Чандра

Sep 28, 2009 11:07

Луна - Чандра

Чандра - это ум всего сущего, повелитель чувств и эмоций. Веды гласят, что Луна и есть не кто иной, как «царственная Сома - пища богов». Дух жертвы, принесенной Соме, поднимается ввысь, к Луне. Как бог растений и роста, Чандра изливает нектар Сомы на все растения в мире, питая их, дабы они, в свою очередь, стали пищей другим. Луна - властитель всех мировых вод и управляет соленым вкусом. Он правит приливами, хранит, накапливает и проливает дожди.

Чандра сияет ослепительной белизной йогурта, перламутровой раковины или росы, и вся пища взрастает благодаря этому свету. Он светловолос, юн и удачлив; текучий, словно вода, он то прибывает в теле, то убывает. Миролюбив и приятен наружностью и нравом, он обладает стройными, хотя и округлыми формами тела. Руки и ноги его изящны, глаза прелестны. Он мудр, и речи его умны, кротки и благозвучны. Луна обладает смешанной конституцией капха-вата. Непостоянный, он вечно скитается, нигде не задерживаясь подолгу. По природе своей он вайшья. В теле человека он властвует над кровью; имея природу семени, он полон страсти. Тот, кто ищет любовных наслаждений, должен поклоняться Луне.

Луна - повелитель северо-запада, ему принадлежат понедельник и созвездие Рака в солнечном зодиаке. Его называют Мерцающей каплей золота в небе (Инду), Светозарным (Чандра), Творцом ночи, Светилом с прохладными лучами, Творцом снега, Главным среди брахманов, Несущим знак зайца, Сомой, Супругом Накшатр и Оленеоким. Внушающий всем любовь, он носит имя Друг Мира. Луч Солнца, именуемый Сушумной, заставляет Луну прибывать день за днем в течение двух недель, пока не наступит Полнолуние. Лучи Солнца испепеляют, лунный же свет дарует покой и прохладу и питает тело. Начиная со дня Полной Луны боги пьют Сому из лунной чаши во все дни второй половины месяца, пока не исчерпают ее до дна; предки же пьют ее в день Новолуния.



Рождение Чандры:

Однажды верховные боги Вселенной (Шива, Вишну, Брахма) решили испытать непорочность Анасуи, восхитительной супруги риши Атри. Явившись к ней в дом как гости, они бесстыдно потребовали, чтобы она подавала им пищу и прислуживала им обнаженной. В ответ эта умная женщина обратила могущественных богов в крошечных младенцев и, сбросив одежды, на кормила гостей молоком из своей груди, а затем снова сделала их взрослыми. Пораженные мудростью Анасуи и весьма довольные тем, как она поступила, боги благословили ее, посулив, что дети ее не будут иметь себе равных. С благословения Шивы родился вспыльчивый риши Дурвасас. По слову Вишну появился на свет Даттатрея - бессмертный, который стал первым агхори в мире.

Благодеянием Брахмы же стало рождение Чандры. А произошло это так: риши Атри простоял с воздетыми вверх руками, неподвижно и даже не моргая, три тысячи лет. За этот срок тело его так насытилось Сомой, что сам он превратился в Сому и поднялся в небо. Сок Сомы переполнял его и сочился из глаз, наполняя небеса чудесным сиянием. Богини десяти сторон света собрались вместе, чтобы собрать этот сок в свое общее лоно, однако долго удерживать его не смогли. Он выпал на землю и обрел форму Чандры, после чего Брахма поместил его в колесницу. И стали ему поклоняться все небожители.

