Бригада "новейшего" облика

Feb 26, 2012 11:47


Продолжение.
Начало здесь:
http://dragon-first-ru.livejournal.com/28061.html
здесь:
http://dragon-first-ru.livejournal.com/28391.html
здесь:
http://dragon-first-ru.livejournal.com/28782.html
и здесь:
ЛИЦО...
                                 ОБЛИК.....
                                                                             ЛИЧИНА.....

Часть 5
Ведение оборонительного боя.

Предположим, что бригада наша успешно прибыла в район боевого предназначения, где ее командир получил уточненную задачу на подготовку и ведение позиционной обороны определенного района.

В военной терминологии - бригаде «нарезали полоску».


«Полоска», которая досталась нашей бригаде, относительно «небольшая» по нынешним понятиям - 20 километров  по фронту и 15 км в глубину. В скобках замечу, что еще совсем недавно на самом высоком уровне декларировалось, что мотострелковая бригада способна контролировать (а стало быть - оборонять)  т.н. «зону ответственности» размером 100 на 100 км. Правда, сейчас, после проведения нескольких экспериментальных учений, об этих (воистину наполеоновских!) планах стараются помалкивать.

Ну а пока бригада вгрызается в родную землю ковшами экскаваторов, рабочими органами землеройных машин и средствами самоокапывания, (включая вечный агрегат БСЛ-110), мы с Вами, уважаемые читатели, сравним возможности «новейших» бригад и старых дивизий в обороне. В качестве иллюстрации.

Или оценки возможностей своих войск.

По старым боевым уставам, дивизия была способна успешно оборонять полосу до 40 км по фронту. Общее количество основных тактических единиц, - т.е. общевойсковых батальонов, в мсд было шестнадцать (десять мсб и шесть тб). И еще восемь артиллерийских дивизионов (из них один реактивный).

Считаем плотности сил и средств:

По батальонам: 2,5 км на батальон, или 0,4 батальона на 1 км фронта.

По артиллерии: 5 км на дивизион, или 0,2 дивизиона на 1 км фронта.

Если же считать еще и танки «по-штучно», то насыщение ими обороны будет характеризоваться следующими числами:

215 метров фронта на один танк, или 4,65 танка на километр фронта.

Теперь аналогичные показатели  бригады «новейшего облика»:

Как мы помним, от нашей бригады требуется удержать полосу обороны на фронте в 20 км.

Общее количество основных тактических единиц - т.е. общевойсковых батальонов в бригаде - четыре (два мсб и два тб). Есть два артиллерийских дивизиона (и одна реактивная батарея).

Считаем плотности сил и средств:

По батальонам: 5 км на батальон. Или 0,2 батальона на 1 км фронта.

Артиллерия: 10 км на дивизион, или 0,1 дивизиона на 1 км фронта.

Танки «по-штучно»: 238 метров на один танк или 4,2 танка на один километр.

По сравнению с «устаревшей» мотострелковой дивизией - плотности отнюдь не впечатляющие.

Но это - в бригаде типа «Б».

С учетом штата типа «А» плотность танков составит:

476 метров фронта на один танк, или 2,1 танка на километр фронта.

На каждый танк в среднем - полкилометра!

Напомню, что на таком участке может наступать до полуроты (!) вражеских танков.

Семь к одному.

Как-то совсем не здорово получается!

Максимально возможный фронт батальонного района обороны (как по старым, так и по новым Боевым уставам) остается в пределах 5 км. По сути, бригада способна всего лишь вытянув «в ниточку» свои батальоны оборонять только ОДНУ(!) позицию. С надеждой, что противник при невозможности удерживать первую позицию даст батальонам первого эшелона отойти и занять вторую (пустующую) позицию. На оборудование которой до начала агрессии сил и средств, а главное - времени может и не хватить!

На мой взгляд, при таких условиях, ход и исход оборонительного боя, в условиях ведения бригадой позиционной обороны, которая должна соответствовать принципу «ни шагу назад» - болезненно очевидны.

Для сравнения: напомню, что дивизия в полосе, назначенной ей для ведения позиционной обороны, как правило, оборудовала четыре позиции (три из которых сразу занимались батальонами, практически в обязательном порядке).

Благо, возможности были!

«Но, мы пока еще не оценили противника!» - скажут наиболее грамотные в военном отношении читатели. «Еще рано делать пессимистические выводы!»

И будут абсолютно правы.

Кстати, в дискуссии, проходящей в живом журнале уважаемого С.А. Канчукова (kanchukov_sa) был резко поставлен вопрос: а корректно ли сравнивать нашу бригаду и «их» бригаду?

