Похоже, США готовы пересмотреть свои приоритеты в поддержке мьянманской вооруженной оппозиции
В середине апреля 2021 года, через два с половиной месяца после смены власти в Мьянме, оппозиция предложила своим сторонникам учить новую аббревиатуру - NUG, что означало National Unity Government. Это квазиправительство было создано решением группы депутатов, избранных в парламент страны по результатам голосования в ноябре 2020 года от Национальной лиги за демократию (НЛД) - именно предполагаемыми фальсификациями на этих выборах мьянманские военные обосновывали свой приход к власти.
NUG, или «ну-чжи», как его часто называют малознакомые с английскими буквами мьянманцы, стало сборной солянкой из членов НЛД и других мелких партий, лидеров вооруженных группировок, а также нескольких видных представителей этнических меньшинств страны. Для обозначения преемственности и позиционирования NUG в качестве законной власти Мьянмы, его номинальными лидерами были провозглашены отстраненные военными от власти и находящиеся в заключении президент Вин Мьин и государственный советник Аун Сан Су Чжи, а их местоблюстителями стали «временный президент» этнический качин Дува Лаши Ла и «временный премьер-министр» этнический карен Ман Вин Кхайн Тан.
Наличие этих двух влиятельных этнических фигур во главе NUG не в последнюю очередь обеспечило поддержку подпольному правительству со стороны двух крупных вооруженных группировок - Армии независимости Качина (KIA) и Каренского национального союза (KNU). В основном под эгидой этих этнических формирований проходили обучение бирманские боевики группировок «Сил народной обороны» (PDF), создаваемых по призыву и под эгидой NUG.
За два с половиной года своего существования NUG преуспело в креативном фандрайзинге «на революцию», в интернет-активности и в пропаганде собственного бренда на Западе. Но в сегодняшней Мьянме даже многие сторонники подпольного правительства относятся к его деятельности с возрастающим скепсисом, а группировки PDF, даже заявляющие о формальной ему подчиненности, все меньше и меньше обращают внимания на попытки NUG давать им указания.
До сегодняшнего дня NUG официально не было признано ни одной страной мира, при этом, Национальное собрание Франции и Европарламент в своих резолюциях назвали его «законным правительством» Мьянмы. Из действующих глав государств и правительств мира с представителями NUG провели официальные встречи только президент и премьер-министр Восточного Тимора.
Политика США до сих пор по инерции предполагает мантру о «вооруженном сопротивлении хунте во главе с NUG». Но все больше экспертов заявляют о том, что такой подход контрпродуктивен с точки зрения американских геополитических целей в Мьянме и нуждается в коренном пересмотре.
«Они говорят так, как будто являются правительством…»
В середине сентября на сайте американского
VoA появилась достаточно редкая пока публикация. Ее автор скороговоркой повторяет дежурные тезисы подпольного правительства о том, что вооруженные группировки, выступающие «против хунты», якобы, насчитывают примерно 135 тысяч членов (65 тысяч боевиков PDF, а также 70 тысяч членов примерно двадцати вооруженных этнических группировок), плюс 200 тысяч участников «движения гражданского неповиновения».
Эти цифры невозможно проверить, но после дальнейшего чтения понятно, что они нужны автору больше для обеспечения своего алиби, чем для знакомства с ними читателя. Потому что вслед за этим он пишет крамольные вещи - например, по его словам, даже сторонники NUG жалуются, что PDF «не имеют единого военного командования, последовательной политики и незапятнанного лидера». Больше того, в тексте содержится прямое утверждение, что отряды PDF - это марионеточные формирования вооруженных этнических группировок, и они «практически не контролируют ни одной территории самостоятельно». То есть, у автора остался один шаг до констатации факта, который в Мьянме ясен многим: поддержка PDF со стороны этнических группировок - это никакая не «борьба за демократию и федерализм», а циничный расчет. Эти группировки просто хотят, чтобы как можно больше бирманцев поубивали друг друга, и тогда с теми, кто останется, будет легче договариваться.
