В стародавние времена смотрел передачу "Школа злословия" с Татьяной Толстой и психологическим вампиром Дуней Смирновой. Вместе с одной из своих гостей они сокрушались итогами социологического исследования взглядов типичного русского человека на мир и себя самого в существующих обстоятельствах. Одной из непонятных для участниц передачи идей стало убеждение широких народных масс, что свободны только бомжи. Прошли годы, и теперь читаю у
Паолы Волковой в главе "Великих мастеров" о Веласкесе в связи с его портретами Мениппа и Эзопа (стр. 35):
"Это тема духовной свободы, абсолютной свободы. Свобода несовместима с понятием имущества. Для них понятие имущества уже означало закрепощение и закабаление, а по-настоящему внутренне свободный человек ещё должен быть человеком пути". Наверное, кто-то мне возразит: творческие воззрения великих художников XVII века никак не ложатся на политические и бытовые сущности наших дней. Но меня так просто не переубедить. На протяжение всей истории современной демократии избиратель кому-то верит, а затем горько разочаровывается (партии ведь чередуются у власти - чего стоят одни только французские социалисты, чья фракция в Национальном собрании после выборов 2017 года сократилась вдесятеро). И в чём же смысл свободы? В праве политиков по очереди дурить народ? А вот бродяги не искушаются и не отчаиваются - верят только на минуту тому, кто даёт им кусок хлеба (или бутылку водки) и не ждут от внешнего мира большего.