Как Дакша проклял Чандру

Чандра был женат на двадцати семи сестрах-накшатрах (накшатры - лунные созвездия\стоянки в вед.астрологии), но предпочтение отдавал лишь одной - Рохини. В ее доме он всегда и оставался. И всякий, кто бы ни обратил свой взор на небеса в те дни, видел Луну всегда полной и неподвижной в созвездии Рохини.
Остальные двадцать шесть жен, конечно же, были недовольны: каждой из них хотелось наслаждаться обществом своего мужа. Они умоляли его навещать и их. Но Луна, влюбленный до безумия в Рохини, не обращал внимания на их просьбы. Тогда накшатры с плачем обратились к своему отцу, главе рода Дакше. Возмущенный донельзя, Дакша потребовал от зятя вести себя как подобает. Так повторилось дважды.
Третья жалоба дочерей вывела его из себя, и Дакша проклял Чандру, наслав на него чахотку. День ото дня тот становился слабее и убывал, теряя свой блеск и сок. Никакие жертвоприношения не могли исцелить его. Все растения в мире завяли, и вскоре стало чахнуть все живое, лишившись пропитания. Небожители, встревоженные тем, что жизнь на земле приходит в упадок, решили вступиться за Чандру, и Дакша смягчился, вняв их мольбам. Он обещал, что избавит уже изрядно истаявший лунный диск от недуга на полмесяца - но при условии, что Чандра будет вести себя достойно. С тех пор Луна и несет это наказание, то прибывая, то убывая, и проводит по одному дню и одной ночи в месяц у каждой из своих жен.

Повторное рождение Дакши

Однажды Дакша посмел оскорбить другого своего зятя, всемогущего бога Шиву. За это он поплатился жизнью и возродился вновь только лишь благодаря заступничеству Чандры. А было это так:

Великий царь Притху был прапрадедом десяти царевичей, которых знали под именем Прачетасы, что означает «радеющие о долге». Эти юноши во всем поступали, одинаково: казалось, все они связаны одной веревкой. Когда же отец повелел им продолжить род, Прачетасы прибегли к помощи океана, подданного владыки Чандры. Они наложили на себя обет сроком в десять тысяч лет и так успешно выполнили его, что в дар им была обещана девушка, потомкам которой после предстояло населить всю землю. Но когда десять братьев поднялись из моря, зрелище, открывшееся им, привело их в ярость. Вся земля за это время покрылась исполинскими деревьями, чьи кроны, казалось, достигали самых небес. Гнев изошел от лиц десяти Прачетасов и, приняв форму пламени и ветра, начал истреблять деревья. Увидев, как огонь пожирает лес, Чандра решил вмешаться. Ведь он был правителем, а значит, и защитником растительного царства. И теперь, когда деревья были в опасности, он должен был защитить их.
«Вы поступаете безрассудно, - сказал он братьям, стараясь смягчить их гнев. - Ведь истребив растения, вы не сможете исполнить свой долг и заселить землю. К тому же вы теперь правите всем на земле, и деревья - тоже ваши подданные. Как же вы можете уничтожать их? Ведь они беспомощны и не могут постоять за себя. Помиритесь с оставшимися деревьями и возьмите в жены их благородную дочь Лотосоокую».

Лотосоокая была дочерью риши Канду и апсары Прамлочи (имя которой означает «тонуть, погружаться, нисходить»). По велению Индры, царя богов, Прамлоча спустилась с небес, дабы прервать аскезу Канду. И так она в этом преуспела, что вскоре понесла от него дитя. Родив девочку, она оставила ее на земле, а сама вернулась на небеса. Но божества деревьев удочерили и вырастили младенца. А когда малышка Лотосоокая плакала, прося молока, сам владыка Чандра протягивал ей палец, из которого она пила Сому.
Когда владыка Чандра предложил заключить брачный союз между братьями-царевичами и Лотосоокой, оставшиеся в живых деревья, охваченные невыразимым ужасом перед Прачетасами, с радостью согласились отдать им свою дочь в жены. А так как обликом и нравом братья ничем не отличались друг от друга, Лотосоокая готова была принять их всех за одного. Итак, обе стороны пришли к согласию, и от этого брака родился сын, который и был перерождением старого Дакши.

Сыновья Чандры

Из-за проклятия Дакши у Чандры не было детей ни от одной из двадцати семи его дочерей. Однако другая жена, Манохара (что означает «Лишающая ума»), родила ему четверых сыновей. Старшим из них был Варчас. В дни великой войны, о которой повествует «Махабхарата», он родился на земле и стал великим воином, наделенным небывалой силой и прославившимся под именем Абхиманью.

Другим сыном Чандры был владыка Буддха (Меркурий), славный своим бесподобным умом. Свою родословную от Чандры через Буддху ведет бессчетное множество царей и доблестных воинов, и величайший из них - владыка Кришна, восьмая инкарнация бога Вишну.

мифы, астрология, джйотиш

Previous post Next post
Up