В публикации VoA также приводится мнение западного эксперта о том, что «у NUG-PDF не хватает ресурсов для создания необходимых правительственных структур в районах, которые они контролируют, и вместо этого они полагаются на существующий потенциал, созданный этническими армиями». И когда представители NUG приходят в американский госдеп и просят денег, «говоря так, как будто они являются правительством», у них интересуются, есть ли в их распоряжении механизмы, позволяющие потратить эти деньги в соответствии с заявляемыми ими целями. Автор не рискует написать, что NUG - пустое место и кучка никого не контролирующих политиканов, паразитирующих на своем бренде, но после прочтения текста сложно сделать другой вывод.
Видимо, эта публикация не осталась незамеченной, а может, ее автор просто озвучил те мысли, которые уже давно витали в головах западных аналитиков. Но факт остается фактом: вслед за ней начали появляться другие статьи, прямо или косвенно посвященные этой теме.
«Сможет ли NUG управлять без помощи Zoom?»
30 сентября гонконгская
Asia Times опубликовала большой текст живущего в Таиланде аналитика Дэвида Скотта Мэтисона, подзаголовок которого звучит достаточно откровенно: «Каренские революционные силы эффективно управляют территориями, захваченными у военных - и совсем не благодаря далекому от этого и морочащему головы NUG». Эта статья - пересказ доклада Karen Peace Support Network (KPSN), структуры, действующей под эгидой этнической группировки KNU.
Для людей, погруженных в мьянманские реалии, рассказ автора о том, что этнические группировки уже давно создали на своих территориях альтернативные государственным структуры управления, может показаться банальностью. Тем более, можно поставить под сомнение восторги автора по поводу эффективности этих структур: все-таки, их создали группировки, тратящие абсолютное большинство ресурсов на войну с армией Мьянмы. Однако, интересно другое: автор прямо говорит о том, что «значительная часть прогресса революции после переворота была достигнута всей совокупностью сил сопротивления, вопреки изгнанному правительству [т.е. NUG], а не благодаря ему».
Автор упоминает «сомнительные заявлениях о территориальных завоеваниях» вооруженной оппозиции, а также о том, что «многие западные доноры были обмануты щедро финансируемыми, но явно недобросовестными организациями контекстного анализа, которые в 2022 году предсказывали неминуемое поражение ГАС [правящего в Мьянме Государственного административного совета]».
«Почти ровно год назад в докладе об “эффективном контроле” в Мьянме утверждалось, что ГАС контролирует только 17 процентов территории страны, и тем самым подразумевалось, что “сопротивление”, в основном под руководством NUG, контролирует остальную часть страны. Но ущерб, нанесенный этим докладом как авторитету NUG, так и заявлениям о революционных достижениях на местах, продолжает отражаться в анализе, исходящем из Вашингтона, и делает его искаженным», - пишет автор.
«В недавнем тексте Закари Абузы [
опубликованном на сайте Центра Стимсона]… повторяется ныне полностью дискредитированное утверждение о 17-процентном контроле, а также множество других сомнительных данных, которые указывают на то, что выводы аналитических центров Вашингтона все больше теряют адекватность по поводу событий на местах в Мьянме», - добавляет он.
Фраза насчет того, что «выводы аналитических центров Вашингтона все больше теряют адекватность» особенно показательна, поскольку ее написал не «пропагандист хунты», а живущий в Таиланде западный эксперт, который весьма сочувственно относится к мьянманской вооруженной оппозиции.
«Сможет ли NUG эффективно управлять какой-либо территорией или населением без помощи Zoom? - откровенно издевается автор. - Любая дееспособная администрация будет результатом местной мобилизации, а не инструкций NUG, доставленных через несколько часовых поясов». И, как ни банально это звучит, такой «дееспособной администрацией» Мэтисон считает лишь структуры, уже давно созданные этническими группировками на контролируемых ими территориях.
