Т 1, Разд. 1, Гл. 2,
(Часть 10)
Военно-морские силы СССР накануне войны находились в стадии развернутого строительства большого флота, программа которого была принята еще в 1935 г. Общее направление развития Военно-морских сил СССР шло по линии создания мощного морского и океанского флота, включающего в свой состав корабли всех классов, в том числе тяжелые крейсеры и линейные корабли (от строительства последних не отказывались, несмотря на ограниченные возможности нашей судостроительной промышленности). Большое внимание уделялось развитию подводного флота.
Значительная часть новых кораблей начала вступать в строй в конце 30-х годов, а многие из них вошли в состав флотов в 1940-1941 гг. Кроме того, большое количество кораблей всех классов к началу войны находилось в стадии строительства.
В связи с быстрым количественным и качественным ростом наших военно-морских сил в конце 30-х годов был образован Народный Комиссариат Военно-Морского Флота, возглавивший руководство Военно-морскими силами СССР. Народный Комиссариат Военно-Морского Флота, возглавивший руководство Военно-морскими силами СССР.
К началу войны уровень оперативной и боевой подготовки личного состава флотов был удовлетворительным. При подведении итогов учебы за 1940 г. была отмечена с лучшей стороны подготовка одиночных кораблей и однородных соединений. Однако экипажи значительного количества кораблей, недавно вступивших в строй, и соединения последних являлись недостаточно сколоченными организмами. Причем этот недостаток относился также к лучшим кораблям советских Военно- морских сил. Учения и маневры, проведенные на флотах и флотилиях в конце 1940 г., показали некоторый, но пока еще явно недостаточный сдвиг вперед в вопросах организации взаимодействия при решении сложных тактических задач.
В качестве одного из главнейших недочетов в подготовке флотов и флотилий отмечалось несоответствие уровня и культуры боевого управления флотами требованиям ведения современного боя и операции. Указывалось также на недостаточное знание флотами и флотилиями своего театра действий и неудовлетворительное изучение своих вероятных противников.
Согласно планам боевой и оперативной подготовки флота на 1941 г. на всех кораблях предполагалось развернуть боевую подготовку в свете новых требований в полной мере с весны 1941 г. и к осени отработать сложные формы взаимодействия разнородных сил флотов в различных видах морских операций. Выполнить намеченные мероприятия в полном объеме помешала война.
Войска ПВО страны. К началу войны вся территория страны была разделена на зоны ПВО, которые, как правило, совпадали с территорией военных округов и объединяли войска ПВО, несшие боевую службу на этой территории. Средства ПВО, организационно входившие в состав соединений и оперативных объединений, в состав зон ПВО не включались. Войска ПВО каждой зоны (за исключением авиации) подчинялись соответствующему командующему военным округом через его помощника по ПВО. В аппарате военного округа имелось управление зоны ПВО. Общее руководство войсками ПВО страны осуществлялось Народным Комиссариатом Обороны СССР через имевшееся в нем Главное управление ПВО.
Истребительная авиация, выделенная для противовоздушной обороны важнейших центров страны, в состав зон ПВО не входила. Руководство частями истребительной авиации осуществлялось по линии: командующий ВВС Советской Армии- командующий ВВС военного округа.
К июню 1941 г. в составе войск ПВО Советской Армии имелись следующие зоны противовоздушной обороны: Московская, Северная, Северо-Западная, Западная, Киевская, Южная, Харьковская, Орловская, Северо-Кавказская, Закавказская, Среднеазиатская, Забайкальская и Дальневосточная.
На вооружении войск ПВО находились зенитные пушки среднего и малого калибра, зенитные пулеметы, зенитные прожекторы и аэростаты заграждения. Следует отметить, что 65% зенитной артиллерии среднего калибра состояло из 76-мм пушек образца 1931 и 1938 гг., снятых с производства уже в 1940 г. Пушек калибра 85 мм к началу войны насчитывалось в войсках приграничных округов ограниченное количество.
Общая укомплектованность зенитно-артиллерийскими средствами зон первой полосы (западные приграничные округа) была самой высокой и составляла по орудиям среднего калибра - 95% к штату, по орудиям малого калибра - 90% и: по зенитным пулеметам - 70,6%.
