ОПЕРАЦИИ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТ­ВЕННОЙ ВОЙНЕ. Т 1, Разд. 1, Гл. 1, Часть 1

Mar 06, 2019 14:58


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ЕВРОПЕ
НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОДГОТОВКА СССР К ОТРАЖЕНИЮ ФАШИСТСКОЙ АГРЕССИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ФАШИСТСКАЯ АГРЕССИЯ В ЕВРОПЕ И ПОДГОТОВКА ГЕРМАНИИ К ВОЙНЕ ПРОТИВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
(Часть 1)

В результате поражения империалистической Германии в первой мировой войне и навязанного ей странами-победителями Версальского мирного договора Германия как конкурент США, Англии и Франции на мировых экономических рынках была на длительный срок выведена из строя.
Однако, добившись в войне поставленных политических и экономических целей, страны-победительницы оказались бессильными преодолеть противоречия, существовавшие между ними и побежденными. Германские монополисты не могли примириться с тем положением, в которое они были поставлены Версальским договором. Идеи реванша и возвращения в разряд ведущих государств мира стали движущей пружиной всей последующей политики империалистических кругов Германии. Играя на противоречиях политического и экономического характера между странами-победительницами, на национальных чувствах германского народа и используя противоречия особого характера между капиталистическим миром и возникшим в результате  революции в России новым миром социализма, германские империалисты все свои усилия направили на быстрейшее восстановление военно-экономического потенциала Германии и на создание необходимых предпосылок для ведения реваншистской войны.
Подобное направление немецкой политики не могли не видеть правящие круги Англии, Франции и США. Но конкуренция между странами-победительницами, а также стремление подчинить своему влиянию германскую экономику заставили монополистов США, Англии и Франции вскоре после окончания мировой войны согласиться на вложение своих капиталов в экономику Германии и тем самым способствовать ее быстрому восстановлению.
Достаточно сказать, что из общей суммы капиталовложений в германскую промышленность, составлявшей в период с 1930 г. 40 млрд, марок, 25-30% приходилось на долгосрочные займы за границей и на иностранные капиталовложения, которые шли из США, Англии и других капиталистических государств. [1]
Немалое влияние на форсированное восстановление военно-­экономического потенциала Германии оказали господствовав­шие в то время в среде правящих кругов западных держав идеи реставрации капитализма в СССР путем вооруженной интервенции. Правящие круги США, Англии и Франции видели в Германии потенциальную силу для реализации этих идей и делали все от них зависящее, чтобы превратить Германию в ударный кулак для агрессии против СССР.
Так, при прямой экономической и политической поддержке со стороны западных держав Германия, несмотря на все огра­ничивающие ее по Версальскому договору рогатки, в начале 30-х годов вновь выдвинулась в разряд ведущих капиталисти­ческих государств.
Внутренний рынок Германии и ее сырьевые ресурсы стали к этому врехмени уже недостаточными для быстро развивав­шихся германских монополий, а рамки Версальского договора превратились в оковы для их дальнейшего развития.
В такой обстановке в феврале 1933 г. государственную власть в Германии захватила реакционная националистическая фашистская партия во главе с Гитлером, являвшаяся вырази­телем империалистических устремлений наиболее крупных не­мецких промышленных и финансовых магнатов. С этого времени вся государственная политика Германии была подчинена инте­ресам самой реакционной, реваншистской группировки немец­кой империалистической буржуазии. В стране был установлен режим фашистской диктатуры.
В основу внутренней и внешней политики германского фа­шизма была положена программа реванша, захватнической войны и установления мирового господства «высшей герман­ской расы». Краеугольным камнем этой политической про­граммы стала разнузданная антикоммунистическая пропаган­да, сопровождавшаяся внутри страны уничтожением всех демо­кратических завоеваний германских трудящихся. Как известно, первые шаги нового правительства Германии в области внут­ренней политики были отмечены прежде всего беспощадной расправой с авангардом немецкого рабочего класса - Комму­нистической партией Германии и ее сторонниками.
Экономическая программа фашистской партии была подчи­нена интересам германских монополистов. Начиная с 1933 г. в фашистской Германии стала усиленно проводиться принуди­тельная картелизация, в результате чего за период с 1933 по 1941 г. количество акционерных обществ уменьшилось почти в два раза. Характер экономического и политического развития фашистской Германии фактически определялся руководителями крупнейших монополистических объединений, среди которых можно отметить Стальной трест («Ферейнигте Штальверке»), Химический трест («И. Г. Фарбениндустри»), концерн Круппа, «Заводы Германа Геринга» и др.