Решение, которое напрашивается после прочтения статьи Мэтисона - махнуть рукой на подпольное правительство и начать напрямую взаимодействовать с вооруженными этническими группировками Мьянмы. И нельзя сказать, что в правящей американской элите такая идея не находит понимание.
«США должны срочно изменить свой подход»
Отражением такого понимания может служить недавняя
публикация на сайте американского International Republican Institute (IRI), озаглавленная: «Преодоление разрыва: почему США должны взаимодействовать с организациями этнического сопротивления ради федеративного демократического будущего Бирмы». Ее авторы с самого начала отмечают, что «Соединенные Штаты исторически были осторожны в своем взаимодействии с организациями этнического сопротивления Бирмы (ERO)».
В этой фразе интересно все. Во-первых, «ряд причин» не расшифровывается, хотя они включают в себя целый комплекс серьезных претензий к этническим группировкам - от вовлеченности в наркобизнес до многочисленных случаев нарушений прав человека и произвольных внесудебных расправ над теми, кого они считают своими противниками. А во-вторых, авторы с ходу употребляют аббревиатуру ERO, тоже никак ее не расшифровывая. На самом деле, ERO - это «этнические революционные организации», и именно так сторонники мьянманской вооруженной оппозиции называют те EAO («этнические вооруженные организации» - стандартный термин до последнего времени), которые «поддержали революцию».
То есть, авторы с ходу указывают на то, что взаимодействия с Вашингтоном достойны не все EAO Мьянмы, а только те, у кого имеются «революционные» заслуги. Это очень интересный водораздел, поскольку в качестве критерия выбраны не вовлеченность в наркобизнес и не степень «кровавости» или «отмороженности» той или иной группировки, а ее отношение к мьянманской «революции». То есть, американский аналитический центр демонстрирует прагматический разворот от «поддержки демократии» к «реалполитик», хотя, конечно, все эти тезисы изящно обернуты в рассуждения о построении в Мьянме «подлинного федерализма»
«США должны срочно изменить свой подход к поддержке бирманского демократического сопротивления, включив в него более активное стратегическое взаимодействие с ERO. Поступая таким образом, США могут продемонстрировать ценность, которую они придают более инклюзивным процессам принятия решений и развитию будущего демократического государства, отражающего волю всего народа Бирмы», - пишут авторы.
Примечательно, что в этом тексте про идущую в Мьянме «революцию», состоящем из почти тысячи слов, упоминаются какие угодно структуры - но ни разу (!) не названо подпольное правительство.
«Эффективный контроль» над местом Мьянмы в ООН
Судя по всему, деятели подпольного правительства чувствуют разворот тренда в США, который, без сомнения, окажет влияние и на остальной условный «коллективный Запад». И если с представителей мьянманской диаспоры по всему меру им все еще удается собирать деньги на свою «революционную» деятельность, то перспективы финансирования по линии западных правительств и неправительственных организаций сегодня выглядит для NUG гораздо более проблематично, чем в предыдущие два года.
Действия NUG предсказуемы - оно по-прежнему старается надувать щеки и изображать себя ключевым диспетчером всего происходящего в Мьянме. Сейчас для него самая важная тактическая задача - сохранить на должности представителя этой страны в ООН своего сторонника Чжо Мо Туна, назначенца отстраненного от власти в феврале 2021 года правительства Национальной лиги за демократию (НЛД). Он продолжает занимать свою должность только потому, что комитет ООН по проверке полномочий уже дважды откладывал решение о представителе Мьянмы, что автоматически означало сохранение статус-кво. В комитет по проверке полномочий, помимо ежегодно меняющихся членов, традиционно входят США, Китай и Россия - а Пекин сегодня настроен на более решительную поддержку властей в Нейпьидо.
