Центральный музей ВВС РФ: часть 8

Nov 11, 2023 17:18

И вновь у нас Центральный музей ВВС РФ в подмосковном Монино. Сегодня мы поговорим о самолетах, созданных в конструкторском бюро Сухого.

01. Су-7 - советский реактивный истребитель, разработанный в ОКБ Сухого в 1953-1954 годах. Новый самолет впервые в истории советского сверхзвукового авиастроения был оборудован регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным оперением. Первый полет машина совершила 7 сентября 1955 года, а в 1957 году пошла в серию. Самолет собирался на авиазаводе №126 в Комсомольске-на-Амуре, всего в 1957-1972 годах было выпущено 1848 Су-7 различных модификаций. Кроме СССР самолет стоял на вооружении в Алжире, Афганистане, Египте, Индии, Ираке, КНДР, Польше, Сирии и Чехословакии. Также свой личный Су-7 имел пятый президент Республики Гана Джерри Джон Ролингс, служивший в ВВС страны до своего прихода к власти. В музее представлены варианты машины в истребительно-бомбардировочном исполнении, произведено которых было раз в 10 больше, чем обычных истребителей. Один из таких самолетов - Су-7БКЛ, модификация с колесно-лыжным шасси для работы на грунтовых аэродромах. Наш экземпляр был выпущен в октябре 1965 года, в феврале 1966 года его передали в ВВС, а уже в апреле он совершил свой последний полет. После наземной аварии самолет находился в ремонте, по окончании которого он был признан пригодным к эксплуатации на земле в качестве учебного пособия. В 1975 году машину передали Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, а позже она оказалась в музее.
15 красный / Сухой Су-7БКЛ / СССР - ВВС.



02. Также в качестве экспоната здесь находится экспериментальный самолет на лыжном шасси Су-7Л (С-2.6). В 1963 году он был переоборудован из серийного Су-7БМ 1961 года выпуска. На нем был установлен бак со спирто-глицериновой смесью, которая насосом под большим давлением подводилась к титановым полозьям и через отверстия в них выходила наружу, обеспечивая уменьшение трения лыж о бетон. В 1981 году самолет передали музею.
17 красный / Сухой Су-7Л (С-2.6) / КБ Сухого.


03. Су-9 - советский всепогодный истребитель-перехватчик, разработанный одновременно с Су-7 в ОКБ Сухого. Один из первых в Советском Союзе самолетов с треугольным крылом впервые поднялся в воздух в мае 1956 года. Су-9 собирался с 1958 по 1962 год в Москве и Новосибирске, всего было выпущено около 1150 экземпляров. На экспорт самолет не поставлялся. Наш экспонат является истребителем-бомбардировщиком и носит обозначение Су-9Б. Он был выпущен и передан в ВВС в 1959 году. Налетав 30 часов 25 минут, в 1960 году самолет оказался в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, откуда спустя 9 лет перекочевал в музей.
68 красный / Сухой Су-9Б / СССР - ВВС.


04. Су-11 - советский всепогодный истребитель-перехватчик, разработанный в 1957 году в ОКБ Сухого. Данный самолет по сути являлся очередной модификацией Су-9, созданной под более мощную радиолокационную станцию РП-11 "Орёл". Машина совершила свой первый полет 25 декабря 1958 года. Серийно самолет собирался в Новосибирске, в 1958-1965 годах было выпущено всего 108 машин. Монинский экземпляр был выпущен в 1962 году, а в музей его передали в 1973 году.
14 красный / Сухой Су-11 / СССР - ВВС.


05. Су-15 - советский истребитель-перехватчик, разработанный в 1961 году в ОКБ Сухого. Данный самолет разрабатывался как модернизация комплекса перехвата на базе Су-11, так как по указанию Никиты Сергеевича Хрущёва запрещалось создание новых машин, а разрешалась только модернизация уже существующих. Опытный экземпляр совершил свой первый полет 30 мая 1962 года. Серийно Су-15 производился в Новосибирске с 1966 по 1981 год, всего было собрано около 1300 таких самолетов. Машина стояла на вооружении СССР, а после его распада - России и Украины, которые вывели их из состава воздушного флота в 1994 и 1996 годах соответственно. В музее представлен второй опытный экземпляр самолета, носящий обозначение Т-58Д-2 и впервые поднявшийся в воздух в мае 1963 года. В 1974 году его передали в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, откуда позже он переехал в музей.
11 красный / Сухой Т-58Д-2 / КБ Сухого.


