Центральный музей ВВС РФ: часть 6

Mar 28, 2023 08:20

Очень небыстро продолжаю вас знакомить с экспозицией музея ВВС в подмосковном Монино :) Сегодня речь пойдет в основном о гражданских самолетах, среди которых не будет Ту-144, так как об этом экспонате я уже подробно писал.

01. Ли-2 - советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолет средней дальности, разработанный в 1938-1939 годах в КБ завода №84 в подмосковных Химках на основе американского Douglas DC-3. В США было закуплено 18 штук DC-3, а также несколько машинокомплектов для сборки самолета. При подготовке к лицензионному производству была проведена огромная работа по его адаптации к реалиям СССР: все размеры были переведены в метрическую систему, узлы планера заново пересчитали по отечественным нормам прочности, а также внедрили прогрессивный плазово-шаблонный метод, ранее в отечественном производстве не применявшийся. Государственные испытания собранного из машинокомплекта самолета, называвшегося тогда ПС-84 (пассажирский самолет завода №84), проходили осенью 1939 года, хотя еще до их окончания, было собрано 6 машин из отечественных комплектующих. ПС-84 заметно отличался от своего американского аналога. Так, у него было проще радио, навигационное и бытовое оборудование, планер стал тяжелее, а моторы - слабее. Помимо Химок серийный выпуск самолета пытались наладить на заводе №124 в Казани, но после выпуска 10 машин производство свернули. В 1941 году, в самый разгар наступления немецких войск на Москву, химкинский завод был эвакуирован в Ташкент, где ПС-84 переименовали в Ли-2 по фамилии главного инженера проекта Бориса Павловича Лисунова. После войны производство самолета также было налажено на заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре. Всего с 1939 по 1953 год было собрано 4937 машин. Данные самолеты также эксплуатировались в Болгарии, Чехословакии, Китае, Венгрии, Лаосе, Мадагаскаре, Монголии, КНДР, Вьетнаме, Польше, Румынии, Сирии и Югославии. В музее представлена транспортная версия Ли-2Т 1952 года выпуска, попавшая в музей в 1977 году.
СССР-93914 / Лисунов Ли-2Т / Аэрофлот.



02. Ту-114 "Россия" - советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ Туполева в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. Ту-114 впервые поднялся в воздух 15 ноября 1957 года. С момента своего создания и до конца 1960-х годов машина считалась самым большим пассажирским самолетом в мире. Ту-114 серийно собирался до 1964 года на заводе №18 в Куйбышеве (ныне Самара), всего было выпущено 33 экземпляра. Интересно, что самолет также эксплуатировался в авиакомпании "Japan Airlines", правда, в сотрудничестве с "Аэрофлотом". В музее представлена уникальная машина - именно она совершила первый полет в 1957 году. Данный самолет демонстрировался на выставке в Нью-Йорке в 1959 году, на нем же чуть позже в США с визитом прилетел и Никита Сергеевич Хрущёв. В музее этот Ту-114 оказался в конце 1970-х годов и в настоящее время является одним из трех сохранившихся самолетов данного типа в мире (оставшиеся два самолета находятся в музеях Ульяновска и Кривого Рога).
СССР-Л5611 / Туполев Ту-114 / КБ Туполева.


03. Ан-24 - советский турбовинтовой пассажирский самолет средней дальности, разработанный в ОКБ Антонова в 1958 году. Согласно поступившему от государства заданию, новая машина должна была обладать грузоподъемностью 4000 килограммов и совершать полеты на расстояние до 2600 километров с крейсерской скоростью 450 км/ч. Свой первый полет Ан-24 совершил 20 октября 1959 года. Серийное производство самолета началось в 1962 году на киевском заводе №473. Ан-24 был одним из самых востребованных самолетов в СССР и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на лайнер заключалась в его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт. Всего до 1979 года было собрано 1367 экземпляров, однако к этой цифре можно прибавить еще 103 машины, произведенные по лицензии в Китае под индексом Xian Y-7, сборка которых завершилась в 2000 году. Ан-24 до сих пор находится в строю и эксплуатируется не только в России, но и в Беларуси, Камбодже, КНДР, Республике Конго, Кубе, Мали, Монголии, Сирии, Узбекистане и Украине. Экспонат перед нами был выпущен в 1964 году и выполнял рейсы в интересах Львовского авиаотряда. Самолет был списан в апреле 1979 года по отработке назначенного ресурса и через месяц совершил свой последний полет в Монино.
СССР-46746 / Антонов Ан-24 / Аэрофлот.


04. Як-40 - советский турбореактивный ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ Яковлева в 1964 году. Первый полет машина совершила 21 октября 1966 года, тогда же было налажено ее серийное производство на заводе №292 в Саратове. Первые рейсы Як-40 совершал из ныне не существующего подмосковного аэропорта Быково, за что удостоился чести быть изображенным на гербе одноименного поселка. В 1972 году самолет получил сертификат летной годности в ФРГ и Италии, что сделало лайнер первым отечественным самолетом, получившим возможность эксплуатироваться авиакомпаниями капиталистических стран. Производство было завершено в 1981 году, всего было собрано 1012 экземпляров. В настоящее время некоторое количество Як-40 продолжает эксплуатироваться в России, а также находится или находилось в строю в Азербайджане, Анголе, Афганистане, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Гондурасе, Грузии, Замбии, Италии, Камбодже, Кубе, Лаосе, Мадагаскаре, Польше, Сирии, Сербии, Чехии, Украине, ФРГ, Экваториальной Гвинее, Эфиопии и Югославии. Музейный экземпляр был собран в 1971 году и эксплуатировался для нужд самого КБ. В 1975 году самолет экспонировался на французском авиасалоне в Ле-Бурже, а в 1977 году совершил презентационный тур по Канаде. Позже данная машина была переоборудована в прототип Як-40К, предназначенный для грузовых перевозок, а в 1980 году ее передали в музей.
CCCP-87490 / Яковлев Як-40К / КБ Яковлева.