20 сентября подпольное правительство опубликовало «Заявление о ситуации в Мьянме», где сообщило, что «в районах, находящихся под его контролем, NUG создало судебную инфраструктуру». В этом документе также нарисована картина альтернативной мьянманской реальности, в которой подпольное правительство осуществляет «эффективный контроль» над большинством территорий страны: «Несмотря на очень ограниченные ресурсы, Министерство гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий (MOHADM) не только раздает перемещенным лицам продовольствие, но и материалы о том, как пережить военные нападения, включая раннее предупреждение и строительство бомбоубежищ. PDF помогают эвакуировать мирных жителей и строят убежища. Министерство здравоохранения и образования наращивает потенциал и снабжает школы и клиники».
В этом документе хорошо все, за исключением одного: NUG даже намеком не потрудилось сообщить, где именно в Мьянме находятся эти самые «освобожденные районы», находящиеся под его контролем. Между тем, именно «эффективный контроль» - это один из важнейших критериев при принятии решения о месте страны в ООН. Если NUG удастся убедить (по крайней мере, на словах), что оно де-факто наладило управление большей частью Мьянмы, это может склонить чашу весов в его пользу.
Через косую черту
«Заявлениями» NUG дело не ограничилось. Одновременно с их появлением пропагандистскую атаку начали несколько его видных представителей.
26 сентября на
сайте известного американского издания The Diplomat , которое любит подчеркивать, что оно предлагает «качественный анализ и комментарии событий, происходящих в Азии и по всему миру», появилась статья «министра здравоохранения и образования» NUG доктора Зо Вэй Со. Автор, не жалея черной краски, рисует картину удручающего состояния системы здравоохранения Мьянмы, списывая это на «пренебрежительность и некомпетентность контролируемого хунтой министерства».
При этом, «министр» забывает рассказать, что проблемы в нынешней сфере здравоохранения страны в решающей степени вызваны «движением гражданского неповиновения» (CDM), когда такие личности как Зо Вэй Со призывали докторов бросать своих пациентов, уходить из клиник и не возвращаться на работу «пока у власти хунта».
Многие тогда ушли в CDM добровольно, но значительная часть сделала это вынужденно, наблюдая как «революционные» боевики объявляют «пособниками террористической хунты» и убивают докторов, продолжающих ходить на работу в государственные больницы - хотя бы из чувства ответственности за пациентов и для того, чтобы кормить свои семьи. После всего этого крокодиловы слезы Зо Вэй Со о «разрушенной системе здравоохранения Мьянмы» выглядят более чем лицемерно.
При этом, он ставит задачу не только дискредитировать власти Мьянмы, но и напугать ее соседей и весь мир, заставив их бежать со всех ног, чтобы поддерживать подпольное правительство во всех его начинаниях и помогать ему взять власть в стране. «Мьянма представляет собой чашку Петри, где могут процветать инфекционные заболевания, - кликушествует добрый доктор.- Как мы видели на примере COVID-19, вирус не признает границ. Вспышка может легко распространиться на соседние страны, вызвав региональную нестабильность».
После того, как Зо Вэй Со нарисовал ужасающую картину мьянманской действительности и напугал всех вокруг, он переходит к альтернативной реальности, где именно он является самым главным борцом за здоровья жителей страны. И тут он включает фанфары. «Министерство здравоохранения NUG установило партнерские отношения с существующими этническими организациями здравоохранения (EHO) на территориях, контролируемых ERO/PDF, вместе с их соответствующими общественными организациями для проведения вакцинации и первичной медицинской помощи», - пишет он.
То есть, желая подчеркнуть значимость собственной персоны, Зо Вэй Со не находит ничего лучше как приписать подпольному правительству ту деятельность по охране здоровья, которую и без него много лет, задолго до создания NUG, вели на контролируемых ими территориях этнические группировки Мьянмы. Но, видимо, Зо Вэй Со не решается врать совсем уж нагло (да и этнические группировки могут обидеться), поэтому он все же стыдливо указывает через косую черту от названия своего подпольного правительства и его боевиков уже упоминавшиеся «этнические революционные организации» (ERO).