06. Су-17 - советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов в ОКБ Сухого. Самолет являлся глубокой модернизацией Су-7, направленной на улучшение бортового радиоэлектронного оборудования и взлетно-посадочных характеристик. Су-17 получил крылья с изменяющейся стреловидностью, что сделало его первым советским самолетом данного типа. Свой первый полет прототип совершил 2 августа 1966 года. Собирался самолет в Комсомольске-на-Амуре в 1969-1990 годах, всего было произведено 2867 единиц. Су-17 поставлялся и заграницу под обозначаниями Су-20 и Су-22. В настоящее время некоторое количество самолетов все еще стоит на вооружении Анголы, Вьетнама, Ирака, Ливии (Ливийской национальной армии), Польши и Сирии. Найти информацию о времени выпуска данного экспоната мне не удалось, даже время поступления в музей весьма размыто - где-то между 1995 и 1999 годом.
24 синий / Сухой Су-17 / Россия - ВВС.


07. В Монино представлено целых четыре Су-17. Второй из них носит обозначение Су-17М3. Данная модификация была создана на основе учебно-тренировочного варианта Су-17УМ, но на месте кабины инструктора располагался отсек БРЭО и дополнительный топливный бак. Также самолет имел новое прицельно-пилотажное оборудование и две дполонительные точки подвески ракет типа "воздух-воздух". Этот экземпляр был выпущен в 1976 году и до 1979 года эксплуатировался в интересах самого КБ, а позже был передан в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. В музее он оказался в 1989 году.
93 красный / Сухой Су-17М3 / КБ Сухого.


08. Су-17УМ3 - учебно-тренировочный вариант, БРЭО которого унифицировано с Су-17М3. Данный экземпляр был собран в 1978 году и летал аж до 2007 года, когда и поступил в музей.
56 красный / Сухой Су-17УМ3 / Россия - ВВС.


09. Су-17М4 - финальная модификация самолета, в которой был изменен состав БРЭО, а воздухозаборник сделали нерегулируемым, что ограничило сверхзвуковую скорость до числа M=1,75. Про данный экземпляр тоже не очень много информации. Известно, что самолет был выпущен в 1981 году, а поступил в музей в 2012 году из расформированной Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина.
05 синий / Сухой Су-17М4 / Россия - ВВС.


10. Су-24 - советский и российский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в 1960-х годах в ОКБ Сухого. Первый натурный образец новой машины был собран на основе Су-15 и получил индекс Т-58М. В 1965 году из-за больших объемов РЛС "Орион" посадка экипажа сменилась с тандема на положение рядом. Первый такой самолет, получивший обозначение Т-6-1, впервые поднялся в воздух 2 июля 1967 года. В том же году начались работы по установке на новый бомбардировщик крыла изменяемой стреловидности. Уже в таком виде опытный самолет с шифром Т-6-2И совершил свой первый полет 17 января 1970 года. Серийно Су-24 производился в 1971-1993 годах в Новосибирске, всего было выпущено около 1400 машин. Также некоторое количество самолетов в 2007-2009 годах прошли модернизацию до версии Су-24М2. В настоящее время модернизированные Су-24 стоят на вооружении России, Алжира, Ирана, Сирии, Судана и Украины. Ну а на фото запечатлен тот самый первый прототип с еще пока треугольным крылом Т-6-1.
61 красный / Сухой Т-6-1 / КБ Сухого.


11. Рядом стоит уже полноценный серийный Су-24, выпущенный в 1974 году. В 1976 году он был передан в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, а в 1989 году попал в музей.
54 красный / Сухой Су-24 / СССР - ВВС.


12. Еще один самолет в экспозиции - это первый вариант модернизации машины Су-24М. Самолет был выпущен в 1982 году, а в музей его передали из Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина в 2012 году.
09 белый / Сухой Су-24М / Россия - ВВС.