05. Як-42 - советский и российский турбореактивный среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ Яковлева в первой половине 1970-х годов для замены технически устаревшего Ту-134. Свой первый полет Як-42 совершил 7 марта 1975 года. В 1974-1978 годах было собрано четыре прототипа нового самолета: стреловидность крыла первого из них составляла 11° (у остальных было 23°), а четвертый имел имел парашют для испытаний по выходу из штопора. Серийное производство лайнера началось в 1978 году на все том же саратовском заводе №292, а завершилось только в 2003 году - всего было собрано 187 экземпляров. 28 июня 1982 года в Гомельской области произошла крупнейшая в истории эксплуатации Як-42 катастрофа, в которой погибло 132 человека. Расследование выяснило, что причиной катастрофы стал отказ одного из узлов самолета, который из-за конструктивной ошибки постоянно находился в условиях повышенного износа. Данное происшествие приостановило полеты всех Як-42 на два года. Произошедшая 7 сентября 2011 года катастрофа под Ярославлем, в которой погиб основной состав местной хоккейной команды "Локомотив", повлекла за собой запрет на полеты 10 самолетов данного типа. Лайнер и по сей день находится в эксплуатации в России, Казахстане, Иране, Китае, Кубе и Пакистане. В музее представлен четвертый прототип Як-42, выпущенный в 1978 году и перелетевший в Монино тремя годами позже.
СССР-42302 / Яковлев Як-42 / КБ Яковлева.


06. Ил-62 - советский и российский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ Ильюшина в начале 1960-х годов для замены Ту-114 и Ил-18. Самолет впервые поднялся в воздух 3 января 1963 года. К сожалению, первый летный прототип разбился 25 февраля 1965 года. Во время взлета с аэродрома Раменское вероятно произошла потеря тяги в одном из двигателей. Лайнер, поднявшись на небольшой скорости всего на 3-4 метра, врезался в железобетонное ограждение аэродрома и разрушился - из 19 человек экипажа выжило 9. Серийная сборка Ил-62 началось в 1966 году в Казани на заводе №22. На момент завершения производства в 2004 году было выпущено 289 самолетов. Помимо СССР лайнер также поставлялся в Анголу, Венгрию, ГДР, КНДР, Кубу, Мозамбик, Польшу и Чехословакию. Примечательно, что Ил-62 служил в качестве борта №1, начиная с Леонида Ильича Брежнева и заканчивая Борисом Николаевичем Ельциным. В настоящее время некоторое количество данных самолетов все еще находится в строю и летает в интересах России, Беларуси, КНДР, а также, вероятно, Судана, Гамбии и Ливии. Монинский экспонат был выпущен в 1967 году и работал в Домодедово, а в музее оказался летом 1983 года.
СССР-86670 / Ильюшин Ил-62 / Аэрофлот.


07. Ан-22 "Антей" - советский тяжелый турбовинтовой транспортный самолет, разработанный в ОКБ Антонова в первой половине 1960-х годов. Свой первый полет "Антей" совершил 27 февраля 1965 года. Серийная сборка самолета была налажена в Ташкенте на заводе №84, всего с 1966 по 1976 год было выпущено 67 машин. "Антей" до сих пор является самым большим турбовинтовым самолетом в мире. На сегодняшний день эксплуатируется всего 3 Ан-22, которые базируются на тверском аэродроме Мигалово. До 24 февраля 2022 года еще один "Антей" летал в интересах Украины, однако он был сильно поврежден во время боев за аэродром Гостомель под Киевом. Музейный же экземпляр был выпущен в 1970 году и базировался в Иваново. В марте 1987 года он совершил жесткую посадку в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Хоть самолет и восстановили, но его дальнейшую эксплуатацию посчитали нецелесообразной, поэтому в том же году он и оказался в Монино.
СССР-09334 / Антонов Ан-22 / СССР - ВВС.


08. Ил-76 - советский и российский тяжелый транспортный турбореактивный самолет, разработанный в ОКБ Ильюшина в конце 1960-х годов. Самолет впервые поднялся в воздух 25 марта 1971 года. В 1973 году Ил-76 начал серийно собираться в Ташкенте, как и Ан-22, однако в 2010 году его производство было перенесено на завод "Авиастар" в Ульяновске. По состоянию на май 2021 года было собрано 957 экземпляров транспортника, а его производство продолжается и по сей день. Эксплуатантами Ил-76, кроме России, также являются или являлись Алжир, Ангола, Армения, Азербайджан, Беларусь, Буркина-Фасо, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Китай, Куба, Экваториальная Гвинея, Венгрия, Индия, Иордания, Иран, Ирак, Республика Конго, ДР Конго, Латвия, Ливия, КНДР, Мали, Молдавия, Сербия, Сьерра-Леоне, Судан, Сирия, Туркменистан, Украина и Йемен. Борт на фотографии имеет индекс Ил-76М, то есть "модернизированный" - у него усилен фюзеляж и увеличена грузоподъемность. Самолет был выпущен в 1978 году и служил в Литовской ССР, где несколько раз был участником авиационных происшествий. В 1991 году после очередного ремонта самолет перегнали в Монино.
СССР-86047 / Ильюшин Ил-76М / СССР - ВВС.


Ну а пока все, не переключайтесь!

Если вам интересны мои посты о споттинге, а также заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.




Россия, Монино, фото, путешествия, споттинг, Московская область

Previous post Next post
Up