Весь расчет сделан на то, что найдется немало наивных людей, которые поверят, будто доктор Зо Вэй Со действительно развернул кипучую деятельность по защите здоровья жителей Мьянмы. Или по каким-то своим причинам захотят в это поверить.
«Теперь мы можем даже угрожать Нейпьидо»
И, наконец, решающим пропагандистским залпом NUG стало
интервью его формального лидера Дува Лаши Ла агентству Bloomberg. Отвечая на вопросы журналистов, он с ходу заявил, что «силы сопротивления» контролируют 60 процентов территории страны и готовы выбивать военных из городов.
По его словам, «прошло более двух лет с тех пор, как мы начали народно-оборонительную войну, и теперь сотрудничество между PDF и этническими революционными силами дает хорошие результаты». «Теперь мы можем даже угрожать Нейпьидо», - гордо сообщил он журналистам «из неизвестного места».
«Временный президент» NUG также заявил, что «бойцы сопротивления захватили более 100 аванпостов хунты по всей стране после тысяч столкновений с правительственными войсками в этом и прошлом году». Он добавил, что это «способствовало дезертирству около 14 тысяч военных» - хотя раньше деятели NUG признавали, что собственно военнослужащих в этой цифре всего три тысячи человек, а остальные - сотрудники полиции.
«Очень отрадно видеть, что все больше военнослужащих пытаются связаться с нами через наших информаторов в различных правительственных учреждениях, - продолжил свои рассуждения Дува Лаши Ла. - Идут переговоры о том, чтобы некоторые бригадные генералы дезертировали, но они еще [к нам] не присоединились».
Реагируя на распространенные опасения среди сторонников подпольного правительства по поводу того, что Аун Сан Су Чжи в случае выхода на свободу вряд ли поддержит NUG из-за его насильственной тактики, Дува Лаши Ла, по сути, призвал не относиться к этому это всерьез. «Может быть, у Аун Сан Су Чжи есть какие-то мысли, кем она хочет стать, и нам придется принимать это во внимание, - сказал он. - Но мы не изменим наше направление только из-за ее голоса».
Примечательно, что такие мысли высказывает лидер подпольного правительства, который, как декларировалось ранее, занимает свою нынешнюю должность временно, и только потому, что президент Вин Мьин и государственный советник Аун Сан Су Чжи находятся в тюрьме.
«Любимая жена» американского госдепартамента
Возросшую пропагандистскую активность подпольного правительства Мьянмы можно легко понять. США, как уже отмечалось, «исторически весьма осторожно» относятся к своим контактам с вооруженными этническими группировками Мьянмы, и, зная это, лидеры NUG уже примеряли на себя роль благообразного посредника для получения спонсорских денег. Такая модель делала бы NUG незаменимой структурой-прокладкой, легитимируя сам факт его существования и делая этнические группировки зависимыми от него.
В NUG прежде всего рассчитывали на получение средств, которые предусмотрены в рамках BURMA Act, являющегося частью принятого в декабре 2022 года Конгрессом США Закона об ассигнованиях на национальную оборону (NDAA). Согласно этому законодательному акту, вооруженной оппозиции Мьянмы в период с 2023 по 2027 год должна быть выделена многомиллионная «нелетальная помощь». При этом, в тексте сказано, что такая помощь будет предоставляться альтернативным органам власти Мьянмы (в том числе NUG), группировкам PDF и этническим вооруженным формированиям страны.
Закон не устанавливает четкие рамки такой «нелетальной помощи», что позволяет трактовать ее достаточно широко - эксперты говорят в возможном доступе вооруженной оппозиции к разведданным (прежде всего, полученным со спутников), снабжение ее группировок медикаментами и медицинским оборудованием, обучение боевиков работе с системами управления боевыми действиями и предоставление им устройств шифрованной связи. Плюс к этому, именно «нелетальная помощь» позволит ее получателям высвободить средства, необходимые для закупки оружия.
