Центральный музей ВВС РФ: часть 5

Mar 18, 2022 19:05

Раз в год я вспоминаю о том, что так и не дописал про экспозицию Центрального музея ВВС РФ в подмосковном Монино, и выкатываю новый пост :) Сегодня я расскажу о представленных в музее боевых самолетах, спроектированных в ОКБ Яковлева.

01. Як-23 - советский реактивный истребитель, разработанный в ОКБ Яковлева в 1947 году. 11 марта 1947 года Совет министров СССР выпустил постановление, согласно которому нескольким ОКБ поручалась разработка истребителей под закупленные в Англии реактивные двигатели производства компании "Rolls-Royce". Уже 8 июля Як-23 с установленным на нем двигателем "Derwent V" впервые поднялся в воздух. Вторая опытная машина была передана на испытания в ноябре того же года, но вместо британской силовой установки на ней стояла отечественная копия - РД-500. Все тот же второй прототип был потерян 14 июля 1948 года во время генеральной репетиции авиационного парада в Тушино. У летевшего впереди и выше бомбардировщика Ту-14 оторвался весовой балансир руля, который попал точно в крыло Як-23. Истребитель начал падать, вращаясь вокруг своей оси, фонарь кабины оторвался, летчик-испытатель Михаил Иванович Иванов выпал из самолета и погиб от удара о землю. Решение о запуске нового истребителя в серию было принято в феврале 1949 года, но первые машины увидели свет только в октябре. Собирался Як-23 на заводе №31 в Тбилиси, всего с 1949 по 1951 год было произведено 313 самолетов. Помимо СССР истребитель также стоял на вооружении ВВС Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии. Представленный в музее экспонат поступил в экспозицию в феврале 1988 года прямиком из самого КБ.
15 красный / Яковлев Як-23 / КБ Яковлева.



02. Як-25 - советский двухместный истребитель-перехватчик, разработанный в ОКБ Яковлева в 1951-1952 годах. 19 июня 1952 года Як-25 впервые поднялся в воздух. Серийное производство самолета было налажено на заводе №292 в Саратове, с 1954 года всего было собрано 638 машин различных модификаций. Як-25 эксплуатировался исключительно в СССР и за границу не поставлялся. Последний самолет данного типа был снят с вооружения в 1968 году. Самолет, представленный в экспозиции носит обозначение Як-25М - это основная серия (выпущено 406 экземпляров) с установленной на ней РЛС РП-6 "Сокол". Машина была собрана в 1956 году, служила в ВВС и в июле 1972 года прибыла на вечную стоянку в музей.
03 красный / Яковлев Як-25М / СССР - ВВС.


03. Рядом стоит еще одна модификация Як-25 - Як-25РВ, то есть разведчик высотный. Помимо разведывательного оборудования самолет обзавелся новыми двигателями, прямым удлиненным крылом, а также одноместной кабиной. Музейный экземпляр был собран в 1965 году и эксплуатировался в ЛИИ им. М. М. Громова. В экспозицию он попал в июне 1973 года.
11 красный / Яковлев Як-25РВ / СССР - ВВС.


04. Як-27 - советский барражирующий истребитель-перехватчик, разработанный в ОКБ Яковлева в середине 1950-х годов. Спроектированный на основе Як-25 самолет, полностью сохранивший компоновку предшественника, но отличавшийся улучшенной аэродинамикой, совершил свой первый полет весной 1956 года. Серийное производство истребителя было налажено на все том же саратовском 292-м заводе, всего за период с 1957 по 1962 год было собрано 180 самолетов. Как и предшественник, Як-27 эксплуатировался исключительно в СССР. Самолет, представленный в музее, носит обозначение Як-27Р - это тактический разведывательный вариант машины. Он был собран в 1959 году и пролетал всего четыре года. В музей экспонат прибыл уже по земле в июне 1972 года.
14 красный / Яковлев Як-27РВ / СССР - ВВС.


05. Як-28 - советский многоцелевой сверхзвуковой самолет, разработанный в ОКБ Яковлева в 1957 году. Перед конструкторским бюро была поставлена задача разработать на базе мелкосерийного самолета Як-26 (фактически одна из модификаций Як-25) новый сверхзвуковой бомбардировщик. Два первых опытных образца были собраны с использованием агрегатов серийного Як-26, но с новыми двигателями. 5 марта 1958 года Як-28 совершил свой первый полет. Серийно самолет собирался в 1963-1971 годах в Саратове, Иркутске и Новосибирске, всего было выпущено 1180 машин. За границу он также не поставлялся, но после 1991 года некоторое количество стоящих на вооружении самолетов оказалось как в России, так и в Беларуси, Туркмении и Украине. Именно на Украине они эксплуатировались дольше всего - до второй половины 1994 года. Экспонат перед нами - это Як-28Л с установленной на нем разностно-дальномерной системой наведения ДБС-2С "Лотос". Из-за серьезных недостатков этой системы данная модификация официально так и не была принята на вооружение, а ее выпуск ограничился 111 штуками. Наш экспонат был собран в 1962 году, а передан в музей в 1975-м.
44 красный / Яковлев Як-28Л / КБ Яковлева.