Несмотря на ограничения Версальского договора некоторые мероприятия по созданию базы военной экономики и вооружен­ных сил в Германии начали проводиться еще до 1933 г. Разре­шенная по Версальскому мирному договору 100-тысячная армия была сформирована и организована так, что могла служить костяком для быстрого развертывания массовых вооруженных сил. Производство различных видов боевой техники, запрещен­ное по Версальскому договору, осуществлялось посредством размещения определенного количества военных заказов и даже строительства собственных заводов за границей.
Особенно быстро германская военная экономика и воору­женные силы Германии начали расти после открытого отказа от версальских ограничений, провозглашенного гитлеровским правительством вскоре после прихода его к власти.
В результате мобилизации всех ресурсов страны и иностран­ного капитала, а также усиленной эксплуатации трудящихся в фашистской Германии за короткий срок была создана эконо­мическая и военная база агрессии.
Проводя подготовку к захватнической войне, правящие круги фашистской Германии уделяли исключительно большое внимание идеологической обработке народа и вооруженных сил. С этой целью широко распространялись и всячески вну­шались германскому народу шовинистические, человеконена­вистнические идеи о каком-то особом арийском происхождении немцев, дающем им якобы право на угнетение и даже истребле­ние других народов и в конечном счете на мировое господство. При этом всеми средствами затушевывалось экономическое и политическое неравенство классов, были изъяты из употребле­ния такие понятия, как империализм, монополистический капитал, финансовая олигархия. Вместо этого врагами немец­кого народа объявлялись «международные евреи», «славяне», «коммунисты».
Играя на национальных чувствах немецкого народа, гитле­ровцы пропагандировали необходимость борьбы Германии за расширение «жизненного пространства», которого у ней якобы явно недоставало. При этом, будучи врагами прогресса и со­циализма, они объявили о своем главном намерении расширить это жизненное пространство прежде всего путем агрессии про­тив Советского Союза. В фашистской Германии была раз­вернута широкая пропагандистская кампания против коммунизма.
Афиширование антикоммунизма и антисоветского полити­ческого курса объяснялось также и тем, что германские мили­таристы рассчитывали таким путем найти сочувствие и под­держку своей агрессивной политики со стороны реакционных кругов западных держав. Как известно, этот расчет оказался правильным.
Несмотря на очевидное вероломство политики гитлеровцев, направленной против всех свободолюбивых народов мира и к завоеванию мирового господства, им без особого труда уда­валось добиваться фактического санкционирования, а иногда и прямой поддержки своих агрессивных действий со стороны пра­вящих кругов Англии и Франции и молчаливого согласия со стороны империалистов США. Считалось, что все эти действия нестрашны, поскольку они предпринимались в интересах созда­ния ударной силы в войне против СССР и не затрагивали коло­ниальных владений империалистических держав.
Так, германские милитаристы не встретили отпора даже тогда, когда они в нарушение Версальского договора в 1936 г. ремилитаризовали Рейнскую область, а в 1938 г. присоединили к Германии Австрию. Более того, осенью 1938 г. гитлеровцы получили официальное согласие от глав правительств Англии и Франции в Мюнхене на захват западных районов Чехосло­вакии.
Фашистская Германия не встретила противодействия со стороны правящих кругов западных держав и тогда, когда она предприняла интервенционистские действия на стороне фалангистов Франко в гражданской войне 1936-1939 гг. в Испании.
Для того чтобы еще больше убедить западных покровителей в своем твердом намерении воевать только против Советского Союза, Гитлер 30 сентября 1938 г. подписал с Чемберленом англо-германскую декларацию о взаимном ненападении. 6 де­кабря в Париже аналогичную франко-германскую декларацию подписали Риббентроп и Боннэ. В октябре - ноябре 1938 г. и позднее в марте 1939 г. в Лондоне между ответственными пред­ставителями фашистской Германии, с одной стороны, и Велико­британии - с другой, велись переговоры с целью заключения широкого соглашения по экономическим и колониально-терри­ториальным вопросам. При этом английские представители стремились договориться с гитлеровцами о том, чтобы Герма­ния искала удовлетворение своих экономических и терри­ториальных претензий не на Западе, а за счет Советского Союза. [2]
Тем временем фашистская Германия, пользуясь уступчи­востью англичан и надеясь на то, что по примеру Мюнхена ей не будет оказано противодействия, продолжала осуществлять агрессивные акты в Европе. Весной 1939 г. она полностью за­хватила Чехословакию, а также вынудила Литву подписать соглашение о передаче ей Клайпедской области (Мемель). 23 марта 1939 г. немецко-фашистское правительство заключило договор с Румынией, по которому последняя становилась в фак­тическую зависимость от фашистской Германии. В том же месяце гитлеровцы потребовали от Польши передачи им Дан­цига и предоставления экстерриториальных автострад и же­лезной дороги в Польском коридоре.
Нарушая все договоры и нормы международных отношений, немецко-фашистское правительство за короткий срок значи­тельно расширило сферы своего влияния в Европе и стало серьезно угрожать непосредственным интересам английского и французского империализма.