Сама дискуссия здесь: http://kanchukov-sa.livejournal.com/8106.html#comments

Отвечаю: сравнивать организационно-штатные структуры бригад можно и нужно! Хотя бы для того, что бы выявить слабые места, а также сильные стороны организации этих боевых систем.

А вот сравнение боевых возможностей двух бригад, противостоящих друг другу, конечно же, не корректно!

Потому, что для сравнения именно боевых возможностей всегда следует рассматривать системы находящиеся в противоборстве. Как вариант - при ведении оборонительного (для нас) и наступательного (для них) боя.

Но, кто же будет противником нашей «тяжелой» бригады в оборонительном бою в серьезном межгосударственном вооруженном конфликте? Полагаю, что отлавливание в горах Кавказа банд отморозков, вооруженных «калашами» с отпиленными прикладами основным предназначением тяжелой бригады не является!

Хотя, это тоже, безусловно, нужно.

Но все же бригада создавалась для борьбы с несколько иным боевыми системами.

Итак, знакомьтесь, уважаемые читатели, -

1 механизированная дивизия армии США.

Она же - «Большая красная единица»

Командир - генерал майор Вильям Мэйвилл (William C. Mayville)

Дислокация - Форт-Райли, штат Канзас

Состав дивизии:

Командование, штаб и штабная рота (дивизии)

1 бригада (тяжелая) - «Devil Brigade» (командование, 1 б-н подразделений специальных войск, 4/4 обркп 1/16 пп, 2/34 тп 1/5 ап 101 б-н поддержки (бригады)),

2 бригада (тяжелая) - «Dagger Brigade» (командование, 2 б-н подразделений специальных войск, 5/4 обркп, 1/63 тп, 1/18 пп, 1/7 ап, 299 б-н поддержки (бригады)),

3 бригадная тактическая группа (легкая) - «Duke Brigade» (командование, 3 б-н подразделений специальных войск, 6/4 обркп, 1/26 пп, 2/2 пп, 1/6 ап, 201 б-н поддержки (бригады)),

4 пехотная бригадная боевая группа (легкая) - «Dragon Brigade» (командование, 4 б-н подразделений специальных войск, 1/4 обркп, 1/28 пп, 2/16 пп, 2/32 ап, 701 б-н поддержки (бригады)),

1 бригада армейской авиации - «Demon Brigade» (командование, 1/1 авп (ПТ), 1/6 кавп,  2/1 авп (общей поддержки), 3/1 авп, 601 б-н поддержки авиации, штабная рота),

75 артиллерийская бригада - «Diamond Brigade» - (командование, 1/17 ап ПА "Copperheads", 2/18 ап РСЗО, 3/13 ап РСЗО, 100 б-н поддержки (бригады)),

1 батальон подразделений специальных войск (дивизии).

Всего в дивизии:

Личный состав, человек                             - до 16000

Танки M1 «Абрамс»                                     - 114

БМП М2 «Бредли»                                      - 190

БРМ М3 «Брэдли»                                       - 76

Всего:                                                             - 266

ББМ «Хамви»                                               - 298

БТР М113А4                                                 - 110

Установки PCЗО MLRS                             - 36

155-мм самоходные гаубицы                  - 54

105 мм буксируемые гаубицы                 - 36

120-мм самоходные минометы               - 54

Переносные ПТРК «Джавелин»              - 208

Разведывательные вертолеты                - 24

Ударные вертолеты AH-64D                     - 24

Вертолеты боевого обесп. UH-60L (HH-60L) - 48

Транспортные вертолеты CH-47D           - 10

Вертолеты РЭБ EH-60A/C                             - 12

БЛА                                                                  - 64

А вот и соотношение сил и средств (кликабельно):




«Уставной» фронт наступления американской дивизии на подготовленную оборону противника - до 20 км.

То есть, как раз на нашу бригаду.

Заметьте, что тяжелыми бригадами в составе данной дивизии являются только первая и вторая. В них сосредоточено абсолютное большинство тяжелой техники и вооружения (все танки, все БМП и БРМ, все самоходные гаубицы и т.д.). И это - не случайно.

Естественно, что следуя уже сложившейся традиции, противник первоначально будет воздействовать на нашу бригаду с воздуха.

Не только вертолетами.

Наряд фронтовой (в нашей терминологии) авиации, выделяемый механизированной дивизии США может составить до 30 самолето-вылетов в сутки. Первоочередными целями воздушных ударов будут средства ПВО и пункты управления бригады. (Хотя почему я о нем во множественном числе?)