«Любимой женой» американских властей и диспетчером в распределении такой помощи видело себя подпольное правительство, и понятно, что его лидеры так шумно и нервно реагируют на попытки экспертов по Мьянме поставить под сомнение его руководящую роль в мьянманской «революции», или, еще того хуже, начать более активно напрямую взаимодействовать с вооруженными этническими группировками.
Дорога к NUG ведет в тупик
Если для стран Запада (и прежде всего, для США) главными партнерами в Мьянме станут вооруженные этнические группировки, то это фактически будет означать то, что они поставили крест на существовании Мьянмы в ее сегодняшних границах.
Этнические группировки в их нынешнем виде не претендуют на контроль над всей территорией страны. Даже самые смелые идеологи сегодняшнего каренского сепаратизма рисуют карты независимого государства Котулей в границах нынешних штатов Карен и Мон - несмотря на обилие каренских деревень в дельте Иравади и компактные каренские анклавы в мьянманских городах (в Янгоне это район Инсейн). Населенный отнюдь не только каренами штат Мон в каренских фантазиях появляется не случайно - он вместе с портовым городом Моламьяйном даст государству Котулей выход к морю, без которого этот проект вряд ли будет жизнеспособным.
Таким образом, накачивая деньгами и поддерживая в ином виде этнические группировки, США тем самым будут прямо поощрять отрыв от Мьянмы значительных территорий по периферии страны. Конечно, можно сказать, что будущая Мьянма все равно обречена на то, чтобы стать федерацией, но вряд ли карены, уже почувствовавшие вкус независимости, будут готовы хоть чем-то делиться с центральным правительством. Если условный Котулей будет существовать в рамках единого государства - то скорее в формате конфедерации, по примеру уже имеющегося в составе Мьянмы самопровозглашенного «Объединенного штата Ва».
Однако, в случае смены американских приоритетов в Мьянме в пользу этнических группировок, США неизбежно столкнутся с активным сопротивлением со стороны Китая.
Для Пекина взаимодействие с этническими группировками в Мьянме - это уже давно опробованная стратегия. Китайской стороне такое взаимодействие важно по многим причинам - для нее это гарантия осуществления на территории Мьянмы своих проектов в рамках глобальной инициативы «Пояс и путь», средство давления на власти в Нейпьидо, а также предотвращение и пресечение любых возможных угроз с сопредельной территории.
Понятно, что если китайскую клиентелу начнут обхаживать США, это вызовет в Пекине не только сильное беспокойство, но и ответные действия. При этом, в отличие от США, для Китая проблемы соседней с ним Мьянмы, которую его лидеры воспринимают как собственный «задний двор», имеют критическую важность - а значит, он будет готов действовать гораздо более решительно и привлекать гораздо более широкие ресурсы для отстаивания своих интересов. Можно вспомнить, что еще в начале 2016 года тогдашний китайский посол Хун Лян публично требовал от своего американского коллеги Дерека Митчелла не ездить в пограничный с Китаем штат Качин, поскольку США «должны уважать китайские интересы» - правда, американский посол тогда его не послушался.
Сложно сказать, как в этом случае Китай и США могли бы прийти к компромиссу и поделить этнические группировки Мьянмы на «своих» и «чужих». Но уже в упомянутом исследовании IRI содержится довольно оригинальный критерий для такого размежевания. Те группировки, которые «поддержали революцию» (то есть, ERO) - могут рассматриваться сфера американских интересов. А с остальными EAO пусть водит хороводы Китай. Но именно в таком разделении как раз и заложен потенциальный конфликт между двумя сверхдержавами. В чистом виде в Мьянме имеются только две ERO - качинская KIA и каренская KNU, которые открыто взаимодействуют с NUG (как уже отмечалось, не в малой степени по причине того, что во главе подпольного правительства формально стоят качин и карен), массово готовят боевиков PDF и де-факто контролируют вооруженные акции их группировок. Помимо нескольких других группировок из штатов Чин и Кая, есть еще два этнических формирования «Северного альянса», которые иногда условно относят к ERO - это группировка палаунгов (та-ангов) TNLA и ракхайнская «Армия Аракана». Обе они признали, что готовили некоторое количество «бойцов сопротивления» и имели контакты с NUG.