13. Су-25 - советский и российский штурмовик, разработанный конце 1960-х - начале 1970-х годов в ОКБ Сухого. Работа над созданием самолета началась в середине 1960-х годов в инициативном порядке, когда стало очевидно, что принятое десятилетием ранее решение об упраздненении штурмовой авиации и передаче ее функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. Поддержка сухопутных войск истребителями оказалась непрактичной, ведь из-за слишком высоких скоростей пилоты просто не успевали обнаружить цель на земле, поэтому им часто приходилось заходить на второй круг атаки. 22 февраля 1975 года прототип нового штурмовика под шифром Т-8 впервые поднялся в небо. В СССР производство Су-25 было налажено на заводах в Улан-Удэ и Тбилиси, всего за период с 1978 по 2017 год было выпущено около 1320 экземпляров. В настоящее время серийного производства данного самолета нет, идет только модернизация уже выпущенных машин, однако в 2023 году президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко заявил, что его страна готова возобновить сборку новых Су-25. На сегодняшний день самолет стоит на вооружении таких стран, как Россия, Абхазия, Азербайджан, Ангола, Армения, Беларусь, Болгария, Грузия, Демократическая Республика Конго, Ирак, Казахстан, КНДР, Нигер, Перу, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Судан, Чад, Экваториальная Гвинея и Эфиопия. В музее же представлен одиннадцатый прототип штурмовика под индексом Т-8-11, собранный в 1982 году, а затем переоборудованный в экспортный вариант Су-25К. В музей самолет доставили в 1990 году.
66 красный / Сухой Т-8-11 / КБ Сухого.


14. Су-27 - советский и российский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный в ОКБ Сухого в 1970-х годах. Как я уже писал в прошлом посте, разработку нового фронтового истребителя развернули в конце 1960-х годов и разделили ее на две темы - создание тяжелого (ТПФИ) и легкого (ЛПФИ) самолетов. Из ТПФИ получился Су-27, а из ЛПФИ - МиГ-29. Первый прототип Су-27 под индексом Т-10-1 впервые оторвался от земли 20 мая 1977 года. Было собрано еще три прототипа, во время испытаний которых стали поступать данные об американском McDonnell Douglas F-15 Eagle. Выяснилось, что будущий Су-27 по ряду параметров не соответствует техническому заданию и значительно уступает заокеанскому конкуренту. Перед КБ встала дилемма - либо довести машину до серийного производства и сдать ее в существующем виде, либо радикально переработать весь самолет. Выбор пал на второй вариант. В кратчайшие сроки был создан прототип Т-10-7 или Т-10С, который совершил свой первый полет 20 апреля 1981 года. Серийно Су-27 производился в 1981-2010 годах в Комсомольске-на-Амуре, всего было выпущено 809 машин. Сегодня данный самолет стоит на вооружении России, Анголы, Беларуси, Вьетнама, Индонезии, Казахстана, Китая, Узбекистана, Украины, Эфиопии и Эритреи. Также три истребителя, закупленные у Беларуси и Украины, находятся в США в частной собственности. Ну а в музее представлен самый первый прототип самолета Т-10-1, собранный в 1977 году.
10 синий / Сухой Т-10-1 / КБ Сухого.


15. Также в музее присутствует экспериментальная модификация Су-27М с передним горизонтальным оперением, являвшаяся по сути глубокой модернизацией Су-27. Некоторое количество данных самолетов переоборудовалось из серийных машин, какие-то были собраны с нуля. Всего свет увидело 16 Су-27М, после чего программа была закрыта. На международный рынок самолет предлагался под наименованием Су-35, что позже породило некоторую путаницу с более поздним одноименным истребителем. Перед нами же первый прототип этой машины, созданный на базе серийного Су-27 в 1988 году - Т-10М-1, который после завершения испытаний в 1995 году был передан в музей.
701 синий / Сухой Т-10М-1 / КБ Сухого.


Ну а на сегодня все. Впереди остался еще один небольшой пост о Монино со сборной солянкой все, что не попало в предыдущие рассказы. Не переключайтесь!

Если вам интересны мои посты о споттинге, а также заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.




Россия, Монино, фото, путешествия, споттинг, Московская область

Previous post Next post
Up