мотивы древнеримского искусства.
15.
16. Будуар у нас уже был, поэтому вот вам гостиная в стиле "второго" рококо.
17. Интерьер курительной комнаты в восточном или, как его еще называют, мавританском стиле.
18. Библиотека Николая II - один из мемориальных интерьеров дворца, сохранившихся в первоначальном виде. В настоящее время здесь располагается русское отделение Научной библиотеки Государственного Эрмитажа.
19. Зал в стиле неоклассицизма. При Николае II здесь была биллиардная.
20. На стене висит портрет княгини Дарьи Михайловны Горчаковой, написанный в 1903 году русским художником-передвижником Николаем Петровичем Богдановым-Бельским.
21. Зал эпохи модерна, в котором в годы правления Николая II располагалась приемная.
22.
23. Зал в неорусском стиле, центральное место экспозиции которого занимает дубовый буфет, сделанный в 1901 году по замыслу русского живописца Сергея Васильевича Малютина.
24. Переходим к залам, посвященным русской культуре второй половины XVIII века. На стене одного из них висит шпалера "Гектор, укоряющий Париса", созданная в 1773 году на Императорской шпалерной мануфактуре.
25. Чайно-кофейный сервиз, выпущенный, предположительно, в 1768 году Императорским фарфоровым заводом. На сервизе красуется монограмма TD, то есть Томас Дисдейл - английский врач, вызванный Екатериной II из Лондона для введения в России прививок от натуральной оспы.
26. Подносное блюдо "Апофеоз Екатерины II", изображающее аллегорию на путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Создано, видимо, в 1883 году к 100-летию вхождения Крыма в состав Российской империи.
27. Мундирный костюм Екатерины II по форме Лейб-гвардии Конного полка, 1770-1780-е годы.
28. Кресло президента Военной коллегии, созданное около 1884 года и предназначавшееся, скорее всего, для светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического.
29. Оружие и аммуниция русской армии конца XVIII века.
30. Нынешний зал №171 некогда являлся личными апартаментами Александра II, в которых он 1 [13] марта 1881 года скончался от ран, полученных в результате покушения.
31. Тут же стоит бюст самомго императора Александру II (1818-1881).
32. Здесь же выставлены два шелковых и один бархатный детские парадные костюмы 1784 года, принадлежавшие великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.
33.
34. Декоративная скульптура "Ненецкая стоянка", сделанная из кости, дерева и кожи во второй половине XVIII века.
35. Кружка из мамонтовой кости с 58 медадьонами-портретами русских князей и царей, 1771-1775 годы.
36. Костяная ваза второй половины XVIII века.
37. Настольное украшение 1803 года и бюро 1750-1770-х годов.
38. Различные памятные медали второй половины XVIII века.
39. Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова, Вигилиус Эриксен, 1766 год.
40. Портрет императрицы Екатерины II верхом, Вигилиус Эриксен, 1762 год.
41. Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова, Вигилиус Эриксен, 1766 год.
42. Ну и закончу я этот пост Синей спальней императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.
Здесь мы сделаем паузу в осмотре, к которому скоро вернемся. Не переключайтесь!
Если вам интересны мои заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.