Но проблема в том, что именно эти группировки Пекин хотел бы иметь на своей стороне - ему нужна стабильность на севере штата Шан, где должен начинаться Экономический коридор Китай-Мьянма, и в
штате Ракхайн, где китайская сторона сооружает глубоководный порт и откуда в сторону Китая идут трубопроводы с нефтью и газом. Именно поэтому Пекин сейчас активно выкручивает лидерам этих двух группировок руки, требуя вести переговоры с властями в Нейпьидо.
Смена приоритетов США в Мьянме чревата многими геополитическими рисками, выходящими за пределы этой страны. Однако, судя по последним публикациям, в Вашингтоне уже многие понимают, что его усилия по поддержке NUG закончились тупиковой ситуацией, и что надо эту положение дел как-то менять.
Небесполезная пустышка
Впрочем, даже если в США и на Западе окончательно придут к мысли о бесперспективности работы с NUG, вряд ли этот проект будет свернут.
Во-первых, подпольное правительство сильно своей пропагандой - не зря многие люди, особенно представители мьянманской диаспоры за рубежом, до сих пор послушно готовы перечислять деньги на его разнообразные проекты - лотерею, облигации, продажу земли в Мьянме. А это значит, что через него США удобно вбрасывать нужные для них тезисы о ситуации в этой стране.
Во-вторых, оно придает благообразность мьянманской вооруженной оппозиции - в первую очередь группировкам PDF. Сегодня боевики этих группировок сжигают деревни и массово убивают безоружных людей, обвиняя их в том, что они «даланы» (информаторы властей) и «пособники террористической хунты», а NUG издало для них «кодекс поведения» и периодически выпускает различные заявления с осуждениями таких акций и с фразами о недопустимости насилия в отношении гражданских лиц. Эти заявления - не более чем пустое сотрясение воздуха, и на местах к NUG, похоже, мало кто прислушивается, ни их можно предъявить западной аудитории для доказательства того, что подпольное правительство выступает «против терроризма». К тому же, в отличие от большинства лидеров этнических группировок, многие деятели NUG бегло говорят по-английски и хорошо понимают, как им себя вести и что говорить «в приличном обществе».
В третьих, само существование NUG объективно ослабляет позиции нынешних властей Мьянмы на международной арене и способствует их изоляции. Его лидеры хороши хотя бы тем, что в случае принятия решения о введении новых американских санкций против Мьянмы всегда удобно сослаться на мнение «законного правительства» этой страны.
При этом, понятно, что тех американских денег, на которые раньше рассчитывало NUG, его деятели вряд ли увидят. А как показал предыдущий опыт «Национального коалиционного правительства Бирманского союза» (NCGUB), созданного оппозиционерами после военного переворота 1988 года, жесткие споры о том, как делить иссякающие финансовые потоки, закончились для некоторых его лидеров весьма печально. В 1993 году «министр» NCGUB Хла Пе был при загадочных обстоятельствах убит в Бангкоке, а через некоторое время труп его коллеги, «министра финансов» Вин Ко, нашли в гостиничном номере в китайском Куньмине.
Лидеры тогдашнего подпольного правительства предсказуемо обвинили в случившемся военные власти Мьянмы, но уже в то время некоторые эксперты, хорошо знавшие, что представляет собой NCGUB, советовали его деятелям в первую очередь внимательнее присмотреться к самим себе.