06. Як-36 - советский палубный штурмовик вертикального взлета и посадки, разработанный в ОКБ Яковлева в начале 1960-х годов. Всего было собрано 4 опытных машины, одна из которых предназначалась для прочностных испытаний на земле. 27 июля 1964 года Як-36 совершил свой первый полет, но с разбегом и пробегом. Свой первый вертикальный взлет штурмовик осуществил лишь в марте 1966 года. Слабым местом самолета оказалась его малая грузоподъемность, которая делала машину бесперспективной, поэтому данный проект был свернут, но на его основе началась разработка Як-38. В музее представлен самый первый экземпляр самолета, предназначавшийся для наземных испытаний. В экспозицию он попал в январе 1981 года.
36 желтый / Яковлев Як-36 / КБ Яковлева.


07. Як-38 - советский палубный штурмовик вертикального взлета и посадки, разработанный в ОКБ Яковлева во второй половине 1960-х годов. 2 декабря 1971 года состоялся первый полет штурмовика, а в конце февраля 1972 года он впервые выполнил весь комплекс испытаний, включавший в себя вертикальный взлет, полет по кругу и вертикальную посадку. Первую посадку на авианосец "Киев" пара Як-38 совершила 18 мая 1975 года. Серийное производство самолета было налажено в 1974 году в Саратове и завершилось в конце 1989 года, всего был собран 231 Як-38. Данный штурмовик не поставлялся на экспорт, но с развалом Советского Союза несколько машин досталось Украине. В России же Як-38 был окончательно снят с вооружения в 2004 году. В музее представлено два самолета данного типа. Первый из них был собран в 1975 году, после чего поступил на службу в 279-й отдельный корабельный штурмовой авиационный полк Северного флота. В 1978 году борт был передан в учебную базу ВВИА им. Н. Е. Жуковского, откуда в 1989 году и попал в экспозицию.
37 красный / Яковлев Як-38 / СССР - ВМФ.


08. Второй Як-38, собранный предположительно в 1978 году, на вооружение не поступал, а эксплуатировался в интересах самого КБ. В 1998 году данный самолет экспонировался на ВВЦ, а вскоре оказался и в составе экспозиции музея.
38 желтый / Яковлев Як-38 / КБ Яковлева.


09. Як-141 - советский многоцелевой сверхзвуковой палубный истребитель вертикального взлета и посадки, разработанный в ОКБ Яковлева в 1970-1980-х годах. Хоть проектирование самолета и началось в 1973 году, впервые он поднялся в воздух только 5 марта 1987 года. Осенью 1991 года два летных экземпляра проходили испытания на авианосце "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", во время которых был потерян один из самолетов. Летчик выполнил короткий разбег, взлет, полет по кругу и приступил к посадке. Самолет завис над судном и начал вертикальную посадку, однако из-за высокой скорости снижения он упал на палубу, основные стойки шасси пробили бак с топливом, после чего начался пожар. Пилот успел катапультироваться и не пострадал, самолет потушили, но восстановить его до летного состояния не представлялось возможным. Данная авария фактически поставила крест на программе. Один из четырех Як-141 демонстрировался в сентябре 1992 года на аэрокосмическом салоне в британском Фарнборо, но, хоть самолет и был высоко оценен, на него не нашлось заказчиков, поэтому проект окончательно закрыли. Интересно, что в музее выставлен именно потерпевший аварию самолет, восстановленный до музейного состояния - третья из собранных машин, также известная как "Изделие 48-3".
141 белый / Яковлев Як-141 / КБ Яковлева.


10. Як-130 - российский учебно-боевой самолет, разработанный в первой половине 1990-х годов в ОКБ Яковлева совместно с итальянской компанией "Alenia Aermacchi", вышедшей из проекта на его завершающей стадии. Свой первый полет опытный образец совершил 25 апреля 1996 года, однако испытания самолета проходили еще долгих 13 лет. Серийное производство было налажено в 2008 году на нижегородском заводе "Сокол" и Иркутском авиационном заводе, хотя позже полностью переехало в Иркутск. На данный момент произведено более 160 Як-130, которые стоят на вооружении не только ВКС России, но и ВВС Алжира, Бангладеш, Беларуси, Мьянмы и Лаоса. В музее представлен самолет-демонстратор Як-130Д, заметно отличающийся от серийного варианта. Именно этот экземпляр выполнил первый полет в 1996 году, а затем демонстрировался на различных авиасалонах. К 2002 году он уже полностью выработал свой ресурс и был законсервирован на аэродроме в Жуковском. В декабре 2012 года самолет прибыл в музей.
RA-43130 (01 белый) / Яковлев Як-130Д / КБ Яковлева.


Ну а пока все, не переключайтесь!

Если вам интересны мои посты о споттинге, а также заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.




Россия, Монино, фото, путешествия, споттинг, Московская область

Previous post Next post
Up