Истребительная авиация, выделенная для целей ПВО, была укомплектована материальной частью на 60%. По типам самолетов эта авиация состояла из И-15 (1%), И-16 (66%), И-153 (24%), Як-1 и МиГ-3 (9%). Большинство из этих самолетов, за исключением Як-1 и МиГ-3, уступало в скорости даже некоторым типам немецких бомбардировщиков и обладало слабой маневренностью, что крайне отрицательно сказалось на нашей противовоздушной обороне в начальный период войны.
Из всего изложенного выше видно, что к началу Великой Отечественной войны как Сухопутные войска, так и Военно-воздушные и Военно-морские силы СССР находились в стадии развертывания, перевооружения и интенсивной работы по освоению новой техники и вооружения.
Значительный рост Вооруженных Сил в течение короткого срока привел к тому, что во всех соединениях Советской Армии и Военно-Морского Флота создался большой некомплект среднего и младшего командного состава.
Многие войсковые части, корабли, соединения сухопутных войск, авиации и флота еще не были сколочены как боевые организмы и прошли лишь начальную боевую подготовку.
На боеспособности частей Советской Армии не могло не отражаться и то обстоятельство, что половина рядового состава (призыв 1940 г.) прошла лишь начальное обучение в зимних условиях; летняя подготовка в войсках только что была начата.
Старший и высший командный состав, выдвинутый в связи с развертыванием Вооруженных Сил на высшие должности, еще недостаточно освоился со своими новыми обязанностями.
Наиболее слабой стороной оперативной подготовки командования и штабов всех степеней являлись вопросы управления войсками в сложных условиях боевой обстановки.
Не было также отработано и взаимодействие войсковых соединений различного типа: танковых и моторизованных дивизий, механизированных и стрелковых корпусов, а также сухопутных войсковых соединений, кораблей и соединений флота с авиацией.
Все это весьма отрицательно отразилось на боеспособности Вооруженных Сил СССР в начальный период войны.
Одной из серьезных причин, усложнивших боевую деятельность войск в начальный период войны, явилась слабая готовность к войне частей и учреждений оперативного и войскового тыла приграничных округов.
К началу войны приграничные округа располагали значительными запасами материальных средств, которых было вполне достаточно для удовлетворения потребностей войск на длительный период напряженной борьбы. Достаточно сказать, например, что обеспеченность боеприпасами для наземной артиллерии составляла около восьми боекомплектов, в том числе для артиллерии среднего калибра - 6,8, для артиллерии крупного калибра - 8,8 и для минометов всех систем - 7,4 боекомплекта. Аналогичным было положение и с горюче-смазочными материалами.
Однако к 22 июня 1941 г. большинство запасов материальных средств приграничных округов, предназначенных для питания войск с началом войны, было сосредоточено на стационарных складах, удаленных от войск на значительные расстояния. В соединениях и частях было лишь по одному боекомплекту боеприпасов и по одной заправке горючего. Необходимых мер к своевременному развертыванию полевых баз вблизи от войск с целью обеспечения немедленного восстановления расходуемых средств принято не было. Там же, где они были развернуты, командиры соединений не были ориентированы о месте их расположения, о порядке и времени получения из них положенных видов довольствия.
Также не были продуманы и доведены до командиров соединений способы обеспечения войск в сложных условиях обстановки при захвате противником инициативы действий, при нарушении нормальной работы железнодорожного транспорта под воздействием вражеской авиации, при нарушении управления и потере связи.
На снижение боевой готовности оперативного тыла оказывала влияние и низкая укомплектованность частей и учреждений тыла людьми и транспортом. Особенно это относилось к частям подвоза (автомобильные полки и батальоны). В еще большей мере этот недочет относится к войсковому тылу. Тыловые подразделения и части соединений (автобатальоны, медико-санитарные батальоны, полевые хлебозаводы и другие) не были развернуты и укомплектованы необходимыми кадрами специалистов и транспортными средствами.
В то же время наличные кадры не получили в мирное время необходимой практики для работы в полевых условиях, поскольку соединения длительное время обслуживались стационарными учреждениями (подвоз материальных средств по железной дороге с постоянных складов, медицинское обслуживание через стационарные клиники и госпитали, хлебопечение в местных (городских) хлебопекарнях и т. д.). Организуя подобным образом снабжение и обслуживание войск, командиры частей и соединений не проявили должной заботы о подготовке своих тыловых учреждений к работе в боевой обстановке, к тренировке и сколачиванию их в слаженные организмы, способные в короткий срок перестроиться на работу в боевых условиях. Все это с предельной ясностью обнаружилось в первые же дни войны.