То, что противнику удастся вскрыть стартовые позиции наших средств ПВО и систему управления вытекает из возможностей его средств разведки.

Обратите, пожалуйста, внимание на соотношение разведывательных и боевых вертолетов в составе бригады армейской авиации дивизии, а также на степень ее насыщенности беспилотными летательными аппаратами.

А теперь умножьте все это «богатство» на наличие в бригадах автоматизированной системы управления войсками «The Force XXI Battle Command Brigade and Below» (FBCB2).

Поэтому, полагаю, что разведенных целей у американских пилотов будет вполне достаточно.

Входящие в состав дивизии легкие бригады (бригадные тактические группы), прорывать оборону не будут. Они за счет своей мобильности (аэромобильности) будут действовать на флангах и промежутках, в лесистой местности, в населенных пунктах, а также применяться в качестве тактических воздушных десантов и аэромобильных групп. Естественно - после надежного подавления нашей ПВО и захвата превосходства в воздухе.

Основное предназначение легких бригад в составе (вроде бы) тяжелой дивизии - это воздействие на тылы, коммуникации и пункты управления противника. Имеющихся в дивизии  боевых, разведывательных и транспортных вертолетов  вполне хватает для обеспечения высадки ТакВД силой до двух рот посадочным способом, или обеспечения действий нескольких аэромобильных групп, общей численностью до батальона.

Можно легко себе представить, что способна сделать всего лишь одна рота хорошо подготовленных, отлично оснащенных и прекрасно мотивированных бойцов, высаженная в районе таких «вкусных» тылов нашей бригады. Особенно после нарушения управления  этими самыми тылами!

Пока аэромобильные подразделения противника будут «резвиться» в нашем тактическом и оперативном тылу, разведывательные (или как принято называть их в США - бронекавалерийские) батальоны займутся нашими боевыми подразделениями.

Полагаю, что мало кому из читателей известен тот факт, что разведка в армии США - это не вид боевого обеспечения, а особый вид боевых действий!

Задача разведывательных подразделений - сблизиться с противником, вступить с ним в огневой контакт, засечь цели для артиллерии и ударных вертолетов, выявить конфигурацию наших опорных пунктов и промежутков между ними, расположение минных полей и начертание переднего края. А также, по возможности, захватить выгодный рубеж, на котором впоследствии развернутся для атаки основные силы тяжелых бригад.

Вот только цели атаки тяжелых механизированных подразделений армии США несколько отличаются от тех, которые до сих пор исповедуются нашей военной наукой.

Главной задачей тяжелого механизированного батальона является отнюдь не перестрелять все, что находится перед ним, а выявить наиболее подготовленные участки обороны и навести на них артиллерию и армейскую авиацию. А наступать этот батальон должен либо в выявленные промежутки и стыки между обороняющимися подразделениями, либо в образованный огневыми средствами «коридор», где сопротивляться уже просто некому.

По нашим понятиям, такой способ «атаки» несколько затратен по расходу боеприпасов и слабо отвечает основному критерию, предъявляемому нашей тактикой к наступающим войскам: «овладеть высотой 507,5 к двенадцати часам! Любой ценой!».

Но дело в том, что общевойскового американского командира, как правило, не ограничивают временем выполнения наступательной боевой задачи и расходом боеприпасов!

Поэтому  он имеет возможность спокойно маневрировать как силами и средствами, так и временем, предоставляя «всю славу» огневого поражения противника артиллерии и авиации. Огневой бой механизированные батальоны ведут на максимальной дистанции, продвигаясь вперед только по мере поражения огневых средств обороняющихся. При этом американцы максимально используют свое преимущество в различных средствах разведки и целеуказания, а также широко используют обмен тактической информацией со своими и взаимодействующими подразделениями  об их положении и выявленных целях. Даже в контактном бою они предпочитают действовать бесконтактными способами.

При таком раскладе оборона нашей бригады практически обречена.

Нарушения в системе управления, наложенные на ее изначальную громоздкость и малоподвижность, не дадут своевременно оценивать обстановку, вскрывать направление главного удара при очередной атаке и быстро маневрировать огнем и бригадными резервами на угрожаемые направления, что является единственным средством удержать занимаемые позиции при преимуществе противника практически во всем.

К тому же, в какой-то момент времени, сил для проведения контратаки, или просто закрытия бреши в обороне может попросту не хватить.

Что остается делать?

При недостатке сил и средств для ведения обороны необходимо….

НАСТУПАТЬ!

Продолжение следует.

Управление, новые штаты, бригады, Армия, военная реформа, ГШ, тяжелая бригада новейшего облика, Макаров, Танки

Previous post Next post
Up