В этой обстановке правящие круги Англии и Франции, по­чувствовав, что они слишком далеко зашли в своей политике уступок Гитлеру, попытались укрепить свои политические по­зиции в Европе и в то же время показать Гитлеру, что они не намерены больше уступать ему, не получая взамен выполнения взятых им на себя обязательств. С этой целью они заключили в марте - апреле 1939 г. ряд соглашений с Румынией, Польшей, Грецией и Турцией, гарантируя им свою поддержку в случае агрессии против них со стороны Германии. Подлинный смысл этих гарантий раскрыл тогдашний германский посол в Лондоне Дирксен. «Англия хочет,- писал он,- посредством вооруже­ний и приобретения союзников усилиться и поравняться с осью, но в то же время она хочет попытаться путем переговоров прийти к полюбовному соглашению с Германией». [3] Однако ни угрозы, ни попытки договориться с Гитлером о заключении, широкого англо-германского соглашения по политическим, эко­номическим и военным проблемам, предпринятые в июне - августе 1939 г. в Лондоне, не остановили фашистскую Герма­нию от дальнейшего расширения агрессии.
1 сентября 1939 г. гитлеровская Германия напала на Польшу. Через два дня, 3 сентября, Англия и Франция были вынуждены в силу взятых на себя обязательств объявить Гер­мании войну. Так началась Вторая мировая война.
Германия, используя преимущества в подготовке и вооруже­нии своей армии, одержала за короткий срок ряд молниеносных побед.
В сентябре 1939 г. потерпела поражение Польша, в апре­ле- мае 1940 г. были оккупированы Дания и Норвегия. В мае - июне того же года потерпели поражение и были вынуждены капитулировать Бельгия, Голландия и Франция. Разгромленные на севере Франции английские экспедицион­ные войска эвакуировались через Дюнкерк в метрополию.
Британские острова оказались в сфере действий немецкой авиации, а коммуникации, связывавшие их с колониями, - под ударами немецких самолетов и подводных лодок, получивших возможность базироваться на порты атлантического побережья Западной Европы. Господствующее положение в Западной Европе, занятое фашистской Германией, позволило ее руко­водителям считать, что немецкий тыл на западе достаточно обеспечен для успешного ведения войны против СССР. Англия в расчет не бралась. Гитлеровцы рассчитывали склонить ее путем переговоров и устрашающего воздействия воздушных налетов к прекращению войны. Более того, германское прави­тельство предприняло даже попытку привлечь Англию к уча­стию в войне против СССР. С этой целью в мае 1941 г. Гитлер направил в Англию одного из главарей нацистской пар­тии-Гесса, поручив ему убедить политиков Великобритании прекратить войну с Германией и примкнуть к «крестовому по­ходу» против СССР. Однако общественное мнение английского народа, равно как и мировое общественное мнение, было на­столько возмущено агрессивными действиями фашистского блока и так настойчиво требовало активного противодействия гитлеровским захватчикам, что правящие круги Англии были вынуждены отклонить предложение Гесса.
Неудача в Англии не остановила Гитлера от попыток созда­ния коалиции агрессивных государств для нападения на Совет­ский Союз. Немецкие фашисты путем давления и угроз доби­лись согласия реакционных, антисоветски настроенных пра­вительств Финляндии, Румынии и Венгрии на использова­ние территорий, экономических ресурсов и вооруженных сил этих стран для войны против СССР. С Турцией фашистская Германия заключила пакт о дружбе. Немецкая агентура в Иране деятельно готовила почву для включения этой страны в фашистскую коалицию. Интенсивную подготовку к войне про­тив Советского Союза вели также союзники Германии - фашистская Италия и империалистическая Япония.
Европейские государства, попытавшиеся оказать противо­действие фашистской агрессии, были покорены силой оружия. 1 марта 1941 г. немецко-фашистские войска оккупировали Бол­гарию, а в апреле того же года они вторглись в Югославию и в Грецию.
К весне 1941 г. под пятой гитлеровских оккупантов находи­лась почти вся Западная, Центральная и Юго-Восточная Европа. За счет присоединения к Германии ряда захваченных земель территория и население Германии значительно воз­росли. Это наглядно видно из приводимой ниже таблицы 1.

Таблица 1
ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ ГЕРМАНИИ К КОНЦУ 1940 г. [4]

Наименование областей
Территория в кв. км
Население в тыс. человек

Германия в границах 1937 г
Области, присоединенные к Германии:
470 636
68 980

Австрия
83 764
6759

Саар
1219
82

Судетская область
28 971
3636

Мемельская область
2416
155

Свободный город Данциг
1893
392

Западная Польша
91 973
9936

Германия с присоединенными областями
680 872
89 940

.

[1] Б. Фогараши. Германия, Воениздат, Москва, 1941, стр. 37.
[2] А. Д. Никонов. Происхождение второй мировой войны и европей­ский политический предвоенный кризис 1939 г., Изд. Акад. наук СССР, Москва, 1955, стр. 23-25.
[3] Документы и материалы кануна второй мировой войны, том II, Архив Дирксена (1938-1939 гг.). Госполитиздат, 1948, стр. 206.
[4] Промышленность Германии в период войны 1939-1945 гг., перевод с немецкого, Изд. иностранной литературы, Москва, 1956, стр. 184-185

план Барбаросса, Великая Отечественная война, ВОВ, Операции ВС СССР, оперативное искусство

Previous post Next post
Up